Механизм государственной поддержки мсб
Данный раздел представляет собой отдельный сегмент обучающего материала, посвященный раскрытию сути механизма государственной поддержки малого и среднего бизнеса, а также основного содержания его структурных составляющих. Усвоение данного материала позволит обучаемому грамотно планировать, организовывать, обеспечивать выполнение и оценивать эффективность мероприятий по государственной поддержке различных категорий субъектов малого и среднего бизнеса.
Задачи раздела состоят в выработке умений:
- формулировать определение «государственная поддержка малого и среднего бизнеса» и пояснять его отличия от понятий «регулирование» и «управление»;
- формулировать определение механизма государственной поддержки малого и среднего бизнеса и раскрывать основные содержание структурных составляющих данного механизма;
- выявлять частные и публичные интересы, выражаемые различными субъектами, участвующими в деятельности по государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
- раскрывать суть основополагающего принципа преодоления противоречий интересов всех субъектов, участвующих в деятельности по государственной поддержке малого и среднего бизнеса, и применять его на практике;
- определять состав, функции и содержание деятельности основных организационных структур, участвующих в деятельности по поддержке малого и среднего бизнеса;
- раскрывать преимущества и недостатки форм поддержки малого и среднего бизнеса, и выбирать из них, наиболее приемлемые для поддержки малого и среднего бизнеса на региональном и местном уровнях;
- пояснять содержание первоочередных мероприятий, определенных в Концепции «Государственной политики и развития малого предпринимательства в России», и самостоятельно проводить их анализ с целью определения приоритетных объектов в деятельности органов государственной и местной власти, отвечающих за развитие малого предпринимательства.
Для успешного овладения материалом, представленным в настоящем пособии, обучающийся должен:
- знать положения основополагающих документов, составляющих нормативную и организационно-методическую базу деятельности по государственной поддержке малого и среднего бизнеса;
- иметь представление о методах, формах и средствах, используемых в управлении социально-экономическими процессами, протекающими на уровне регионов и муниципальных образований.
3.1. Сущность и основные понятия
В русском языке понятие «поддержка» означает помощь, содействие.
Сформулируем определение, раскрывающее существенные признаки понятия «государственная поддержка малого и среднего бизнеса».
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса – это деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих ее:
1) на постоянной основе в соответствии с законодательством, правообразующими документами организаций (Уставами, Положениями, должностными инструкциями и т.п.) и (или) на основании полномочий и долгосрочных соглашений с исполнительными органами федерального (регионального) и муниципального уровней власти;
2) или на временной (конкурсной) основе при выполнении контракта (ов) на поставку продукции, выполнение работ и (или) услуг в области поддержки малого предпринимательства в рамках государственного (федерального, регионального) и муниципального заказов;
3) с целью создания в регионе и (или) муниципальном образовании нормативно-правовых и социально-экономических условий, характеризуемых количественными и качественными показателями основных элементов инфраструктуры внешней среды малого предпринимательства, необходимых и достаточных для обеспечения:
- стабилизации или развития деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, уже существующих на региональном или местном рынках
- и (или) поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, вновь образованных для осуществления деятельности на региональном или местном рынках
- и (или) привлечения на региональный или местные рынки «чужих» субъектов малого и среднего бизнеса;
4) путем установления на основе сочетания (баланса) частных интересов предпринимателей, действующих своей волей и в своем интересе, и публичных интересов, выражаемых представителями общества и государства, правовых режимов, процессов осуществления и защиты правового регулирования предпринимательской деятельности, дифференцированных для различных категорий субъектов малого и среднего бизнеса, включая деятельность по их поддержке;
5) и (или) путем предоставления необходимых видов государственных ресурсов и услуг объектам государственной (региональной) и муниципальной поддержки, а также предприятиям (учреждениям, организациям) различных форм собственности и ведомственной принадлежности, уполномоченных и (или) привлекаемых на конкурсной основе для поставок продукции, выполнения работ и услуг по поддержке малого предпринимательства в рамках государственного (федерального, регионального) и муниципального заказов.
Для понимания сущности механизма государственной поддержки малого и среднего бизнеса рассмотрим основные элементы, которые в общем случае присутствуют в каждом механизме управления социально-экономическими объектами, независимо от его назначения.
Основу любого управленческого механизма составляют следующие элементы:
- субъект (инициатор) как движущая сила, осмысленно запускающая в действие конкретный механизм;
- объекты (хозяйствующие субъекты, хозяйственная среда, экономические явления);
- цели, как программируемые желаемые результаты действия механизма;
- методы как инструментарий, способы и технологии процессов достижения поставленной цели;
- средства как совокупность видов и источников ресурсов, используемых для достижения целей;
- нормативное оформление, включающее установление единой терминологии, функций, прав и ответственности субъекта и объектов, принципов оценки, техники расчетов и методических подходов к определению эффективности механизма.
В общем случае управленческий механизм включает в себя следующие структурные составляющие: мотивационный блок; ресурсное обеспечение; правовое регулирование и научно-методическое обеспечение; организационное обеспечение.