Предоставление отчета по практике

По окончании преддипломной практики студент представляет на кафедру следующие материалы:

1) отчет по практике, включающий текстовые и графические материалы и соответствующий программе практики;

2) систематизированную нормативную и научную информацию для выполнения выпускной работы;

3) отзыв руководителя практики от предприятия;

4) заполненный дневник по прохождению практики.

Отчет по преддипломной практике должен быть защищен перед специальной комиссией, сформированной распоряжением декана факультета бизнеса. В процессе защиты студент представляет основные результаты проделанной работы, выводы, намечает проектные мероприятия и определяет объем работ по завершению выпускной квалификационной работы. Преддипломная практика может быть оценена по десятибальной шкале. Зачетные ведомости сдаются в деканат в день проведения зачета. Результаты прохождения преддипломной практики отражают в отчете кафедры и предоставляются в Учебно-методической отдел института.

Комиссия дает студенту рекомендации по выполнению выпускной работы. Студент, не выполнивший в установленные сроки задание по преддипломной практике и получивший неудовлетворительную оценку, к дипломному проектированию не допускается и представляется к отчислению из университета.

Общие требования к оформлению и представлению отчета по практике .

Отчет должен отражать всю проделанную в период производственной практики работу и является обязательным для всех студентов.

Структурными элементами отчета являются: титульный лист; реферат; содержание; определения; обозначения и сокращения; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения (обязательные структурные элементы выделены жирным шрифтом).

Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением.

Реферат должен содержать: сведения об объеме отчета, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве частей отчета, количестве использованных источников; перечень ключевых слов; текст реферата.

Текст реферата должен отражать: объект разработки; цель работы; метод или методологию проведения работы; результаты работы; основные характеристики; степень внедрения; рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов работы; область применения; экономическую эффективность или значимость работы; прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

Если отчет не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой технико-экономической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения исследовательской или проектной работы, показать актуальность темы.

В основной части отчета приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы или комплекса работ на производственной и преддипломной практике.

Заключение должно содержать: краткие выводы по результатам работы, выполненной во время практики; оценку полноты решений поставленных задач; разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов работы; оценку технико-экономической эффективности внедрения.

Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета.

В приложения могут быть включены: промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты; иллюстрации вспомогательного характера; копии технического задания на выполнения работ, программы работ; акты внедрения результатов НИР

Отчет о производственной практике должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков — рекомендуемый кегль 14. Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее — 20 мм, нижнее — 20 мм, правое — 10 мм, левое – 20 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Основную часть отчета следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста отчета на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию. Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример — 1, 2, 3 и т. д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.

Пример - 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т. д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Страницы нумеруются в нижней части страницы в центре, титульный лист не нумеруется, а следующая страница имеет номер 2.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице. Схемы и графики рекомендуется выполнять в среде Microsoft Office Visio .

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается “Рисунок 1”. Слово “рисунок” и его наименование располагают посередине строки. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1. Слово “Рисунок” и наименование помещают после пояснительных данных. При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2».

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые или на следующей странице.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Цитируемый в отчете материал в обязательном порядке выделяется кавычками, ссылка на источник указывается в конце предложения (например: [1, с.5], где 1 - номер источника в списке литературы).

Отчет по производственной практике подписывается автором, сдается на кафедру в установленные сроки. Отчет должен быть подписан руководителем практики от предприятия, подпись которого заверяется печатью.

Литература

1. Положение о порядке организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения практики студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 03.06.2010 №860.

2. Гарнаев А.Ю. Excel, VBA и Internet в экономике и финансах. BHV - Санкт-Петербург, 2003.

3. Гончаров С.Л. Базы данных: Учеб. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2000.

4. Microsoft Excel в науке и бизнесе / Л.В.Рудикова и др. Мн: Право и экономика, 2003.

5. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник/ под ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива. 1996.- 105 с.

6. В.Е. Адамов и др. Экономика и статистика фирм./ под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика. 1996.- 240 с.

7. Д.А. Панков Современные методы анализа финансовго положения предприятия. Мн.: ООО “Профит”. 1995.- 159 с.

8. Н.А. Русак , В.А. Русак Финансовый анализ субъекта хозяйствования. Мн.: Вышэйшая школа, 1997.- 340 с.

9. Г.В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- Мн.: ООО «Новое знание», 1999.- 688 с.

10. В.В. Ковалев Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.М.: Финансы и статистика, 1996.- 432 с.

11. В.Г. Крыжановский Антикризисное управление: Учебное пособие для технических вузов/ Под ред. Э.С. Минаева, В.П. Панагушина.- М.: Изд-во “ПРИОР”, 1998, -432 с.

12. Г.В.Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.пособие.-Мн.:Новое знание, 2000.-С.6-19, 25-27.

13. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб./В.В.Осмоловский, Л.И.Кравченко, Н.А.Русак и др.; Под общ. ред. В.В.Осмоловского.-Мн.:Новое знание, 2001.-С.4-25.

14. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие /Под общ.ред. Л.Л. Ермолович.-Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001.-С.5-10.

15. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.-практ. пособие /Под общ.ред. Л.Л. Ермолович.-Мн.: БГЭУ, 2000.-С.13-19.

16. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. Учеб.пособие для студентов экономических специальностей вузов.-М.: Академический Проект, 2002.-С.27-36,81-91.

17. В.В.Ковалев, О.Н.Волкова Анализ хозяйственной деятельности предприятия.Учебник.- М.: ТК Велби, 2002.-С.7-31.

18. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьяков В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов /Под ред.проф. Н.П.Любушина.-М.: ЮНИТИ-ЛАНА,2002.-С.5-9, 15-18.

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Наши рекомендации