Управление персоналом как административная функция. Стратегические задачи и принципы управления персоналом организации.
Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своей цели и выжить. Несомненно, что управление персоналом организации является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.
В широком смысле управление персоналом (УП) – это разработка и реализация стратегии по развитию кадров организации.
Можно отметить, что в узком смысле управление персоналом– это деятельность кадровой службы организации (инспекторов, менеджеров по кадрам).
Кадровая служба -совокупность структурных специализированных подразделений в сфере управления организации с занятыми в них должностными лицами.
Кадровая служба в организации формируется при численности персонала более 350 человек.
Стратегическими задачами УПявляются:
- развитие персонала организации;
- развитие организационной (корпоративной) культуры;
- связь стратегии работы с персоналом со стратегией организации в целом.
Принципы УП
1. Человек – основа корпоративной культуры.
2. Взаимоотношения между людьми – критерий успеха организации.
3. Качество – критерий эффективности персонала:
- личные качества;
- качество команды;
- качество продукта;
- качество сервиса;
- качество организации процесса работы.
4. Обучение – главный фактор развития персонала.
Важнейшей задачей УП является формирование кадровой политики организации.
10. Линейная структура организации, ее преимущества и недостатки, сферы применения.
Суть этой структуры в том, что все функции управления сосредоточиваются у руководителя и каждый работник подчиняется одному руководителю
Преимущества линейной структуры:точное определение и разграничение функций и ответственности; сокращение дублирования функций в аппарате; единство распорядительства; простота управления (один канал связи).
Недостатки:вышестоящие руководители и отделы перегружены, так как в них стекается вся информация; передача информации между отделами затрудняется; оценка способностей работника по умению выполнять функции внутри, а не с точки зрения обеспечения конечного результата всей организации.
Линейные структуры – это, как правило, несложные производства, когда необходима строгая иерархия подчинения.
Отношения старшего мастера, мастера, бригадира на машиностроительном предприятии или на стройке лучше всего вписываются в линейную систему.
Руководители такой системы называются линейными.
Элементы внешней среды организации. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия.
Внешняя средаорганизации включает в себя такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов и т.д.
Внешняя среда прямого воздействия
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние от деятельности организации. К этим факторам относят:
- поставщиков;
- законы и учреждения государственного регулирования;
- потребителей;
- конкурентов.
Поставщики
С точки зрения системного подхода организация – это преобразование «входов» в «выходы». Основными разновидностями этих «входов» являются:
- трудовые ресурсы;
- материалы;
- капитал;
- оборудование и т.д.
Зависимость между организацией и поставщиками, обеспечивающими ввод указанных ресурсов – это яркий пример прямого воздействия среды на деятельность организации.
Трудовые ресурсы.
Для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей организации необходимо адекватное обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации. Люди, способные эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы являются главным ресурсом, обеспечивающим эффективность и результативность организации.
Кроме того, основной заботой современной организации становится отбор и поддержка талантливых руководителей. Поэтому руководители успешно действующих предприятий считают привлечение высококвалифицированных менеджеров, их обучение, делом более важным, чем получение прибыли.
Материалы.
Изменчивость качества и цен ресурсов может создать большие проблемы для организации. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. Примером могут служить машиностроительные, торговые предприятия. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах и в нужный срок может создать большие трудности для таких предприятий. Поэтому такая система требует тесного взаимодействия предприятия с поставщиками.
Капитал.
Для развития и процветания предприятию необходимы «поставщики» капитала (инвесторы). К потенциальным инвесторам можно отнести, например, банки, инвестиционные компании, кредитные программы федерального правительства и местных властей, акционеров предприятия, частных лиц и т.д.