Малая двигательная активность; пассивность; отсутствие дружеской компании и недостаточные межличностные контакты внутри экскурсионной группы;

отрицательные воздействия внешней среды (высокая или низкая температура, высокая влажность, шумы, вибрация и т.д.);

дефицит или перегрузка информацией для принятия решения (сенсорное напряжение);

повышенная значимость ошибочных действий (мотивационное напряжение);

конфликтные условия (эмоциональное напряжение).

В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процессов можно выделить два типа критического психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип - характеризуется скованностью и замедленностью движений. Снижается ловкость и скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, появляются рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Туристы совершают многочисленные, недиктуемые конкретной потребностью действия: поправляют одежду, растирают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Таким образом, критические формы психического напряжения лежат нередко в основе ошибочных действий и неправильного поведения туристов в сложной обстановке. Длительные психические напряжения и особенно их критические формы ведут к выраженному состоянию утомления.

Типология туристов

Исходя из ориентации покупателей туристского продукта выделяют 4 основные категории путешественников:

экономные- с высокой чувствительностью к цене, качеству, ассортименту услуг;

персонифифицированные- для них значим вид туристского продукта и качество услуг, а цена тура или услуги - менее значимый фактор;

этичные- склонные к малым оплатам за туры с широким ассортиментом услуг;

апатичные- интересующиеся только качеством услуг турфирм.

В зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт туристов можно разделить на 3 группы:

путешественники;

предъявляющие спрос на оригинальные, элитные и престижные туры, высокий уровень обслуживания (комфорт, особое внимание персонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспорта);

с покупательским поведением, реагирующие преимущественно на рекламу.

Немецкий исследователь Г.Ган выделил следующий набор типов туристов:

S-тип(от немецких слов "Sonne, sand, see" - солнце, песчаный пляж, море)-отпускники, выбирающие пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт, избегающие суеты и разборчивые в контактах с интересными людьми;

F-тип(от немецкого выражения "Ferme und Flirtorientierter Erlebnisur Lauber"-предпочитающий дальние поездки и флирт)-отпускники с тягой к бесконечной смене лиц, событий, впечатлений, стремящихся к обществу, удовольствиям;

W-1-тип (от немецкого выражения "Wald und Wanderorientiert"-любитель лесных прогулок и походов) - отпускники, предпочитающие активный отдых с пешими походами при любой погоде;

W-2-тип- спортсмены, выдерживающие длительные и большие нагрузки, ишущие условия для занятий хобби (летчики-любители, альпинисты и т.д.);

A-тип (от немецкого слова "Abentener"-приключение)-любители риска и новых острых ощущений, испытывающие свои силы в неожиданных, порой опасных ситуациях;

B-тип(от немецкого выражения "Bildung und Besichtigung" - образование и осмотр достопримечательностей)-любители достопримечательностей; эмоциональные любители культуры и природы; специалисты, углубляющие свои знания в конкретных областях культуры, истории, архитектуры и искусства.

Близкую типологию установили и российские турфирмы после окончания летнего сезона 2002 года (табл. 5). Наибольшей популярностью пользуются у российских туристов, независимо от возраста, пляжный и экскурсионный отдых.

Таблица 5

Наши рекомендации