Осн-ые виды и класс-кация АСУ
Все сис-мы упр-ния можно разделить на 2 класса: 1.информ-нные сис-мы обесп-щие сбор и выдачу инф-ции о ходе техн-кого процесса. В результате определяют, какие возд-вия следует произвести, чтобы упр-мый процесс протекал наилчшим образом. Осн-ая роль принадлежит чел-ку, а машина играет вспом-ную роль, выдавая для него необх-мую инф-цию. 2.упр-щие сис-мы, которые обесп-ют на ряду со сбором инф-ции выдачу команд исполн-лям или исп-ным мех-мам. Управ-щие сис-мы работают обычно в реальном масштабе времени.
Важ-шая роль прин-жит машине, а чел-к контралирует и решает наиболее сложные вопросы, которые по тем или иным причинам не могут решать вычислительные машины.
Сущн. и содерж. операт упр-ния
Сущ-ть всякого упр-ия закл-тся в выработке упр-щих решений и последующей реализации предусм-ных этими решениями упр-щих воздействий на определенном объекте управления.
Содерж-ием операт-ого упр-ния осн-ым про-вом является:-установление места (цеха, участка, рабочего места) и времени (квартала месяца, декады, смены) изг-ния изделий, сборочных единиц, деталей; -учет фактического хода про-нного процесса; -определение отклонений от заранее уст-нного плана;
-регул-ние хода про-ва, осущ-мого для того, чтобы ликвидировать последствия нежелательных отклонений и обеспечить своевр-ное вып-ние осн-ых задач оперативного управления.
Опера-ое упр-ние осн-ым про-вом осущ-тся на основе плана изгот-ия прод-ии, разраб-ого на год (квартал).Сис-ма оперативного упр-ния осн-ым про-вом пред-ет собой сложную орг-онно-плановую систему, вкл-щую: функц-ную;элементную; орг-ную подсистемы.
Функц-ное разбиение харак-ует круг ф-ций, которые должна выполнять сис-ма упр-ния.Поэлементное разбиение хар-ует осн-ные эл-ты, из кот-х она состоит.
Роль и место дисп. службы
Место дисп. службы в стр-ре упр-ния определяется след.положениями:
-служба д. у. явл-ся полнопр-ым и равноп-ным подраз-нием аппарата упр-ния; -СДУ подчиняется лишь рук-телю предп-тия и наделяется им соотв-щими полнам-ями необх-мыми для вып-ния своих ф-ций; -ведущий деспетчер имеет права главного спец-ста и явл-ся заместителем рук-ля по операт-ой работе.
Задачи дисп. службы: -сост-ние недельно-суточных графиков про-ва; -сост-ние операт. планов; -оператиное упр-ние; контроль за совершением выолняемых работ; - ведение оперативно-диспечерской док-ции.
Док-ции, опр-щими деят-ность дисп-кой службы, явл-ся графики про-ва работ. Посту-щая инф-ция отраж-ся в дисп-кой док-ции.
Дисп. упрв-ние предст-ет собой процесс централи-ного осущ-ния фун-ций уперат-ого упр-ния на основе рац-ного перераспр-ния ф-ций аппарата упр-ния и обработки инф-ции.
Диспетчерский наряд и совещание
Дисп-кое совещание проводится, как правило, 1 раз в неделю по субботам или понед. в зависимости от времени года. Время вроведения(утром или вечером) устан-тся решением рук-ля хоз-ва с изм-ем распорядка рабочего времени по периодам года. К участи в дисп. совещании привлекаются все работники аппарата упр-ния: гл. специалисты, заместители, руководители подразделений обслуж-щих и вспомогат-ых про-в и др. заинт-ные лица.
Дисп. час(планерка) проводится ежедневно вместо наряда. С учетом сложи-хся традиций, размеров хоз-ва, кол-ва бригад и ферм, наличия фнутрихоз-ных дорог и транспорта у специалистов, средсв связи. Дисп. час может проводиться утром, до начала с\х работ, или вечером, после окончания рабочего дня. Продолж-ноть дисп. часа не должно превышать 30 мин.
Эк. эфф-ть диспетчеризации
Срок окуп-сти капит. вложений:
Т= Кв\Чд (1), где Кв – объем капит вложений; Чд – чистый даход(плановый)
Чистый условный даход – разница между суммой экономии Ос от внедрения дисп. службы.и общей суммой затрат на ее эксплуатацию Зд: Чд=Ос-Зд(2)
Общая сумма экономии Ос: сумма стоимости доп-но полученной прод-ции в рез-те роста произв-сти труда за счет дисп-ции(в пределах до 2%) от стоимости реализ. прод-ции Эп, суммы экономии за счет снижения непроизв. затрат. Эн, экономии за счет сокращ. раб-ов Эр: Ос=Эп+Эн+Эр(3)
Затраты на экспл-цию Эп включают годовой фонд зар. платы.работников дисп. службы, аморт. Отчисления в пределах 10% от стоимости обор-ния и экспл. расх. В размерах 15% от стоимости оборудования: Эп=Рс*П\100% (4),где Рс – стоим реализ. прод-ции; П –рост произ-сти.
Экономия Эк от снижения непроизв. затрат:
Эк=Се*Пн\100 (5),где Се – непроизв. затраты, Пн – снижение непроизв. Затрат за счет внедрения диспю службы(20-30%)
Эк-мия за счет сокращ. раб-ов: Эр=Зпл+Кр(6), где Зпл – зар. плата 1 раб-ка, Кр – кол-во сокращ. раб-ов.
Общая сумма затрат на экспл. дисп службы Зд: Зд=Фз+А+Э (7),где Фз – фонд зар. платы, А – сумма аморт. Оборудния, исп-щей дисп. службой, Э –экспл. расходы. При этом А=Со*Ан\100% (8), где Со – стоим.оборуд-ния, Ан – норма аморт-ции.
Эксл. расходы: Э=Со*Эн\100(9),где Эн – удельный вес эксл. расх. в общей сумме затрат.
14.Сущ-ть и кат-рии кач-ва труда и прод.
Кач-во – сов-ность хар-тик объекта отно-еся к его спос-ти удовл-ять устан-ные и предп-емые потр-сти. Кач-во труда – целенап-нный конкретный труд, уровень которого опр-тся произ-льной спос-тью по осущ-нию полезной деят-ти к про-ву кач-ной прод-ции.
Осн-ные задачи кач-ва: -обесп с\х прод-ей безоп-ной для здоровья; -повышение произ-ти труда за счет сниж-ия изд-жек; -обесп-ния эф-ти с\х про-ва соотв-ему уровню цен на прод-цию выс-ого кач-ва;
-гарант-нный сбыт прод-ции за счет выс-их потреб-их св-в; -создание усл-ий для выгодной реал-ции прод-ции; -повыш-ие экспортных возможностей.
Пок-ли кач-ва прод-ции
Пок-тель кач-ва прод-ции – колич-ная хар-ка 1 или нескольких св-в прод-ции, вход-их вее кач-во.
Пок-ли кач-ва могут выр-ться в раз-ных ед-цах и м.б. безразмерными.
Пок-ли кач-ва: 1.пок-ли наз-чения – хар-ют св-ва прод-ции с учетом ее назна-ния: -всхожесть,- проростание; 2.пок-ли надеж-сти: -сохр-мость обор-ния; 3.пок-ли технологичности – св-ва обесп-щие макс. эф-т при мин. затр-тах; 4.эргономические пок-ли; 5.эстетические пок-ли; 6.эконом. пок-ли.
Принципы и ф-ции КСУКТП
Любая деят-сть вкл-ет нал-чие 3 сторон: -субъект, -инстр-т, сферы деят-ти.
Сис-ма упр-ния кач-вом – сов-сть организ-ных методик, стр-ры и рес-ов, необх-мых для общего рук-ва кач-вом.
В рамках общей орг-ной стр-ры д.б. четко устан-ны фун-ции отн-щиеся к сис-ме кач-ва, опред-ны границы полн-чий и каналы передачи инф-ции. Эл-ты сис-мы упр-ния кач-вом: техн-кие рещ-ния, нормат-ое обес-ние кач-ва.