Структурная схема механизма государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Таким образом, механизм государственной поддержки малого и среднего бизнеса представляет собой совокупность:
- целей и задач деятельности по поддержке и развитию различных категорий субъектов малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки, которые устанавливаются государственными и муниципальными органами с учетом нормативно-правовых и социально-экономических условий, сложившихся в регионе или муниципальном образовании и характеризуемых состоянием элементов инфраструктуры внешней среды малого предпринимательства, и выявленных публичных и частных интересов;
- методов и форм прямого и косвенного воздействия со стороны государственных и муниципальных органов власти на элементы внешней и внутренней среды различных категорий субъектов малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки, с целью их адресной поддержки и управления развитием в рамках соответствующих государственных (региональных) и (или) муниципальных) программ или отдельных проектов (мероприятий);
- видов ресурсов, источников, форм их организации и способов использования для достижения поставленных целей по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса;
- организационных структур, участвующих в деятельности по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, форм организации и управления деятельностью этих структур.
Для получения более полного представления о составе и функциях составляющих механизма государственной поддержки малого и среднего бизнеса рассмотрим назначение и содержание его основных структурных элементов.
3.2. Назначение и содержание основных элементов поддержки МСБ
Мотивационный блок
Мотивационный блок предназначен для обеспечения взаимодействия структурных составляющих механизма с элементами внешней и внутренней среды различных категорий субъектов малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки, и включает в себя исследование, последовательное уточнение и детализацию (до уровня локальных целей и задач) всех мотивов и ожиданий, которыми руководствуются типовые представители субъектов и объектов данного механизма.
Схема действий по согласованию интересов участников деятельности
по поддержке малого и среднего бизнеса
Для решения данной задачи необходимо уметь выявлять элементы инфраструктуры внешней среды малого предпринимательства, влияющие на деятельность субъектов малого предпринимательства, и субъекты, выражающие публичные и частные интересы в деятельности по поддержке малого и среднего бизнеса.
Рассмотрим внешнюю (дальнюю и ближнюю) и внутреннюю среду типового субъекта малого предпринимательства, структурная схема которой представлена ниже.
Внешняя среда включает в себя все то, что окружает субъект малого предпринимательства и влияет на результаты его деятельности. Поскольку это влияние различается по силе, направленности и последствиям для деятельности субъектов малого и среднего бизнеса целесообразно выделять дальнюю и ближнюю внешнюю среду.
В общем случае дальняя внешняя среда состоит из элементов, составляющих общеэкономическую, правовую, научно-техническую, технологическую, социально-демографическую, политическую и природно-климатическую сферы страны, в которой осуществляет или предполагает вести деятельность рассматриваемый субъект малого и среднего бизнеса.
Для пояснения модели ближней внешней среды типового субъекта малого предпринимательства определим понятие «инфраструктура». В настоящей работе под «инфраструктурой малого предпринимательства» понимается совокупность производственных, экономических, социальных и природных элементов среды, предназначенных и/или используемых для обеспечения деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
К основным элементам внешней среды субъектов малого и среднего бизнеса относятся:
- органы законодательной власти (федеральные, региональные, муниципальные);
- органы государственного и муниципального управления;
- контрольно-надзорные и фискальные органы;
- финансово-кредитные институты, инвесторы, займодавцы;
- страховые организации;
- инфраструктура поддержки и развития (бизнес-инкубаторы, бизнес-центры и т.п.);
- консалтинговые, аудиторские фирмы;
- потребители;
- поставщики ресурсов (сырья, оборудования, трудовых ресурсов) и услуг (транспорт, коммунальные услуги);
- конкуренты;
- посредники;
- средства массовой информации;
- общественные и политические организации;
- криминальные структуры;
- объекты окружающей природной среды.
К основным элементам внутренней предпринимательской среды относятся следующие:
- предприниматель как личность;
- наемные работники;
- система управления бизнесом;
- ресурсное обеспечение;
- технологии и оборудование.
Как личность индивидуальный предприниматель характеризуется уровнями его мотивации, компетенции, морально-психологическими качествами, состоянием здоровья, культурным и образовательным уровнями. Эти показатели, наряду с количественными, могут быть применены для оценки наемных работников индивидуального предпринимателя как элемента его внутренней среды.
Система управления бизнесом включает в себя цели и методы управления, виды и характеристики информационных потоков, а также совокупность нормативных, организационно-распорядительных, финансовых и других документов, регламентирующих деятельность индивидуального предпринимателя.
Элемент внутренней среды «технологии и оборудование» характеризуется количеством, составом и характеристиками производственного оборудования, а также уровнем используемых технологий.
Каждый структурный элемент внешней или внутренней среды субъектов малого и среднего бизнеса характеризуется конкретной функцией, для осуществления которой он и предназначен.
Эти функции различаются целевым назначением, составом объектов и субъектов, вовлекаемых в реализацию функциональных процессов, номенклатурой и объемом привлекаемых ресурсов, характером и результатами воздействия на объекты, участвующие в деятельности по поддержке малого и среднего бизнеса и (или) имеющие интерес в ее результатах.
Следует отметить, что любое воздействие со стороны различных структурных элементов внешней среды воспринимается субъектом малого предпринимательства следующим образом:
- как угрозу для его бизнеса;
- как благоприятный фактор;
- либо ни тем, ни другим, то есть индифферентно по отношению к своей деятельности.
Отсюда следует, что поведение субъектов малого и среднего бизнеса определяется характером, направленностью и силой воздействия со стороны элементов инфраструктуры внешней среды, как на элементы его ближайшего окружения (например, на акционеров и (или) персонал предприятия, на состав и (или) параметры используемых ресурсов, оборудования, процессов производства и (или) управления предприятием и т.п.), так и на его самого (как владельца предприятия или индивидуального предпринимателя). В связи с этим, поведение субъектов малого и среднего бизнеса может быть спрогнозировано с учетом реакции элементов их внутренней среды на воздействия со стороны элементов внешней среды.
Для получения представления о составе, характере влияния и значимости факторов внешней среды для субъектов малого и среднего бизнеса воспользуемся данными, представленными в работах.
Согласно этим данным, неопределенность политики государства, проводимой в отношении малого предпринимательства, в качестве существенного негативного фактора признало около 60 % из опрошенных предпринимателей. Кроме того, 45 % из опрошенных отметили крайне слабую заинтересованность властей в развитии малого предпринимательства.
Политическую нестабильность в России определили значимым негативным фактором около 58 % малых предпринимателей. Криминализацию экономики отметили 40 % опрошенных, причем коррумпированность чиновников в качестве неблагоприятного фактора отметили 38 % предпринимателей, 37 % из них указали на рост административных барьеров и бюрократизацию экономики, также сдерживающих развитие малого предпринимательства.
Несовершенство нормативно-правовой базы индивидуального предпринимательства отметили 34 % предпринимателей, а низкую эффективность программ поддержки индивидуального предпринимательства – 31 % опрошенных.
Недостаточное кадровое обеспечение инфраструктуры поддержки малого предпринимательства оказалось значимым для 8 % опрошенных, отсутствие надежной статистической информации о секторе малого предпринимательства – для 3 %, недостаточная помощь со стороны международных организаций – для 2 %.
Проведенные исследования позволили выявить не только неблагоприятные факторы, влияние которых должен уменьшать или устранять механизм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, но и благоприятные, которые должны им поддерживаться или усиливаться.
Большинство опрошенных предпринимателей (86 %) существенным благоприятным фактором считают государственную поддержку малого и среднего бизнеса. Лишь 7 % всех предпринимателей заявили, что не нуждаются в поддержке со стороны государства. Из ответов предпринимателей, нуждающихся в государственной поддержке, следует, что такая поддержка нужна в большей степени на этапе организации и начала деятельности, чем на этапе зрелости (соответственно 49 % и 37 %).
Что касается видов и форм государственной поддержки, то тут выраженные предпринимателями предпочтения распределились по группам. Распределение ответов о наиболее важных для них видах и формах государственной поддержки представлено на рисунке 9.
Наиболее важным для себя малые предприниматели считают предоставление налоговых льгот – 73 % опрошенных.
На втором месте оказалось обеспечение льготной аренды помещений – 60 % от всех ответов.
На третьем месте по значимости оказались такие факторы, как упрощение и стабильность системы налогообложения и правовое обеспечение поддержки и развития малого предпринимательства - соответственно 50 % и 44 %.
В четвертой по важности для индивидуальных предпринимателей группе оказались льготные целевые кредиты для предпринимательских проектов (34 %) и упрощение процедур регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности (34 %).
Распределение ответов на вопрос:
Какие виды государственной поддержки наиболее важны для Вас как для предпринимателя?”
Пятую группу составили виды поддержки с относительно невысоким уровнем значимости для опрошенных предпринимателей.
Сюда вошли гарантии по коммерческим кредитам (21 %), бесплатные или льготные информационные ресурсы (19 %), микрокредитование (19 %), содействие в лизинге оборудования (16%), страхование имущества и предпринимательского риска (16 %), обеспечение экономической и личной безопасности (14 %).
На шестом месте оказалась группа из пяти видов государственной поддержки, которые в совокупности получили достаточно низкие оценки важности со стороны опрошенных: предоставление госзаказов – 11 %, упорядочение и упрощение государственного контроля за деятельностью предпринимателей – 9 %, поддержка инновационной деятельности – 8 %, обеспечение конкурентной среды – 8 %, поддержка социального статуса предпринимателей – 7 %.
Седьмую группу составили факторы с низкими оценками относительной важности, а именно: доступный консалтинг – 4 %, содействие внешнеэкономической деятельности – 4 %, целевая поддержка отдельных групп предпринимателей – 4 % и содействие в подготовке и переподготовке кадров – 3 %.
Что касается оценки значимости микрокредитования, то необходимость в получении кредита испытывает 34 % предпринимателей, не нуждаются в нем 40 % из числа опрошенных. Причем, наиболее приемлемым для малых предпринимателей является средний срок предоставления кредита не более 1 года, хотя интервал предпочтений достаточно широк и составляет от 0,5 месяца до 5 лет. Наиболее приемлемый размер максимальной месячной ставки за кредит на указанный срок составляет 7,4 %, при этом диапазон возможных вариантов составляет от 0 до 45,0 %.
Распределение ответов на вопрос:
«Какой источник микрокредитов Вы считаете для себя наиболее предпочтительным в настоящее время?»
Больше всего предприниматели надеются на государственные и коммерческие банки (37%).
На втором месте находятся друзья, знакомые, родные (28 %). На третьем месте партнеры по бизнесу (22 %).
Государственные или муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, вопреки своему назначению, пока еще недостаточно эффективно выполняют свои функции, так как набрали всего 6 %.
К микрокредитам, предоставляемых в рамках международных программ поддержки предпринимательства, предпочитают прибегнуть 2 % предпринимателей.
Кредитные кооперативы (союзы), а также ломбарды и иные аналогичные организации предпочли менее 1 % опрошенных предпринимателей.
Проведенные исследования позволили выявить не только наиболее предпочтительные виды и формы государственной поддержки малого предпринимательства, но и определить состав возможных задач, которые должны учитываться при определении или корректировке целевой направленности и содержания вновь разрабатываемых или реализуемых федеральных, региональных и муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Установлено, что выявленные приоритеты в целом совпали с общим представлением малых предпринимателей об относительной значимости отдельных видов, форм и направлений государственной поддержки их деятельности, хотя имеются и некоторые отличия.
Первое место принадлежит задачам обеспечения стабильности налогообложения, учета и отчетности на длительный период (72 %), а также совершенствования системы налоговых льгот для малого предпринимательства (72 %).
Следующую группу наиболее важных задач ближайшего времени составили правовая защита предпринимателей и их бизнеса (58 %), упрощение регистрации, лицензирования, сертификации (58 %), совершенствование федеральной нормативно-правовой базы малого предпринимательства (54 %).
На третье место вышла задача обеспечения роста инвестиций в малое предпринимательство (45 %).
На четвертом месте оказалась задача защиты отечественных производителей (31 %).
Пятое место заняла группа, объединившая следующие задачи (создание системы кредитных гарантий – 26 %, разработку национальной доктрины государственной поддержки в сфере малого предпринимательства – 25 %, создание системы микрокредитования – 24 %, пропаганду социальной ценности предпринимательской инициативы – 21 %, оптимизацию государственного контроля сферы малого предпринимательства – 20 %).
Проблема увеличения объемов прямой финансовой поддержки малого предпринимательства (18 %) является шестой по приоритетности.
Особо следует отметить отношение малых предпринимателей к финансово-кредитной поддержке. По их мнению, вопросы обеспечения микрокредитования, предоставления гарантий и разработки механизмов финансовой поддержки являются приоритетными для федеральных властей, для регионального же уровня эта задача менее актуальна.
Это объясняется тем, что низкая доступность банковских кредитов для малых предпринимателей и практическое отсутствие государственной помощи в этих вопросах заставили их приспосабливаться к ситуации и находить другие формы и источники привлечения заемных средств для развития их бизнеса.
Распределение ответов на вопрос:
«Что должны обеспечить в первую очередь федеральные программы поддержки предпринимательства на ближайшие 2 года?»
Таким образом, основными из благоприятно влияющих на деятельность вновь образованных субъектов малого и среднего бизнеса, стабилизацию и развитие существующих, являются следующие факторы:
- наличие нормативно-правовой базы, регламентирующей механизм регистрации, отчетности и налогообложения малых предпринимателей, стимулирующей заинтересованность органов власти на всех уровнях в развитии малого предпринимательства, а также устраняющих условия для коррупции в данном секторе экономики;
- наличие и работоспособность механизма размещения и оплаты государственного и муниципального заказа на поставки продукции и оказание услуг среди малых предпринимателей;
- наличие условий для добросовестной конкуренции среди малых предпринимателей, а также их экономической и физической безопасности;
- возможности получения прямой финансовой поддержки, льготного кредитования и лизинга для реализации предпринимательских проектов;
- внедрение новых инвестиционных технологий, основанных на государственных или муниципальных гарантиях выполнения обязательств малыми предпринимателями или их добровольными объединениями перед финансово-кредитными организациями;
- доступность наукоемких технологий, современного оборудования и новых материалов для малых предпринимателей;
- доступность коммунальных, транспортных, консалтинговых, информационных и других услуг, предоставляемых инфраструктурой поддержки и развития малого предпринимательства.
Определение факторов влияния со стороны различных элементов дальней внешней среды позволил выделить приоритетные направления государственной поддержки и развития малого предпринимательства, основными из которых являются:
- совершенствование государственного регулирования малого предпринимательства и деятельности по его поддержке;
- совершенствование механизма налогообложения малого предпринимательства и организационных структур, участвующих в деятельности по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса;
- формирование льготных условий кредитования малых предпринимателей;
- совершенствование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, повышение качества ее продукции и услуг, предоставляемых участникам деятельности по государственной поддержке малого и среднего бизнеса;
- содействие становлению и развитию коллективных добровольных объединений малых предпринимателей;
- повышение эффективности федеральных, региональных и муниципальных программ по поддержке малого и среднего бизнеса.
Указанные факторы смогут оказать благоприятное влияние на развитие малого предпринимательства только в том случае, если при этом будут учтены интересы влиятельных представителей ближнего окружения субъектов малого и среднего бизнеса.
К основным элементам внешнего ближнего окружения субъектов малого предпринимательства, которые потенциально могут оказывать поддержку и благоприятно влиять на их развитие, относятся следующие:
- потребители;
- органы законодательной власти (федеральные, региональные, муниципальные);
- органы государственного и муниципального управления;
- общественные и политические организации;
- финансово-кредитные институты, инвесторы, займодавцы;
- страховые организации;
- инфраструктура поддержки и развития (бизнес - инкубаторы, бизнес - центры и т.п.);
- консалтинговые, аудиторские фирмы;
- средства массовой информации.
Основными элементами инфраструктуры ближней внешней среды малого предпринимательства, негативное влияние которых должно быть минимизировано либо полностью устранено, являются следующие:
- контрольно-надзорные и фискальные органы;
- криминальные структуры.
Особую группу составляют элементы инфраструктуры ближней внешней среды малого предпринимательства, которые не могут быть однозначно отнесены к потенциально благоприятным или негативным.
Их влияние может быть оценено применительно к конкретным условиям деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. К таким элементам относятся следующие:
- конкуренты;
- поставщики ресурсов (сырья, оборудования, трудовых ресурсов) и услуг (транспорт, коммунальные услуги);
- посредники;
- объекты окружающей природной среды.
Например, в развитых рыночных условиях добросовестная конкуренция является благоприятным фактором для развития малого предпринимательства, в условиях монополизма – не будет способствовать его развитию.
В свою очередь поставщики, своевременно предоставляющие качественные ресурсы, благоприятно влияют на деятельность малого предпринимателя, в противном случае – нет.
Что касается роли посредников, то их необоснованно завышенное количество в цепочке «производитель – посредник - потребитель» приводит к повышению цены товара и, как следствие, к трудностям с его реализацией.
Состояние окружающей природной среды влияет на показатели экологичности производимой малыми предпринимателями продукции.
Следует отметить, что между элементами дальнего и ближнего внешнего окружения субъектов малого предпринимательства существуют взаимосвязи, которые также должны учитываться при разработке целей и задач деятельности по поддержке и развитию различных категорий субъектов малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки.
Например, на ситуацию в общеэкономической сфере существенно влияют решения, принимаемые органами государственного управления. Эти решения учитывают результаты прогнозирования и планирования уровня инфляции, платежеспособности и уровня жизни населения и т.п. и реализуются в виде процентных ставок, различных тарифов, льгот и т.д., которые воспринимаются всеми участниками рыночной экономики как сигналы к действиям.
Ситуация в социально-демографической сфере влияет на количество и состав потребителей, а также на деятельность поставщиков трудовых ресурсов.
Состояние природно-климатической среды определяет требования и ограничения, накладываемые на деятельность малого предпринимателя.
Социально-политическая среда формирует условия, которые могут обеспечивать стабильность и безопасность бизнеса, защиту прав и имущества субъектов малого и среднего бизнеса.
Оценка правовой среды малого предпринимательства определяется составом и качеством нормативно-правовой базы, регламентирующей эту деятельность.
Таким образом, малый предприниматель как субъект экономической деятельности и гражданин, проживающий на конкретной территории, заинтересован в получении максимальной предпринимательской прибыли, необходимых ресурсов для сохранения и развития своего бизнеса на приемлемых условиях, в стабильности и устойчивости социальной, политической, экономической и экологической ситуации на территории, повышении качества жизни. Критерием удовлетворения указанных интересов является, в первую очередь, наиболее полное удовлетворение личных интересов, интересов семьи и ближайшего окружения, затем коллектива предприятия и, в последнюю очередь, публичных интересов.
Федеральные органы власти и управления как владельцы природных факторов производства заинтересованы, прежде всего, в их максимальном сбережении и в воспроизводстве. Критерием удовлетворения этого интереса служит преумножение накопленного национального богатства (внутреннего валового продукта), включая повышение благосостояния, уровня жизни граждан, как важного воспроизводимого ресурса страны, а также сохранение благоприятной окружающей природной среды.
Федеральные органы власти и управления как распорядители средств производства и других ресурсов, находящихся в общественной (государственной) собственности, заинтересованы в увеличении разнообразия удовлетворенных общественных потребностей. Критерием удовлетворения данного вида интереса является рациональная пропорциональность, которая в широком смысле слова, включает в себя не только соблюдение определенных соотношений в производстве и потреблении по объему в натуральном и стоимостном выражении, но и достижение четкой согласованности в территориально-временном аспекте.
Федеральные органы власти и управления как регуляторы общественно-экономических отношений заинтересованы в стабильности и устойчивости социальной, политической и экономической систем страны. Критерием удовлетворения этого интереса служит занятость населения, объемы привлеченных внутренних и внешних инвестиций, повышение деловой активности, снижение преступности и наркомании среди различных слоев населения и т.п.
Территориальные органы власти и управления (региона, субъекта РФ, муниципального образования) как владельцы местных ресурсов заинтересованы в выявлении и эксплуатации ресурсов, условий, присущих именно данному региону, и способных, в силу их «редкости», выступить в роли рентообразующих факторов и приносить реальный доход территории. Критерием удовлетворения интересов территории в данном случае служит эффективность использования ресурсов.
Территориальные органы власти и управления как распорядители местных ресурсов заинтересованы, прежде всего, в повышении разнообразия форм и полноте удовлетворения общественных потребностей с учетом региональных особенностей. Критерием удовлетворения этих интересов служит количество, качество и безопасность товаров и услуг, доступных для населения территории.
Территориальные органы власти и управления как регуляторы общественно-экономических отношений заинтересованы, также как и федеральные, в стабильности и устойчивости социальной, политической, экономической и экологической ситуации на территории. Критерием удовлетворения этого интереса служит занятость населения, объемы привлеченных внутренних и внешних инвестиций, повышение деловой активности, снижение преступности и наркомании среди различных слоев населения, сохранность окружающей природной среды и т.п.
Инвестор (юридическое или физическое лицо) как владелец инвестиционных ресурсов заинтересован в повышении инвестиционной привлекательности объекта инвестирования (страны, региона, муниципального образования, отрасли, субъекта малого предпринимательства или его вида деятельности), в приумножении инвестируемого капитала и сохранении собственного контроля над ним, т.е. в размещении средств в проекты, имеющие высокую эффективность и низкий уровень рисков. Критерием удовлетворения интересов инвестора является накопление предпринимательского потенциала, основная ценность которого состоит в способности данного капитала приносить прибыль на уровне, в достаточной для инвестора мере превышать ссудный капитал.
Инвестор (юридическое лицо) как распорядитель инвестиционных ресурсов (в случае, банка или другого финансового института) в наибольшей степени заинтересован в сохранности и ликвидности контролируемого капитала, в получении от его производственного использования достаточной нормы прибыли. Критерием удовлетворения интересов инвестора является сохранение полученного в распоряжение капитала в ликвидной форме и получение на этой основе прибыли на уровне ссудного процента, сложившегося на рынке.
Инвестор (физическое лицо) как гражданин (в случае проживании на конкретной территории) заинтересован в повышении качества жизни, в том числе в сохранении благоприятной окружающей природной среды. Критерием удовлетворения интересов является наиболее полное удовлетворение личных интересов, интересов семьи и ближайшего окружения, затем коллектива предприятия и, в последнюю очередь, публичных интересов.
Предприятия (учреждения, организации) различных форм собственности и ведомственной принадлежности как уполномоченные и (или) привлекаемые для поставок продукции, выполнения работ и услуг по поддержке малого предпринимательствазаинтересованы в получении государственных (муниципальных) заказов, максимальной прибыли от предпринимательской или хозяйственной деятельности, необходимых ресурсов для осуществления этой деятельности на приемлемых условиях, в стабильности и устойчивости социальной, политической, экономической и экологической ситуации на территории, как граждане, проживающие повышении качества жизни. Критерием удовлетворения указанных интересов является, как и в случае с малым предпринимателем, наиболее полное удовлетворение личных интересов, интересов семьи и ближайшего окружения, затем коллектива предприятия и, в последнюю очередь, публичных интересов.
Таким образом, общим интересом для представителей основных сторон, заинтересованных в поддержке малого предпринимательства, является поддержание и (или) улучшение условий среды деятельности, характеризуемых количественными и качественными показателями основных элементов инфраструктуры внешней среды малого предпринимательства, имеющихся в регионе и (или) муниципальном образовании.
Для определения состава и направленности региональных и местных факторов, влияющих на деятельность основных субъектов деятельности по поддержке малого предпринимательства, использовались материалы работы /23/. Состав региональных и местных факторов, косвенно влияющих на устойчивость и эффективность работы (удовлетворение различных потребностей) территориальных предприятий (организаций), представлен в таблице.
Отрасль инфраструктуры региона | Физиоло- гические | Соци- альные | Духов- ные |
1.Рыночная инфраструктура | |||
1.1. Степень привлекательности для фирмы рыночной среды (платежеспособный спрос на продукцию и услуги, различные барьеры для выхода на рынок и т.п.) | + | + | + |
1.2. Количество и удельный вес в регионе (муниципальном образовании) банков (отделений) и др. финансовых учреждений, конкурентоспособных на внутреннем (федеральном) и внешнем рынках | + | ||
1.3 Наличие в данном регионе (муниципальном образовании) единой компьютерной информационной системы по рыночной инфраструктуре региона (муниципального образования) | + | ||
1.4. Количество бирж, брокерских структур, аукционов и других элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающих возможности для сбыта продукции фирмы. | + | ||
1.5. Степень удовлетворения потребностей фирмы в трудовых, материальных и других ресурсах региональными (муниципальными) рыночными структурами | + | ||
2. Правоохранительная инфраструктура | |||
2.1. Уровень коррупции (доля преступлений данного вида) в регионе (муниципальном) образовании | + | ||
2.2. Степень удовлетворения деятельностью правоохранительных органов в регионе (муниципальном) образовании по защите интересов, жизни, здоровья и имущества малых предпринимателей | + | + | |
2.2 Фондовооруженность правоохранительных органов в регионе (муниципальном) образовании | + | ||
2.3 Квалификационный уровень работников правоохранительных органов в регионе (муниципальном) образовании | + | ||
2.4 Среднемесячная заработная плата работников правоохранительных органов в регионе (муниципальном) образовании | + | ||
3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства | |||
3.1 Количество государственных и муниципальных учреждений по поддержке малого предпринимательства (комиссий, комитетов, агенств, фондов, бизнес-инкубаторов, технопарков, консультационных и бизнес-центров и т.п.) | + | ||
3.2 Степень удовлетворения малых предпринимателей деятельностью государственных и муниципальных учреждений по поддержке малого предпринимательства | + | ||
3.2 Фондовооруженность государственных и муниципальных учреждений по поддержке малого предпринимательства | + | ||
3.3 Квалификационный уровень работников и обеспеченность ими государственных и муниципальных учреждений по поддержке малого предпринимательства | + | ||
3.4 Среднемесячная заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений по поддержке малого предпринимательства | + | ||
4. Политическая и общественная инфраструктура | |||
4.1 Количество политических партий и общественно-политических движений или их региональных (территориальных) отделений, выражающих интересы малого предпринимательства | + | + | |
4.2 Количество добровольных организаций малых предпринимателей (ассоциаций, союзов и т.п.) | + | + | |
5. Мониторинг окружающей среды | |||
5.1. Качество воздушного бассейна, почвы, водных и природных ресурсов (по сравнению с международными нормативами и требованиями) | + | + | + |
5.2. Техническая оснащенность, прогрессивность, степень износа, уровень автоматизации методов и средств мониторинга | + | ||
5.3. Сумма штрафных санкций за нарушение законодательных актов по охране окружающей природной среды региона | + | ||
6. Здравоохранение | |||
6.1. Фондовооруженность учреждений здравоохранения | + | + | |
6.2. Прогрессивность медицинского оборудования | + | + | |
6.3. Средний возраст (износ) медицинского оборудования | + | + | |
6.4. Квалификационный уровень медицинского персонала и обеспеченность ими учреждений здравоохранения | + | ||
6.5. Среднемесячная заработная плата работников здравоохранения | + | + | + |
6.6. Уровень обеспеченности населения услугами здравоохранения | + | + | + |
7. Наука и образование | |||
7.1. Конкурентоспособность научной продукции | + | + | |
7.2. Фондовооруженность научных учреждений | + | ||
7.3. Прогрессивность научного оборудования | + | ||
7.4. Фондовооруженность образовательных учреждений | + | ||
7.5. Уровень образования населения региона | + | + | |
7.6. Среднемесячная заработная плата работников науки и образования | + | + | + |
8. Культура | |||
8.1. Степень удовлетворения потребностей населения региона в объектах культуры (театры, библиотеки, кинотеатры, спортивные сооружения и комплексы, музеи, выставочные залы и т.п.) | + | + | |
8.2. Степень износа объектов культуры | + | ||
8.3. Укомплектованность объектов культуры квалифицированными кадрами | + | ||
8.4. Среднемесячная заработная плата работников культуры региона | + | + | + |
9. Торговля | |||
9.1. Степень удовлетворения потребностей населения в объектах торговли (по видам и районам) | + | ||
9.2. Прогрессивность торгового оборудования | + | ||
9.3. Степень износа торгового оборудования | + | ||
9.4. Укомплектованность объ< Наши рекомендации
|