Согласно НК в качестве субъектов полномочий по осуществлению мероприятий по налоговому контролю могут выступать внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды

Во внебюджетные фонды поступают отчисления в составе единого социального налога. Размеры их исчисления не контролируются администрацией внебюджетных фондов (это полномочия налогового органа). Компетенция администрации внебюджетных фондов связана с другими обязательными платежами в эти фонды (платежами в порядке обязательного пенсионного страхования и страхования работодателем от несчастных случаев) – формально эти платежи не рассматриваются как налоговые. С практической точки зрения важно иметь в виду, что законодательство предусматривает применение положений гл.14 НК к деятельности внебюджетных фондов по проверке уплаты названных платежей.

Подконтрольные субъекты:

1) налогоплательщики

2) налоговые агенты

3) плательщики сборов

4) иные лица, которые в силу специальных указаний закона выполняют те или иные обязанности налогоплательщика или налогового агента:

-опекуны

-попечители

-лица, на которых возложена субсидиарная или солидарная ответственность по налоговым долгам.

Виды налогового контроля:

1) предварительный налоговый контроль

2) текущий налоговый контроль

3) последующий налоговый контроль

Виды контроля:

1.предварительный налоговый контроль- мероприятия по осуществлению предварительного налогового контроля всегда предшествуют подконтрольной операции (например: мероприятия по постановке на учёт налогоплательщика или налогового агента).

2.текущий налоговый контроль- это такой контроль, который предполагает проверку законности совершаемой операции в момент её осуществления (например: камеральная проверка поданной налоговой декларации).

3. последующий налоговый контроль- это такой контроль, когда контрольные мероприятия совершаются после выполнения подконтрольной операции (например: выездная налоговая проверка (охватывает также 3 предыдущих года)).

Органы внебюджетных фондов

При взимании платежей, которые не входят в единый социальный налог, они поступают во внебюджетные фонды:

- Пенсионный фонд

- фонды обязательного социального страхования

- фонды обязательного медицинского страхования.

Проблема: отношения при осуществлении персонифицированного учёта органами Пенсионного фонда (речь идёт о накопительной части пенсии; должны открываться лицевые счета, предоставляться сведения). Насколько эти органы должны подчиняться правилам гл.14 НК? Гл.14 НК предъявляет требования к акту проверки, устанавливает сроки и проч.

Финансовые органы – это отдельная категория властных участников налоговых отношений. Финансовые органы – это

- федеральные органы (Министерство финансов РФ)

- органы на уровне субъектов РФ

- органы на муниципальном уровне.

В настоящее время их полномочия в сфере налоговых отношений значительно ограничивается принятием решений об изменении срока уплаты налога (когда налогоплательщик желает воспользоваться своим правом на отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит). Здесь по существу принимается решение по вопросу о расходах бюджета. Положительное решение вопроса возможно в тех случаях, когда в бюджете имеется необходимый фонд для этих отсрочек (рассрочек).

Есть и другие органы, решающие вопрос об изменении сроков уплаты налогов и сборов, - это таможенные органы, суды.

Правоохранительные органы (отдел в рамках МВД)

Раньше была Федеральная служба налоговой полиции.

В последнее время степень их участия в налоговых отношениях снизилась.

Законодатель пошёл по пути отдельной регламентации деятельности этих органов (ст.36 НК)

Сейчас участие этих органов в налоговых отношениях ограничено: по запросу налогового органа сотрудники МВД могут быть привлечены к проведению выездной налоговой проверки. Это не означает, что правоохранительные органы наделены правами в сфере налогового контроля.

Прежняя редакция ст.36 НК закрепляла право правоохранительных органов проводить проверки, если у них было основание полагать, что в процессе проверки будет обнаружено налоговое правонарушение. Эти проверки не подчиняются общему режиму налоговых проверок (гл.14 НК). Федеральная служба налоговой полиции сама разрабатывала акт. Правоохранительные органы должны подчиняться УИК, закону «Об оперативно-розыскной деятельности».

Законодатель из ст.36 НК исключил указание о том, что органы внутренних дел могут проводить проверку. В ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» было внесено изменение: проведение проверки названо как одно из оперативно-розыскных мероприятий.

Проблема: процедура проведения проверки. В законе «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано, что проверку можно проводить «при наличии достаточных оснований полагать». Т.е. нет процедуры: какой акт составить, как его оформить, какие должны быть сведения. Поскольку нет процедуры, появляется простор возможностей для произвола. Нет чётких инструментов защиты прав налогоплательщика. Проведение проверки не регламентировано.

В гл.14 НК проверка регламентирована: указаны сроки, акты и т.д.

Как правило, за рубежом устанавливается более сложная система. Налоговый орган сам должен прийти к заключению о наличии правонарушения и передать материал правоохранительным органам для проведения проверки либо сами налоговые органы наделяются правоохранительными полномочиями.

Наши рекомендации