Методы управления инновационными рисками
Управлять рисками при внедрении и продвижении инноваций на рынок очень сложно, если принимать во внимание высокую долю неопределенности.
В большинстве секторов экономики во многом используются одинаковые методы и механизмы снижения рисков, следовательно, поэтому многообразие способов обеспечения экономической безопасности инновационной деятельности при реализации концепции приемлемого инновационного риска путем снижения его до допустимого и управления уровнем инновационного риска можно объединить в несколько следующих основных групп: избежание (уклонение от риска), компенсация (резервирование) риска, страхование, хеджирование, локализация риска, распределение (диверсификация) риска.
Инновационная деятельность имеет особенность – значительную отдаленность получения результатов реализации, это затрудняет оценку рисков.
Процесс управления рисками включает следующее:
1) планирование управления рисками;
2) идентификацию рисков;
3) качественную оценку рисков;
4) количественную оценку;
5) планирование реагирования на риски;
6) мониторинг и контроль рисков.
При воздействии разнообразных внешних и внутренних факторов риска используются разные способы их снижения.
Методы управления рисками:
1) методы уклонения от риска, используемые в хозяйственной деятельности: отказ от ненадежных партнеров, от рискованных проектов, страхование рисков, поиск гарантов, увольнение некомпетентных работников;
2) методы локализации рисков используются нечасто, только когда удается довольно четко идентифицировать риски и источники их возникновения, к ним относятся: создание венчурных предприятий (дочернего предприятия);создание специальных структурных подразделений (с обособленным балансом); заключение договоров о совместной деятельности для претворения в жизнь рискованных проектов;
3) методы диверсификации рисков – это распределение общего риска на: ответственности между участниками; диверсификацию сбыта и поставок; диверсификацию инвестиций; распределение риска во времени (по этапам работы);
4) методы компенсации рисков тесно связаны с созданием механизмов предупреждения возникновения опасности. К ним относятся:
а) стратегическое планирование деятельности как метод компенсации риска;
б) прогнозирование внешней обстановки; мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды; создание системы резервов;
в) выработка финансовой стратегии для управления своими активами и пассивами; обучение персонала и его инструктирование;
5) метод страхования – образование специального фонда средств;
6) хеджирование – снижения риска заключения срочных контрактов (фьючерсов и опционов).
Государственное регулирование инновационной деятельности
В РФии
Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает:
- Конституцию Российской Федерации;
- Гражданский кодекс РФ;
- Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности);
- Федеральный закон О науке и государственной научно-технической политике»;
- Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»;
- Федеральный закон «О техническом регулировании»;
- Патентный закон;
- Закон РФ О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);
- Закон РФ О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
- Закон РФ О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);
- Закон РФ О селекционных достижениях»
В лекциях она давала схему – в воскресенье буду дома, выложу ее.
В Германии:
Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в Германии на различных уровнях – со стороны федерации, отдельных земель, а также Еврососоюза.
Федеральная политика основывается как на создании благоприятных условий для инновационной деятельности (например, путем установления налоговых льгот, лояльной федеральной законодательной базы), так и её прямой поддержки путем финансирования научных исследований через целевые программы, гранты и т.д. Таким образом, центральные органы власти формируют общую систему мер, направленных на поддержку и повышение уровня инновационной активности в стране. В государстве отсутствуют центральные механизмы, координирующие и определяющие приоритетные направления научных исследований, что дает возможность развития различных научных сфер. Существенную роль в создании и функционировании механизмов обмена и передачи технологий играют исполнительные органы власти отдельных земель федерации. Они вносят значительный вклад в создание систем поддержки научной деятельности отдельных лиц, создавая инновационные центры, технопарки, организации, содействующие инновационным процессам, разрабатывая специальные программы кредитования, субсидирования и иной финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности. Государственные программы поддержки инновационной деятельности рассчитаны в первую очередь на сектор малого и среднего бизнеса. Помимо мер государственной поддержки субъекты научной деятельности получают поддержку и от надгосударственных структур, в первую очередь, ЕС. Высшими органами управления Евросоюза сформулирован ряд задач в области инновационного развития – увеличение затрат на НИОКР, координация инновационной политики, создание единого европейского исследовательского пространства.
Франция:
Ориентация на малый и средний бизнес, также приоритет отдается направлениям, важным для гос-ва (космос там, медицина и бла-бла). Поддержка есть и на уровне государства и на уровне регионов. Больше развита на уровне регионов. Есть организации, занимающиеся выдачей беспроцентных госкредитов, а есть бизнес-ангелы, которые еще помимо кредитов, помогают познакомиться с нужными людьми. Еще у них инновации тесно связаны с образованием. У них даже Министерство образования и инновационной деятельности
Англия:
отсутствует система централизованного регулирования инновационной деятельностью, но есть хорошо разработанный механизм взаимодействия, позволяющий осуществлять координацию разработок инноваций на государственной уровне.
Эти 3 страны вечно соревнуются между собой.)
США:
базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Основными рычагами федерального правительства в стимулировании НИОКР являются два крупных межведомственных органа:
• Американский научный фонд, координирующий направления фундаментальных исследований.
• Американский научный совет, представляющий интересы промышленности и университетов в научно-технической политике.
Важнейшую роль в осуществлении государственных исследовательских программ играют:
• Министерство обороны
• Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) Другие министерства и государственные организации (Министерство энергетики, Национальный институт здравоохранения, Национальное бюро стандартов и др.) также оказывают содействие в стимулировании НИОКР, но только в пределах отраслевых программ.
Особенностью американской структуры - тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных, финансируемых за счет государственных и частных источников, организаций, среди которых:
• Национальный центр промышленных исследований,
• Национальная академия,
• Американская ассоциация содействия развитию науки
Япошки:
Правительство Японии финансирует примерно 25% от общего объема НИОКР, выполняемых в стране. Причем преимущественно финансируются исследования, осуществляемые в интересах гражданского общества. Основная доля бюджетного финансирования приходится на университеты и государственные научные организации. Фундаментальные исследования финансируются главным образом государством. Преимущественное развитие получили косвенные формы государственного финансирования инновационного предпринимательства. Фирмы, занимающиеся НИОКР, если и получают прямую финансовую поддержку, то только частично. В основном для таких компаний предусматриваются налоговые льготы. Кроме того, государство стимулирует малое инновационное предпринимательство через контракты и государственные заказы на разработку новых технических решений и изделий. Структуру инновационной деятельности в Японии можно представить следующим образом: 13% — фундаментальные исследования; 25 — прикладные исследования; 62% — опытно-конструкторские разработки.
Правительство Японии создало систему финансирования НИР и ОКР, позволяющую направлять средства кредитно-финансовых учреждений страны в приоритетные производства и отрасли экономики. Для этого в государственной промышленной политике предусмотрены как прямое, так и косвенное распределение кредитно-финансовых ресурсов, внедрение практики перекредитования; применяется стратегия заниженного уровня процентных ставок, создаются согласительные советы «банк — правительство — субъект экономии», которые координируют кредитование по специально выделяемым кредитным линиям. Основной объем работ по реализации государственной программы займов и инвестиций для развития инновационного предпринимательства в Японии выполняют Бюро трастовых фондов и Японский банк развития. Государственная инвестиционная программа отличается гибкостью, подвержена изменениям с учетом экономических процессов, происходящих в стране.
Основными направлениями комплексного подхода со стороны государства к инновациям и научно-инновационной деятельности являются:
• финансирование частных компаний, занимающихся НИОКР, с последующим илиодновременным предоставлением государственного госзаказа;
• финансирование Н ИОКР из различных фондов;
• льготное налогообложение или освобождение от налогов научно-исследовательской и производственной деятельности в области перспективных НИОКР;
• государственные дотации крупным промышленным компаниям для закупки лицензий на использование ноу-хау;
• льготное кредитование перспективных НИОКР;
• национализация отдельных отраслей промышленности споследующей передачей их в частное владение по достижении ими прибыльности и финансовой устойчивости (все расходы относятся на счет государства);
■ защита японского производителя от конкуренции;
■ создание условий для получения новых технологий из других стран;
• импорт капитала в японскую промышленность, находящуюся на территории Японии, а не за ее пределами;
• привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР;
• согласование государственной инвестиционной программы с
интересами национальной промышленности.
Организации, поддерживающие малое инновационное предпринимательство: Японский центр ключевых технологий — помогает малому и среднему инновационному бизнесу в установлении необходимых им деловых связей, финансирует фундаментальные и прикладные разработки; Организация по развитию новых источников энергии — способствует созданию научных центров для частных предпринимателей и организует международные коллективы предпринимателей для проведения совместных исследований. Кроме этого, в Японии разработаны и реализуются «Программа распространения научных знаний», в рамках которой для частных ком пани й-подрядчиков создаются научные центры в префектурах, и «Основополагающий закон по науке и технологиям», нацеленный на создание ученым-разработчикам благоприятных условий и обеспечение государственных гарантий финансовой поддержки и финансовой помощи при разработке НИОКР.
А еще Япония активно скупает и продает инновации и США в принципе тоже.