Глава 7. Цель и задачи, гипотеза и новизна научного исследования.
Целенаправленность – важнейшая характеристика деятельности человека. Прежде чем достигнуть чего-то, человек создает мысленный образ будущего, совершая так называемое опережающее отражение действительности. Исследовательская цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах проводимой научной работы. Это всестороннее изучение объекта, процесса или явления. Исследование, основанное на научных принципах и методах, их отношений, связей и структуры. А, также, разработка и внедрение в практику полученных результатов. Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы.
Главная цель содержит формулировку решения проблемы исследования, обеспечивающее внесение значительного вклада в теорию и практику. В соответствии с этой целью, выделяются несколько целевых задач. Как правило, в кандидатской диссертации содержится до пяти, а в докторской семь и более задач. Они отражают необходимость решения подпроблем, а именно: анализ, обобщение, обоснование, разработка отдельных аспектов общей проблемы. Сформулированные задачи корреспондируются с пунктами новизны проводимого исследования.
Все научные исследования имеют свой предмет и объект. Под объектом исследования понимается процесс или явление, порождающее проблемную область и избранное для изучения. Это система отношений, закономерностей, связей, видов деятельности, в рамках которой возникает проблема. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть. Из данного определения следует, что предмет – это то, что находится в границах объекта. Предмет исследования более узок и конкретен.
Разрабатывая систему целей и задач, целесообразно следователь следующим рекомендациям:
- не следует в исследовании (проекте) ставить слишком обширные цели;
- не предлагать решение узко практических задач;
- не ставить целью лишь обобщение экономической информации;
- не предлагать решение математических задач, имеющих опосредованное отношение к экономической науке;
В тоже время, представляют, безусловный, интерес:
- обоснование новой системы мер по совершенствованию предмета исследования;
- выявление существующих экономических закономерностей;
- разработка комплекса мер для успешного решения экономических проблем сегодняшнего дня;
- выявление новых приемов контроля эффективности реализуемых мер;
- разработка методологических и методических приемов экономических исследований и др.
Важным этапом научного исследования является разработка гипотезы, или научного предположения о реализации цели исследования. Гипотеза – предполагаемое решение проблемы. Она должна отражать цель исследования, включать в себя отношения, существующие между подлежащими изучению объектами или явлениями.
Гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
- отражать основные понятия проблемы исследования;
- содержать характеристику отношений в области исследования;
- отражать противоречия с существующим положением вещей в настоящее время;
- содержать новизну, характеризующую данное исследование.
В гипотезе должны содержаться три основных компонента:
- определенная посылка, т.е. исходные данные научного рассуждения;
- их движение или взаимозависимость понятий;
- предполагаемый результат как реализация цели исследования [1].
Существует разные методы построения гипотез. Приведем некоторые из них:
- мозговая атака - коллективный метод поиска новых идей и решений;
- аналогия символическая - аналогия, с помощью которой проблема описывается несколькими словами обобщенно;
- метод ассоциации основан на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий;
- метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым и др.
Формулируя исследовательскую гипотезу, следует учитывать рекомендации:
- необходимо четко определять задачи исследовательского проекта, а не ограничиваться лишь общим предметом исследования;
- следует четко определять основные гипотезы и обеспечивать их количественную проверку;
- не допускать тривиальности содержания гипотез.
Как отмечалось ранее, целью проведения исследований является получение нового для общества знания. Приведем познавательные ситуации благоприятные для получения нового знания:
- изучение известного явления с помощью специальных научных методов и превращение его благодаря этому в научно установленный факт;
- изучение уже известного науке явления на новом экспериментальном материале;
- переход от качественного описания известных в науке фактов к их, точно определяемой количественной характеристике;
- изучение известного в науке явления более совершенными методами;
- сопоставление, сравнительный анализ протекающих процессов и др. [2].
Соглашаясь с мнением великого английского ученого И. Ньютона, обратимся к практическим примерам.
Проекты - победители регионального конкурса Российского гуманитарного научного фонда "Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее"
Стратегия комплексного развития сельских территорий региона (по материалам Калужской области) № 08 – 02 – 59208, а/Ц, 2008 год.
Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект: задача исследования состоит в разработке стратегии комплексного развития сельских территорий региона с учетом экономических, социальных, природно-ресурсных факторов.
Новизна поставленной задачи: работа должна быть выполнена на базе современных методов системного анализа, методов теории расписаний, программно-целевого планирования, методов оценки экономической эффективности и предусматривать альтернативные варианты реализации разработанной долгосрочной стратегии.
Итоговым результатом исследования будет разработка стратегии комплексного развития сельских территорий региона. Обоснование подходов по интеграции муниципальных планов перехода к устойчивому развитию в стратегию устойчивого развития субъекта РФ. Предложение направлений и этапов государственной политики развития сельских территорий региона. В процессе работы планируется также подготовить программы по обучению руководителей и специалистов органов местного самоуправления и агропромышленных формирований, предпринимателей методике стратегического планирования устойчивого развития сельской местности и использованию передового зарубежного и российского опыта консультационно-информационного и финансового содействия развития сельских территорий.
Политика социально-экономического партнерства государства и кооперации № 08 – 02 – 59217, а/Ц, 2008 год.
Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект:
разработка комплекса теоретических, методологических положений и практических рекомендаций по дальнейшему краткосрочному и долгосрочному развитию небанковской инфраструктуры финансовых посредников в роли которых выступают кредитные кооперативы.
На ближайшую перспективу преодоление препятствий, замедляющих реализацию Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», а именно: нехватка квалифицированных кадров и недостаточное обеспечение сельского населения необходимой научно-методической литературой. Ставится задача организации процесса подготовки и повышения квалификации кадров со следующей специализацией: финансы и кредит, бухгалтерский учет, менеджмент с учетом кооперативной специфики. Разработка авторского курса «Небанковская инфраструктура финансовых посредников: кредитные кооперативы». Выполняет следующие задачи: ознакомление с возникновением и развитием идей кредитной кооперации за рубежом и в России; изучение внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развитие кредитной кооперации. Ознакомление с современными морально-этическими ценностями и принципами кооперативного движения; изучение правовой и экономической основы развития кредитной кооперации; ознакомление с особенностями создания и деятельности кредитных кооперативов; применение теоретических знаний в практической деятельности.
Особое место в курсе будет уделено практическим рекомендациям по реализации национального проекта.
В курсе предполагается отразить: нормативно-правовые документы с комментариями по их правоприменению; требования при взаимодействии с Россельхозбанком и властными структурами; подходам по программному обеспечению на уровне региона и муниципалитета; структуру и особенности бизнес-планирования и др.
На перспективу в ходе реализации проекта ставится задача подготовки концепции устойчивого развития кооперативной экономики на основе стратегии экономического партнерства государства и кооперации. Стержнем российской кооперации, на наш взгляд, должен стать кредитная кооперация. Речь ведется о создании сети некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи, т.е. системы самофинансирования как финансовой и экономической базы среднего класса.
Проведение эксперимента по созданию сети некоммерческих организаций требует проработки и апробации целого ряда вопросов.
Научная новизна исследования состоит в комплексном подходе к исследованию и разработке теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по оказанию научно-образовательных услуг при создании сети некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи как первоочередной и необходимой части кооперативной системы, обеспечивающей стратегию политики экономического партнерства государства и кооперации.
Наиболее существенные результаты, характеризующие научную новизну, заключаются в следующем:
выявление особенностей и тенденций формирования сети некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи и сферы научно-образовательных услуг, обслуживающих их;
раскрытие закономерностей развития сети некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи и комплекса научно-образовательных услуг, обслуживающих их;
предложение основных направлений, форм и способов развития сети некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи и комплекса научного, информационно-консультационного и кадрового обеспечения;
формирование методических рекомендаций по проведению организационной, разъяснительной, просветительской работы для властных структур регионального и муниципального уровней, бизнес сообщества и населения.
Стратегия региональной экономической безопасности (опыт Калужской области) № 08-02-59217, а/Ц, 2008 год.
Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект:
разработка комплекса теоретических, методологических положений и практических рекомендаций по развитию экономической подсистемы региональной безопасности, включающей в себя комплекс мер, препятствующих возникновению и реализации угроз для региональной экономики в целом, экономического положения жителей Калужской области и хозяйственных субъектов. В частности определение индикаторов, с помощью которых можно оценить уровень региональной экономической безопасности, рассчитать пороговые и фактические значения показателей безопасности Калужской области.
Реализация стратегии региональной экономической безопасности через систему мер, осуществляемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей – макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других, характеризующих:
Динамику и структуру валового внутреннего продукта региона, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное
Состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала региона;
Способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;
Состояние финансово-бюджетной и кредитной системы;
Качество жизни на селе
Научная новизна исследования состоит:
В разработке единого методологического подхода в оценке экономической безопасности региона;
В создании системы пороговых значений индикаторов экономической безопасности региона и детализации их состава по уровням территории;
Классификации территории региона по уровню их экономической безопасности (региональный, районный уровень, городской уровень и т.д.);
В диагностике территорий по степени экономической безопасности с указанием очагов кризисов;
В выработке сценария повышения экономической безопасности с выделением программно-целевых мероприятий;
В оценке эффективности целевых программ и мероприятий, в том числе расчете синергетического эффекта.
Малые формы хозяйствования в реализации задач социально-экономического обустройства сельских территорий № 09 – 02- 59227, а/Ц, 2009 год.
Целью исследования является уточнение теоретических положений и комплексная разработка практических организационно-экономических механизмов развития малых форм хозяйствования на сельских территориях на основе совершенствования инновационной и инвестиционной деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
исследование теоретических подходов обеспечения устойчивого развития сельской местности региона;
проведение анализа инвестиционного потенциала малых форм хозяйствования сельских территорий региона;
разработка классификации инноваций в деятельности малых форм хозяйствования и определение их значения в социально-экономическом развитии региона;
внесение рекомендаций по формированию политики развития сельских территорий региона;
формулировка предложений по совершенствованию управления инвестиционным и инновационным развитием малых форм хозяйствования в сельской местности региона.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственной поддержки малых форм хозяйствования решающих проблемы социально-экономического обустройства сельских территорий регионов.
Основные результаты, содержащие элементы научной новизны:
обоснование значения процессов разработки и реализации инвестиционной политики поддержки малых форм хозяйствования в сельской местности, обеспечивающей повышение социально-экономического роста территории региона;
выявление основных направлений деятельности малых форм хозяйствования в обеспечении устойчивого развития сельских территорий;
разработка региональной модели организационно – управленческого механизма развития малых форм хозяйствования на селе;
предложение механизмов упрощенного доступа к финансовым ресурсам для представителей малых форм хозяйствования региона.
Социально – экономическая эффективность государственной поддержки развития региональной системы кооперативных услуг № 09 – 02 – 59218, а/Ц, 2009 год.
Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и методических рекомендаций по формированию стратегии экономического партнерства государства и кооперации в процессе создания региональной системы кооперативных услуг, способствующей повышению конкурентоспособности региональной экономики.
В соответствии с этой целью основными задачами являются:
- разработка теоретических подходов к исследованию эффективного экономического партнерства государства и кооперации на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта;
- обоснование форм и методов участия государства в создании системы некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи в регионах с акцентом на усиление поддержки инфраструктуры кооперативных посредников;
- определение перспективных форм научного, кадрового и информационно-консультационного обеспечения системы региональных кооперативов и их союзов;
- разработка методических рекомендаций по проведению организационно-экономической работы региональными органами государственной власти, местными органами самоуправления и предпринимательскими структурами, направленной на создание системы кооперативной взаимопомощи в регионе;
- совершенствование экономических институтов, способствующих развитию региональной системы кооперативных услуг.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке стратегии экономического партнерства государства и кооперации, основанной на создании системы региональных некоммерческих организаций взаимопомощи на базе потребительских кооперативов.
Основные результаты исследования, содержащие элементы научной новизны сводятся к следующему:
- развитие теоретических принципов, уточнение сущности и базовых понятий механизма взаимодействия государства и системы кооперативного предпринимательства;
- определение направления развития механизма экономического партнерства государства и кооперативных организаций регионов России, способствующего росту занятости и увеличению доходов населения, улучшению демографической ситуации в регионах;
- обоснование стратегии государственной поддержки развития системы некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи и инфраструктуры кооперативных посредников в регионах, предложение критериев, определяющих эффективность взаимодействия государства и кооперативных организаций;
- предложение новых форм подготовки кадров и информационно-консультационного обеспечения кооперативных организаций в регионах;
- разработка методических рекомендаций по развитию системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- внесение предложений по формированию системы налогообложения кооперативных организаций с учетом их специфических особенностей, направленных на обеспечение устойчивого развития системы кооперативных услуг в регионах.
Развитие трудового (интеллектуального) потенциала региона на базе научно-образовательных центров № 09 – 02 – 59207, а/Ц, 2009 год.
Целью исследования является научное обоснование и разработка методических положений по формированию научно-образовательных центров, обеспечивающих развитие трудового (интеллектуального) потенциала регионов, а также практических рекомендаций по их реализации.
В соответствии с формулируемой целью, основными задачами являются:
- разработка теоретических положений по формированию научно-образовательных центров в регионах на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта;
- определение направлений развития региональных научно-образовательных центров, способствующих инновационному развитию территорий и отраслей экономики;
- обоснование политики государственной поддержки формирования научно-образовательных центров в регионе;
- внесение предложений по механизму взаимодействия ВУЗов и научно-исследовательских институтов, в рамках центров с иными образовательными учреждениями;
- определение критериев эффективности деятельности научно-образовательных центров во взаимосвязи с социально-экономическим развитием региона.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке политики формирования региональных научно-образовательных центров, обеспечивающих развитие трудового потенциала для инновационной экономики субъектов РФ.
Основные результаты исследования, содержащие элементы научной новизны будут состоять в следующем:
- развитие теоретических основ, уточнение сущности и базовых понятий политики формирования региональных научно-образовательных центров, обеспечивающих развитие трудового потенциала для инновационной экономики субъектов РФ.
- определение направлений развития трудового потенциала на базе региональных научно-образовательных центров, способствующих социально-экономическому развитию территорий.
- разработке механизма взаимодействия ВУЗов, научно-исследовательских институтов и иных образовательных учреждений в обеспечении региональной экономики высококвалифицированными кадрами, исходя из реальных потребностей инновационного развития;
- внесение предложений по комплексному анализу деятельности научно-образовательных центров и выработке критериев оценки её эффективности, отражающих социально-экономическое развитие региона.
Инновационная деятельность по модернизации предприятий машиностроительного комплекса региона № 09 – 02 – 59228, а/Ц, 2009 г
Целью исследования является разработка научно-обоснованных теоретико-методических положений и практических рекомендаций по модернизации предприятий машиностроительного комплекса региона на основе стимулирования инновационной активности.
При этом необходимо решить следующие научно-инновационные задачи:
- разработать теоретико-методические подходы по формированию эффективной системы стимулирования инновационной активности машиностроительных предприятий с учетом отечественного и зарубежного опыта;
- обосновать создание новых предпринимательских структур в машиностроительном комплексе региона совместно с иностранными инвесторами, ориентированными на развитые технологии и перспективную продукцию;
- внести предложения по формированию оптимальной налоговой политики предприятий комплекса;
- разработать модель информационной и кадровой поддержки предприятий машиностроения региона, осуществляющих непрерывную модернизацию производства на основе реализации стратегических инноваций;
- предложить методику комплексной оценки эффективности инновационной деятельности по модернизации предприятий машиностроительного комплекса региона.
Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании теоретико-методических и практических рекомендаций по модернизации предприятий машиностроительного комплекса региона на основе реализации стратегических инноваций.
Основные результаты исследования, имеющие признаки научной новизны, заключаются в следующем:
- развитие теоретико-методических положений по стимулированию инновационной активности машиностроительных предприятий региона, осуществляемому государством с применением соответствующих инструментов;
- предложение модели информационно-кадрового обеспечения предприятий машиностроения региона осуществляющих реализацию стратегических инноваций;
- разработка методики важнейших факторов оценки конкурентоспособности предприятий машиностроения, осуществляющих инновационное развитие;
- обоснование предложений по формированию оптимальной налоговой политики предприятий комплекса;
- внесение предложений по совершенствованию политики экономического партнерства предприятий машиностроительного комплекса региона с иностранными партнерами.
Региональная политика стимулирования развития малого предпринимательства № 09 – 02 – 59217, а/Ц, 2009 год.
Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и методических рекомендаций по формированию политики государственной поддержки малого предпринимательства в регионах России в процессе создания системы организационно-экономических инструментов и институтов стимулирования и на базе национальных проектов и программ, способствующих устойчивому комплексному развитию территории регионов страны.
В соответствии с этой целью основными задачами исследования являются:
- разработка теоретических подходов к исследованию эффективности государственной организационно-экономической поддержки малого предпринимательства на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта;
- обоснование форм и методов участия государства в создании системы инструментов и институтов стимулирования малого предпринимательства в регионах;
- определение критериев эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, основанных на количественной оценке динамики социально-экономического развития регионов;
- формирование предложений по наращиванию инновационной активности, диверсификации деятельности, по созданию мотивационного комплекса и системы оплаты труда, побуждающих к плодотворному труду, применительно к малым предприятиям;
- выявление основных факторов, способствующих повышению конкурентоспособности малых предприятий в регионах;
- внесение предложений по совершенствованию региональных институтов микрофинансирования, материально-технического, кадрового, информационно-консультационного обеспечения малого предпринимательства.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке политики государственной поддержки малого предпринимательства в регионах России, основанной на создании системы организационно-экономических инструментов и институтов стимулирования на базе национальных проектов и государственных программ.
Основные результаты исследования, содержащие элементы научной новизны будут состоять в следующем:
- развитии теоретических основ, уточнении сущности и базовых понятий механизма государственной поддержки малого предпринимательства через систему организационно-экономических инструментов и институтов стимулирования на базе национальных проектов и государственных программ;
- определении направления развития механизма государственной поддержки малого предпринимательства в регионах России, способствующего устойчивому комплексному развитию территорий;
- обосновании политики создания организационно-экономических инструментов и институтов стимулирования малого предпринимательства в регионах, обеспечивающей расширение границ «среднего класса» как составляющей социально-экономической базы российской модернизации и государственной стабильности;
- разработке процедуры комплексного социально-экономического анализа и экспертной оценки направлений и результатов государственной поддержки малого предпринимательства в регионах, их соответствия целям и задачам, поставленным национальными проектами и государственными программами;
- формирование системного подхода обеспечения качества продукции, работ и услуг малых предприятий, как основного фактора повышения их конкурентоспособности и расширения позиций на региональных рынках;
- приведении взаимовыгодного механизма реализации и соблюдения интересов трехстороннего партнерства: наемных работников, работодателей и государства, побуждающий к плодотворному труду, наращиванию инновационной активности, диверсификации деятельности малых предприятий;
- внесение предложений по совершенствованию институтов на основе государственно-кооперативного партнерства, обеспечивающих расширение доступа к ресурсам для малых предприятий.
Стратегия формирования материально-технической базы сельского туризма в Калужской области № 10 02- 54611, а/Ц, 2010 год.
Целью исследования является разработка концептуальных аспектов формирования материально-технической базы сельского туризма в регионе и эффективности ее использования, а также позиционирования продукта сельского туризма региона на российским и международном туристских рынках.
Для достижения цели исследования определены следующие основные задачи:
- сформулировать понятие и определить структуру материально-технической базы сельского туризма в регионе;
- проанализировать состояние и тенденции развития материально-технической базы сельского туризма: российский и зарубежный опыт;
- разработать концептуальные аспекты и программу мероприятий по формированию и использованию материально-технической базы сельского туризма в регионе;
-выработать рекомендации по созданию региональной структуры для обеспечения развития и эффективного использования материально-технической базы сельского туризма;
- выявить социально-экономические факторы развития сельского туризма, оценить возможные риски.
Научная новизна исследования состоит в разработке теоретико-методических положений и практических рекомендаций стратегии формирования и использования материально-технической базы сельского туризма в регионе, обеспечивающей эффективное продвижение продукта сельского туризма на туристских рынках и комплексное развитие сельских территорий.
Наиболее существенные результаты, характеризующие научную новизну работы, будут заключаться в следующем:
- обоснованы концептуальные положения формирования и использования материально-технической базы сельского туризма, которая опирается на туристко-рекреационные ресурсы региона;
- разработана стратегия формирования и использования материально-технической базы сельского туризма на основе специфики и диверсификации турпродукта;
- предложена программа мероприятий по формированию материально-технической базы сельского туризма в регионе, основанная на координации управления и непрерывности развития материально-технической базы за счет участников создания турпродукта;
- определена приоритетность для сельских территорий развития рыночных предложений (гостеприимные формы: гостевые дома, гостевые комнаты, ферма-ночлег и др.) турпродукта;
- сформулированы принципы построения системы управления материально-технической базой сельского туризма региона , в основе которой обеспечение единства и координации развития материально-технической базы для создания адекватного и конкурентоспособного турпродукта.
Источники финансирования антикризисных мер в регионе: оптимизация структуры бюджета № 10 – 02- 54615, а/Ц, 2010 год.
Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и методических рекомендаций по совершенствованию бюджетных отношений, системы управления бюджетным процессом и оптимизации структуры бюджета региона для обеспечения источников финансирования антикризисных мер. В соответствии с этой целью основными задачами являются:
-разработка предложений по совершенствованию межбюджетных отношений, сбалансированности и финансовому обеспечению регионального бюджета;
-разработка рекомендаций по укреплению налоговой базы регионального бюджета;
-расширение информационного обеспечения местных органов власти показателями налоговой и статистической отчетности;
-совершенствование инструментов используемых для мониторинга нужд и запросов населения региона;
-: улучшение качества планирования расходов за счет усиления контроля над обоснованностью включения затрат в состав расходов;
- увеличения доли затрат на реализацию областных целевых программ; использование на стадии планирования принципа логической обоснованности.
Научная новизна исследования состоит разработке теоретических положений и методических рекомендаций по совершенствованию бюджетных отношений, системы управления бюджетным процессом и оптимизации структуры бюджета региона для обеспечения источников финансирования антикризисных мер. Основные результаты исследования, содержащие элементы научной новизны заключаются в следующем:
-развитие теоретических основ, уточнение сущности механизма оптимизации структуры бюджета региона для обеспечения источников финансирования антикризисных мер;
- внесение предложений по улучшению качества планирования расходов за счет усиления контроля над обоснованностью включения затрат в состав расходов разделов регионального бюджета;
- изменение структуры бюджета в сторону уменьшения доли затрат на обеспечение деятельности органов исполнительной власти (за счет исключения дублирования выполняемых ими функций) и увеличения доли затрат на реализацию областных целевых программ связанных с обеспечением антикризисных мер;
- использование, на стадии планирования, принципа логической обоснованности увеличения доли затрат бюджета на те социально-экономические сферы, в которых в ходе мониторинга экономической безопасности выявлены наиболее кризисные ситуации.
-разработка системы оценки эффективности использования бюджетных средств в субъекте РФ в условиях экономической неопределенности, связанной с кризисными явлениями [3]..