Когда юридические лица могут выступать в качестве субъектов предпринимательской деятельности?

а) С момента государственной регистрации.

б) С момента утверждения устава учредителями.

в) С момента утверждения бизнес-плана руководством предприятия.

г) С момента подписания учредителями протокола общего собрания.

д) С момента подписания учредительного договора.

Какой из перечисленных ниже субъектов предпринимательской деятельности обладает полномочиями государственных и иных органов власти?

а) Индивидуальный предприниматель.

б) Закрытое акционерное общество.

в) Некоммерческое партнерство.

г) Муниципальный комитет по управлению имуществом.

д) Производственный кооператив.

Какая из перечисленных ниже категорий субъектов предпринимательской деятельности не может быть отнесена к объекту государственной (региональной) и муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса?

а) Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

б) Малые частные коммерческие предприятия.

в) Средние частные коммерческие предприятия.

г) Крупные частные коммерческие предприятия.

д) Малые и средние коллективные (совместные) коммерческие предприятия.

Какая из деятельностей, перечисленных ниже, не относится к коммерческой?

а) Производственная.

б) Торговая.

в) Инжиниринговая.

г) Деятельность органов исполнительной власти.

д) Консалтинговая.

Какой из перечисленных признаков не относится к определению понятия «предпринимательской деятельности»?

а) Самостоятельная деятельность.

б) Осуществляемая на свой риск.

в) Не направленная на систематическое получение прибыли.

г) Осуществляемая на профессиональной основе людьми, имеющими определенную квалификацию и (или) обладающими информацией, необходимыми для принятия и реализации решений в области конкретного бизнеса.

д) Зарегистрированная в установленном законом порядке.

РОЛЬ МСБ В РЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ

Данный раздел представляет собой отдельный сегмент обучающего материала, освещающий на примере зарубежного и отечественного опыта роль малого и среднего бизнеса в решении важных государственных и общественных проблем. Усвоение данного материала позволит обучаемому понять, почему необходимо помогать становлению и развитию предпринимательства в конкретном регионе и муниципальном образовании, и с какими трудностями сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса.


Задачи раздела состоят в выработке умений:

- определять государственные и общественные проблемы, в решении которых могут и должны принимать участие субъекты малого и среднего бизнеса, а также доказывать целесообразность их государственной поддержки на примерах из зарубежного и отечественного опыта деятельности в этой области;

- обосновывать основные трудности, с которыми сталкивается большинство представителей субъектов малого и среднего бизнеса при осуществлении своей деятельности;

- пояснять сущность основных моделей государственной поддержки малого бизнеса, используемых в ведущих странах мира, их преимущества и недостатки, творчески применять зарубежный опыт для организации деятельности в данной области в российских условиях;

- раскрывать содержание ключевых направлений в государственной поддержке отечественного малого и среднего бизнеса.

Для успешного овладения материалом, представленным в настоящем разделе, обучающийся должен:

- знать основные понятия, используемые для осуществления государственной поддержки малого и среднего бизнеса;

- иметь представление о современном состоянии малого и среднего бизнеса, зафиксированном в различных материалах государственной статистики, позволяющих определить тенденции в развитии отечественного бизнеса.

МСБ в зарубежной экономике

Малый и средний бизнес является важной частью экономической деятельности, осуществляемой в масштабах страны, региона, муниципального образования, а также существенным фактором, влияющим на их социально-экономическое состояние и перспективы развития, поскольку обеспечивает значительную часть регионального и местного валового продукта, наполняет их бюджеты, создает рабочие места.


Ярким примером тому служат США, страны ЕС и Япония, в которых, по данным журнала The Economist (№2, 1999 г.), на долю малого и среднего бизнеса приходится 50-70% валового национального продукта, они предоставляют 60-70% рабочих мест. Кроме того, они создают порядка 50% объектов интеллектуальной собственности.


Особая роль малого и среднего бизнеса в развитых странах заключается в обеспечении целостности и структурной завершенности их национальных экономик. Дело в том, что общество заинтересовано в полном удовлетворении своих потребностей, тогда как сверхприбыльные или узкоспециализированные производства сосредотачиваются, как правило, в крупном бизнесе и удовлетворяют только отдельный спектр рыночных потребностей в силу ограничений по рентабельности производства.


В этих случаях проблема решается малым и средним бизнесом, для которых экономически выгодно работать в секторах, нерентабельных для крупных предприятий. При этом в своей деятельности малые и средние предприятия вынуждены максимально учитывать особенности местных рынков, приспосабливаться к платежеспособности и потребительскому поведению различных слоев населения. Благодаря малому управленческому персоналу, простым организационным формам эти предприятия обладают гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей, быстрее разрабатывают и внедряют инновационные технологии.


Другая роль малого и среднего бизнеса в развитых странах заключается в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик. Это связано с тем, что крупные современные интегрированные компании имеют, в большинстве случаев, межотраслевой характер и производят, как правило, сложную и трудоемкую продукцию. В ряде случаев для снижения себестоимости конечной продукции выгодно размещать заказы на малых и средних предприятиях, способных производить полуфабрикаты и комплектующие изделия или осуществлять сборку отдельных составных частей.


Велика роль малого и среднего бизнеса в формировании здоровой конкурентной среды в стране, регионах и муниципальных образованиях. Это обусловлено тем, что основная цель малого и среднего предприятия заключается в выживании в условиях конкуренции со стороны высоко технически оснащенных крупных предприятий, задача же органов власти всех уровней состоит в определении условий и критериев целесообразности такого выживания. Как раз в этом смысле развитие малого и среднего бизнеса и является непременным условием формирования здоровой конкуренции.


Кроме того, представители малого и среднего бизнеса составляют средний класс, который определяет уровень социально-экономической и политической стабильности развитых в экономическом отношении стран.


К наиболее общим причинам, стимулирующих интенсивное развитие малого и среднего бизнеса в большинстве развитых стран мира, относятся следующие.

1) Крупные организационно-технологические изменения, в силу которых меняется соотношение между выгодностью крупномасштабного и мелкого производства. Диверсификация и модернизация крупного частного производства, процессы конверсии и разгосударствления, изменения в отраслевой структуре и структуре занятости населения создают предпосылки для роста малого и среднего бизнеса на длительную перспективу.

2) Развитие транснациональных рынков, коммуникационных и транспортных систем, которое приводит к усилению конкуренции, изменениям международной схемы разделения труда. Эти обстоятельства приводят к усложнению местных рынков, заставляют предпринимателей искать, разрабатывать и использовать новые ресурсы, открывать и занимать дополнительные рыночные ниши.

В этой ситуации малые и средние предприятия, тесно «привязанные» к региональным и местным рынкам, благодаря гибкости малых организационных форм быстро занимают свободные ниши на рынке и добиваются успеха там, где неэффективны крупные предприятия и корпорации.


3) Усиление конкуренции между предприятиями, что проявляет в полную силу достоинства малою бизнеса и, в первую очередь, способность приспосабливаться к специфической клиентуре и сложившимся стандартам качества. Предпринимательская активность позволяет малым и средним предприятиям быстро и эффективно удовлетворять специализированный спрос, который все чаще определяется не только качеством и ценой, но и новизной, современным дизайном изделия или «удобством» услуги.

4) Тенденция к усилению научно-технологической составляющей системы общественного производства. Это подтверждается тем, что особое место в структуре современного малого и среднего бизнеса занимает инновационное предпринимательство, рост которого наблюдается во всех развитых странах мира.


Это связано с тем, что склонность к нововведениям и способность их осуществлять рассматриваются как необходимый признак жизнеспособного общества, развивающегося предприятия. С угасанием такой способности возрастает вероятность кризиса с последующим преобразованием или исчезновением системы или организации.


5. Тенденция к усилению стремления людей к реализации себя как личности и наслаждению работой. Исследования, проведенные Берчем в США, показали, что примиренчество с бюрократией, которое было главной чертой жизни людей в конце ХХ века, заканчивается. Все большее число людей осознает, что только свое «Дело» способно по-настоящему включить их в полноценную жизнь общества, с перспективой добиться лучших условий не только для себя, но и для общества и страны в целом. Это подтверждается тем, что более 37% занятого мужского населения и примерно 50% работающих женщин хотят или намереваются основать собственный бизнес.

Данные тенденции должны учитываться при выборе приоритетов в деятельности по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровнях.

Наши рекомендации