Объекты, рабочие места и организация прохождения практики

Прохождение практики осуществляется на базовом предприятии, определяемом для конкретных студентов-практикантов приказом по институту и на основании соответствующего договора с этой организацией (если таковые имеются).

Студенты также могут самостоятельно подыскать организацию, где они могут пройти производственную практику. Для этого в учебный отдел необходимо представить из организации письмо, подписанное ее руководителем о возможности прохождения в ней производственной практики.

Перед направлением на практику студент получает программу прохождения практики, индивидуальный план и направление на практику.

Объектами практики могут быть следующие организации:

ü промышленные предприятия (службы маркетинга, плановый, производственный отделы, отдел снабжения, сбыта, бухгалтерия и др.);

ü подразделения финансово-кредитной системы, банки, биржи, налоговые инспекции, таможенные органы;

ü универмаги, универсамы, специализированные магазины, торговые дома, рестораны, кафе, столовые, другие предприятия массового питания;

ü гостиницы, туристические комплексы, кемпинги;

ü подразделения государственных, региональных и муниципальных органов управления.

ü Производственную практику студенты могут проходить в качестве:

ü работников отделов маркетинга, сбыта, снабжения, бухгалтерии и др. промышленного предприятия, производственно-коммерческой фирмы или дублеров названных работников;

ü работников магазина, торговой базы, склада, предприятия массового питания или дублеров названных работников;

ü работников в группах обслуживания гостиниц, туристических комплексов или дублеров;

ü операторов финансово-кредитной организации, брокеров биржи, младшего обслуживающего персонала предприятий инфраструктуры государственных, региональных и муниципальных учреждений или дублеров названных работников.

Студент по желанию может пройти практику последовательно в нескольких структурных подразделениях объекта практики.

Предприятия предоставляют возможность практикантам пользоваться плановыми, отчетными и др. источниками информации в рамках возможной конфиденциальности.

В целях стимулирования активности и инициативы студентов-практикантов организация может заключать с ними трудовые соглашения и оплачивать работу в период практики.

Иногородние студенты и студенты, совмещающие учебу с работой, могут в индивидуальном порядке самостоятельно проходить производственную практику при условии выполнения ее целей и задач.

На практику студент должен прибыть в установленный день и проявлять инициативу в изучении организации деятельности предприятия, принимать активное участие в работе совещаний, обсуждать производственные ситуации.

В соответствии с предназначением производственной практики, студент в зависимости от выбранной темы должен изучить инструктивные обязанности работников и получить определенные профессиональные навыки с целью ориентации выбора профессии.

Содержание практики

В соответствии с основными задачами производственной практики и специализацией студент-практикант должен изучить следующие аспекты деятельности организации и ее подразделений:

ü организационную структуру предприятия, фирмы, организации, ее место на рынке товаров и услуг (с последующим описанием рынка, его сегмента или рыночной ниши), организационно-правовую форму хозяйствования в соответствии с формой собственности;

ü материально-техническую базу организации или ее подразделений, применяемые средства оргтехники, компьютерные технологии;

ü методы организации трудовых процессов;

ü правила внутреннего трудового распорядка организации, вопросы трудового законодательства и техники безопасности;

ü основные показатели хозяйственной деятельности предприятия;

ü организацию планирования (в т.ч. стратегического) на предприятии (миссию предприятия, ценностные ориентации высшего руководства предприятия, фирмы, основные цели и задачи, стратегию, стратегические альтернативы, систему планов, количественные и качественные показатели стратегического плана);

ü инновационную деятельность предприятия, фирмы и ее результативность;

ü управлением персоналом предприятия, фирмы (планирование потребности в трудовых ресурсах, методы набора и отбора персонала, установление заработной платы, профессиональная ориентация и социальная адаптация работников, обучение персонала, оценка персонала, мотивации в управлении персоналом, групповую динамику, формы власти и стиль управления, применяемые руководством предприятия, фирмы, организационные изменения на предприятии, причины конфликтов и стрессов и методы управления ими);

ü основные должностные обязанности, нормативные и инструкционные материалы в соответствии с выполняемыми функциями на конкретных рабочих местах практики;

ü организацию маркетинговой деятельности на предприятии и ее эффективность;

ü контингент обслуживаемых потребителей, методы и приемы обслуживания.

ü Содержание практики может быть скорректировано с учетом индивидуального плана составленного вместе с руководителем практики и уточнено в индивидуальном задании (см. Приложение 5).

Студент собирает материалы, делает необходимые расчеты, как для составления отчета, так и для написания курсовой работы и подготовки выпускной квалификационной работы.

3 Примерный перечень ТЕМ практики

1.Положение предприятия на рынке производимой продукции (работ или услуг).

2.Инновационная политика и повышение конкурентоспособности предприятия, организации на рынке.

3.Номенклатура производимой продукции (работ, услуг) и её основные потребители.

4.Основные направления развития предприятия, организации.

5.Система управления взаимодействием предприятия, организации, учреждения с внешней средой.

6.Организационная структура управления предприятием, организацией, учреждением.

7.Система управления и ее взаимосвязь с организационно-правовой формой предприятия, организации.

8.Основные производственные и функциональные подразделения предприятия, организации и их взаимодействие.

9.Управление процессом производства (выполняемыми работами и оказываемыми услугами) на предприятии/организации.

10. Управление маркетинговой (планово-экономической, финансовой, инновационной, сбытовой, транспортной и т.п.) службой на предприятии/организации.

11. Система управления затратами на предприятии/организации.

12. Система управления качеством на предприятии/организации.

13. Логистика в системе управления предприятием.

14. Управление сбытом продукции (выполняемыми работами и оказываемыми услугами) на предприятии/организации.

15. Планирование и управление запасами на предприятии/организации.

16. Менеджер в службе качества (планово-экономической, финансовой, инновационной, сбытовой, транспортной и т.п.) на предприятии/организации.

17. Менеджмент в рекламе и бизнесе (банковском деле, торговле и пр.).

18. Управление в некоммерческих организациях.

19. Менеджмент в органах управления образованием (в органах управления культурой, здравоохранением, фондах медицинского страхования, пенсионных и пр.) в регионе, городе и т.п.

20. Процесс разработки управленческого решения на предприятии/организации/учреждении.

21. Информационное обеспечение процессов управления на предприятии/организации/учреждении.

22. Информационное обеспечение и управление службой маркетинга (планово-экономической, финансовой, инновационной, сбытовой, транспортной и т.п.) на предприятии/организации.

23. Персонал предприятия/организации/учреждения.

24. Система и службы управления персоналом на предприятии/организации.

25. Организация труда, материальное и моральное поощрение персонала на предприятии/организации/учреждении.

26. Повышение квалификации и переобучение персонала на предприятии/организации.

27. Должностные функции руководителя предприятия/организации/учреждения.

28. Должностные функции менеджера в службе маркетинга (службе сбыта, обучения персонала, планово-экономической, финансовой, инновационной и т.п.) на предприятии/организации.

29. Ведение переговоров с клиентами, управление составлением и оформлением договоров.

30. Управление экологической деятельностью на предприятии/организации.

31. Управление службой охраны труда на предприятии/организации.

32. Управление социальной политикой предприятия/организации.

4 Руководство практикой от института

Учебно-методическое руководство производственной практикой студентов осуществляется преподавателями института.

В обязанности руководителя практики входят:

ü доведение информации до организации (фирмы, предприятия, где студент проходит практику) целей и задач практики;

ü обеспечение студентов программами практики, проведение инструктажа перед практикой с разъяснением целей и задач практики, формирование индивидуальных заданий;

ü разработка совместно со студентом и руководителем практики от организации календарного плана прохождения практики;

ü организация консультаций по вопросам, возникающим в период прохождения практики, проверка и прием отчетов по практике.

5 Руководство практикой от организации

По прибытии студентов на практику руководитель организации назначает руководителя практики от организации. Руководителями практики от организации должны назначаться лица с высшим образованием из числа руководителей подразделений, их заместителей, специалистов организации.

Руководитель:

ü знакомит студента с правилами внутреннего распорядка и осуществляет контроль над его исполнением;

ü обеспечивает студента-практиканта рабочим местом в соответствии со специализацией и создает условия для выполнения программы практики;

ü совместно со студентом и руководителем практики от института разрабатывает календарный план прохождения практики;

ü оказывает содействие в сборе материалов для отчета по практике;

ü организует в случае необходимости рабочее место для студента-практиканта в других подразделениях предприятия, фирмы.

По окончании производственной практики руководитель пишет отзыв о качестве выполнения студентом программы практики, об отношении к поручениям, а также подписывает дневник и календарный план и подпись заверяет печатью предприятия.

6 Требования к содержанию и оформлению отчета по производственной практике

По окончании практики студенты оформляют и представляют на кафедру отчет по практике.

В отчете должны быть (в следующей последовательности):

¨правильно заполненный бланк «Направление на практику» (см. Приложение 1);

¨Бланк задания на преддипломную практику (см. Приложение 5);

¨дневник-отчет о практике (см. Приложение 3);

¨правильно оформленный титульный лист (см. Приложение 2);

¨сам текст отчета и приложения к нему.

¨характеристика с места прохождения практики, подписанная руководителем практики и заверенная печатью организации (не прошивается вместе с отчетом, а представляется отдельно).

Все материалы отчета (кроме характеристики) должны быть прошиты.

Отчет, образцы документов и справок должны быть правильно оформлены, подписаны и заверены руководителем по месту ее прохождения.

Отчет по практике должен быть набран на компьютере через 1,5 интервала (шрифт Times New Roman, размер 14). Пронумерованные листы отчета брошюруются в папку-скоросшиватель, которая скрепляется по установленному образцу. Объем отчета 5-10 страниц рукописного текста. Он должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, заполненными бланками, необходимой документацией. В отчет включаются приложения (образцы нормативных и инструкционных документов, форм отчетности, рекламных материалов и др.).

По структуре отчет состоит из: введения, основной части, заключения и приложений.

Во введении отражаются основные задачи практики, указывается организация, в которой осуществлялось прохождение практики. Место прохождения практики, название фирмы, срок прохождения и должность, в которой студент проходил практику.

В основной части должны быть отражены основные вопросы содержания программы практики (см. пункт 2.3.), в том числе:

1. Характеристика организации (предприятия, фирмы), ее материально-технической базы, сферы деятельности в области рынка товаров и услуг.

2. Характеристика подразделения базы практики, в котором студент-практикант занимал рабочее место.

3. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

4. Организация планирования на предприятии.

5. Организация инновационной деятельности на предприятии.

6. Управление персоналом предприятия.

7. Организация маркетинговой деятельности на предприятии.

8. Описание и представление в приложениях к отчету основных документов, сопровождающих движение материальных ценностей, оказание услуг.

9. Организация труда работников подразделений, применение современных технических средств в управлении предприятием.

В заключении формулируются выводы, вытекающие из основной части отчета, предложения по производственной, коммерческой и другим видам деятельности организации-базы практики, расширению производства товаров и услуг, совершенствованию стратегического планирования, инновационной и маркетинговой деятельности, управлению персоналом предприятия.

Требования к оформлению формул, схем, таблиц, графиков и диаграмм аналогичны требованиям, изложенным в методических указаниях по написанию и оформлению курсовых работ.

Подготовленный отчет подписывается практикантом, визируется руководителем практики от организации и передается руководителю практики от института для рецензирования.

Отчет по практике после резолюции руководителя практики от института «К защите» должен быть защищен.

Срок защиты отчета – в течение 5 дней после ее окончания.

Защиту отчетов принимает руководитель практики от института и комиссия, созданная кафедрой. При соответствующих условиях для защиты отчетов возможно создание комиссии, в которую привлекаются работники предприятий, где практика проходилась.

Оценка защиты отчета – дифференцированная.

Итоговая оценка выставляется с учетом качества выполнения и защиты отчета.

7 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

№ п/п Наименование показателя Шкала оценок (в баллах)*
5-6 «уд.» 7-8 «хор.» 9-10 «отл.»
Соответствие содержания отчета программе практики и заданию на практику      
Качество представленного материала (по критериям полноты, правильности, иллюстративности, наличия приложений и т.п.)      
Последовательность и логика изложения материала, язык, стиль и грамматический уровень работы      
Самостоятельность подхода к выполнению задания практики, наличие приобретенных навыков и умение выявлять проблемы организации      
Наличие документальных источников (нормативных актов, документов, форм отчетности т.п.) в приложении к отчету      
Качество оформления отчета в полном соответствии с настоящими Методическими указаниями      
Своевременность сдачи и качество защиты отчета      

Примечание: шкала оценок базируется на степени соответствия отчета по практике установленным требованиям:

- при полном несоответствии – ниже 5 баллов

- при достаточно проявленном несоответствии – 5-6 баллов

- при частичном несоответствии 7-8 баллов

- при практически полном соответствии 9-10 баллов.

Приложение 1

Министерство ПРОСВЕЩЕНИЯ

Республики Молдова

Наши рекомендации