Оценка влияния факторов среды на функционирование предприятия на основе проведения SWOT-анализа
SWOT анализ – это анализ сильных и слабых сторон организации и возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации.
Анализ определяет положение организации по следующим признакам:
1. Преимущество по отношению к внешней среде;
2. Слабости по отношению к внешней среде;
3. Возможности, проистекающие во внешней среде;
4. Угрозы из внешней среды;
5. Характеристики состояния внутренней среды организации (персонал, технология, структура, стиль управления, корпоративная культура), их сильные и слабые стороны.
По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения. SWOT-анализ позволяет упорядочить разрозненные представления о компании и конкурентном окружении и получить схему взаимодействия сил и слабостей, возможностей и угроз.
Для того чтобы обозначить основные направления роста эффективности менеджмента предприятия, оказывающих влияние на деятельность предприятия, нужно определить сильные и слабые стороны в деятельности фирмы и оценить потенциал фирмы, применив SWOT-анализ.
SWOT-анализ подчинен основному принципу – стратегия должна обеспечивать хорошее соотношение внутренних возможностей организации (ее сильных и слабых сторон) с ее внешней ситуацией (отраженной частично в ее возможностях и опасностях).
Рисунок 3 – Алгоритм проведения SWOT-анализ
Этапы проведения анализа:
1. Определение сильных и слабых сторон предприятия
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия, необходимо:
1. составить перечень параметров, по которому вы будете оценивать свое предприятие;
2. по каждому параметру определить, что является сильной стороной вашего предприятия, а что — слабой;
3. из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны вашего предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа (таблица 5).
Таблица 5 - Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны предприятия | Рыночные возможности |
Слабые стороны предприятия | Рыночные угрозы |
Для оценки предприятия можно воспользоваться следующим списком параметров (таблица 6):
1. Организация (уровень квалификации ваших сотрудников, их заинтересованность в развитии предприятия, наличие взаимодействия между отделами предприятия и т.п.)
2. Производство (производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)
3. Финансы (издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость вашего предприятия, прибыльность вашего бизнеса и т.п.)
4. Инновации (частота внедрения новых продуктов и услуг на предприятии, степень их новизны, сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.)
5. Маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг, известность марки, полноту ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала).
Таблица 6 – Определение сильных и слабых сторон предприятия
Параметр оценки | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Организация | ||
2. Производство | ||
3. и т.д. |
После этого из всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа. Оптимально, если вы сможете ограничиться 5-10 сильными и таким же количеством слабых сторон, чтобы не испытывать трудностей при дальнейшем анализе.
2. Определение рыночных возможностей и угроз
Для того чтобы определить рыночные возможности и угрозы необходимо:
1. составить перечень параметров, по которым будет проводиться оценка рыночной ситуации;
2. по каждому параметру определить, что является возможностью, а что — угрозой для предприятия;
3. из перечня выбрать наиболее важные возможности и угрозы и занести их в матрицу SWOT-анализа.
За основу при оценке рыночных возможностей и угроз взять следующий список параметров (таблица 6):
1. Факторы спроса (емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию предприятия и т.п.)
2. Факторы конкуренции (количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.)
3. Факторы сбыта (количество посредников, наличие сетей распределения, условия поставок материалов и комплектующих и т.п.)
4. Экономические факторы (курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.)
5. Политические и правовые факторы (уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)
6. Научно-технические факторы (уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.)
7. Социально-демографические факторы (численность и половозрастная структура населения региона, в котором работает ваше предприятие, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.)
8. Социально-культурные факторы (традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)
9. Природные и экологические факторы (климатическая зона, в которой работает ваше предприятие, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.)
10. Международные факторы (уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.)
Далее, как и в первом случае, заполняете таблицу (таблица 7): в первый столбец вы записываете параметр оценки, а во второй и третий — существующие возможности и угрозы, связанные с этим параметром. Примеры в таблице помогут вам разобраться с составлением списка возможностей и угроз вашего предприятия.
Таблица 7 - Определение рыночных возможностей и угроз
Параметр оценки | Возможности | Угрозы |
1. Конкуренция | ||
2. Сбыт | ||
3. и т.д. |
После заполнения таблицы 7, необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные. Выбрать необходимо те события, которые произойдут с большой долей вероятности и окажут заметное влияние на предприятие. Эти возможности и угрозы занести в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка
Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа (таблица 8).
Таблица 8 - Матрица SWOT-анализа
Возможности: 1. 2. … | Угрозы: 1. 2. … | |
Сильные стороны: 1. 2. … | Как воспользоваться возможностью? | За счет чего можно снизить угрозы? |
Слабые стороны: 1. 2. … | Что может помешать воспользоваться возможностью? | В чем заключаются самые большие опасности для фирмы? |
Приоритетность факторов внутренней и внешней среды осуществляется на основе метода «парных сравнений».
Заполнив матрицу и определив приоритеты, следует:
1. определить основные направления развития предприятия;
2. сформулировать основные проблемы, подлежащие скорейшему решению для успешного развития предприятия.
Общий объем второй главы составляет 23-25 страниц.