Гудвилл, созданный внутри компании

В некоторых случаях затраты производятся в целях получения будущих экономических выгод, но это не ведет к созданию нематериального актива, отвечающего критериям признания, изложенным в МСФО 38.

Такие затраты могут рассматриваться как гудвилл, созданный внутри компании.

Гудвилл, созданный внутри компании, не признается в качестве актива.

Разница между рыночной стоимостью компании и стоимостью ее чистых активов не может рассматриваться как фактическая стоимость нематериальных активов.

Нематериальные активы, созданные внутри компании

Иногда бывает трудно оценить, отвечает ли созданный внутри компании нематериальный актив критериям признания или нет. Часто бывает трудно определить:

(i) существует ли нематериальный актив, который будет создавать будущие экономические выгоды, и в какой момент времени он появился; и

(ii) стоимость нематериального актива.

В некоторых случаях стоимость создания нематериального актива внутри компании нельзя отделить от стоимости созданного внутри компании гудвилла или от текущей деятельности.

Для того чтобы определить, отвечает ли созданный внутри компании нематериальный актив критериям признания, компания делит процесс создания актива на:

(i) стадию исследований; и

(ii) стадию разработок.

Если компания не может разграничить стадию исследования и стадию разработки, то следует затраты по созданию нематериального актива учитывать так, как если бы они были понесены только на стадии исследования.

Стадия исследований

На стадии исследований расходы по созданию нематериального актива всегда признаются по мере их возникновения. На этой стадии нематериальные активы не создаются

Примерами исследовательской деятельности являются:

(i) деятельность, направленная на получение новых знаний;

(ii) поиск, оценка и окончательный отбор применений результатов исследования или других знаний;

(iii) поиск альтернативных материалов, устройств, продуктов, процессов, систем или услуг;

(iv) формулировка, проектирование, оценка и окончательный отбор возможных альтернатив для новых или усовершенствованных материалов, устройств, продуктов, процессов, систем или услуг.

Стадия разработок

Нематериальный актив, возникающий в результате разработок, или на стадии разработки внутреннего проекта, должен признаваться только тогда, когда компания может продемонстрировать наличие всех нижеприводимых условий:

(i) техническую осуществимость завершения создания нематериального актива с тем, чтобы он был готов к использованию или продаже;

(ii) намерение завершить создание нематериального актива и использовать или продать его;

(iii) способность компании использовать нематериальный актив или продать его;

(iv) наличие определенности, каким образом нематериальный актив будет создавать будущие экономические выгоды;

(v) ресурсы, необходимые для завершения создания и использования или продажи нематериального актива; и

(vi) способность оценить относящиеся к нематериальному активу затраты.

Компания также должна продемонстрировать использование актива для собственных нужд или существование рынка продукта, получаемого в результате использования актива или рынка в отношении самого актива.

Примерами разработок являются:

(i) проектирование, конструирование и тестирование опытных образцов и моделей;

(ii) проектирование инструментов, шаблонов, форм и штампов;

(iii) проектирование, конструирование и эксплуатация опытной установки;

(iv) проектирование, конструирование и тестирование новых или усовершенствованных материалов, устройств, продуктов, процессов, систем или услуг.

Для демонстрации того, как актив будет создавать будущие экономические выгоды, компания должна использовать принципы, изложенные в МСФО 36 Обесценение активов, и, если актив будет создавать экономические выгоды во взаимодействии с другими активами, компания должна применять концепцию генерирующей единицы МСФО 36.

Наличие ресурсов для завершения создания, использования нематериального актива и получения выгод от его использования может быть продемонстрировано бизнес-планом, показывающим необходимые ресурсы и способность компании обеспечить эти ресурсы.

Первоначальную стоимость создания нематериального актива внутри компании часто можно оценить при помощи используемой в компании системы калькулирования затрат на производство.

Созданные внутри компании торговые марки, фирменные девизы, списки клиентов и аналогичные статьи не должны признаваться в качестве нематериальных активов.

Наши рекомендации