График прохождения экономической практики
Вид выполненых работ | Количе ство робочих дней |
1. Оформление документов, получение пропуска, инструктаж по технике безопасности | |
2. Общее ознакомление с базой практики, структурой и организациєй производства и труда, управленияя, уставом предприятия и финансовыми показателями | |
3. Определение объема и содержания работы экономической службы, её функций и задач | |
4. Обобщение информационно-методического обеспечения и отчетности предприятия | |
5. Анализ технико-экономичесних показателей работи предприятия | |
6. Участие практиканта в выполнении экономических рассчетов (анализ, планирование, прогнозирование технико - экономичесних показателей) | |
7. Выполнение индивидуального задания | |
8. Производственные экскурсии, занятия | |
9. Предоставление отчета о практике руководителю от предприятия, оформление отзыва | |
Вместе |
3) систематически проверяет ход практики и соответствие ее программе, проводит консультации, выдает каждому практиканту все необходимые документы перед их отъездом;
4) подает докладные записки в деканат на студентов, не явившихся на практику по неуважительным причинам;
5) рассматривает отчеты практикантов, дает рекомендации к защите на кафедре.
На предприятии ответственность за прохождение практики возлагается на лицо, назначенное приказом руководителя предприятия. Непосредственное руководство практикой студентов на предприятии поручается руководителям экономических отделов или наиболее квалифицированным специалистам. Проводится необходимый инструктаж по технике безопасности и ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка.
На студентов - практикантов, нарушающих правила внутреннего трудового распорядка, руководитель предприятия может наложить взыскание, о чем сообщает ректора ДонГУУ.
Руководитель практики от предприятия:
1) знакомится со всеми разделами программы практики и составляет график прохождения практики с временным прикреплением студента до конкретных сотрудников экономических отделов, стажером которых он может быть;
2) обеспечивает студенту доступ к необходимым для выполнения программы практики документов;
3) дает необходимые консультации по формированию документации;
4) поручает студенту выполнения отдельных экономических расчетов, обоснований при условии их соответствия программе практики в пределах 20-30% рабочего времени;
5) организует экскурсии для студентов по цехах, участках, отделах предприятия; информирует о проблемных вопросах экономики и деятельности экономических служб предприятия;
6) проверяет отчет практиканта, в дневнике практики (п.3) дает отзыв и оценку работы студента во время практики на предприятии.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
Экономическая практика на предприятии завершается написанием отчета объемом 20 - 25 страниц печатного текста. Оформление отчета должно соответствовать требованиям кафедры: образцы титульного листа и содержание разделов приведены в приложениях 1 и 2.
Схема оформления отчета
Титульный лист с указанием наименования практики, места ее прохождения, фамилии, имени, отчество студента с указанием курса, специальности и его подписи (см. приложение 1).
Реферат (см. Приложение 5).
Содержание с перечнем наименований разделов и параграфов с указанием страниц (см. приложение 2).
Изложение разделов и параграфов, в которых приводятся таблицы, графики, имеющие непосредственное отношение к тексту отчета и ссылки на них.
Страницы отчета должны иметь сквозную нумерацию текста, включая титульный лист и все документы в приложениях. Номера страниц проставляются в правом верхнем углу листа.
В тексте отчета должны быть пронумерованы рисунки, таблицы, формулы. Наименование рисунка должно быть под ним.
Например : Рис. 1.1. Динамика численности работников
Для таблиц наименование указывается сверху.
Например : Таблица 2.1. Издержки производства
На все таблицы, рисунки и приложения в тексте отчета должны быть ссылки и комментарии автора. Отчет должен быть написан грамотно, произвольные сокращения слов не допускаются, кроме общепринятых (т, шт., м, м3, и др.). Отчет необходимо переплести в твердой обложке.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОДЕРЖАНИЮ ОТЧЕТА
Во Введении формулируется цель экономической практики, обосновывается актуальность темы индивидуального задания, значимость этой проблемы для предприятия. Указываются использованные исходные данные, материалы инструкций и отчетности предприятия. Объем вступления - одна страница машинописного текста.
В параграфе 1 "Характеристика предприятия, его экономической службы" следует привести краткую характеристику предприятия, его производственную структуру, количество и местонахождение структурных подразделений, в том числе вспомогательных и обслуживающих, а также состояние основных фондов, используемых технологий, освоения проектной мощности, уровень рентабельности. Указать основные виды продукции, работ, услуг, объемы строительно-монтажных работ, в том числе собственными силами, используемые виды транспорта. Привести перечень отделов и должностей экономической службы, квалификационные требования к экономистам. Описать основные задачи, решаемые отделами и службой в целом, их взаимосвязь в процессе деятельности между собой и с другими структурными подразделениями. Структура управления, Положение об экономической службе и отделы, должностные инструкции приводятся в приложениях. Объем параграфа две-три страницы машинописного текста.
В параграфе 2 "Анализ основных экономических показателей работы предприятия и причин их изменения" приводятся основные показатели за два года, абсолютное и относительное изменение. Раскрываются и оцениваются причины этих изменений. На основании анализа дается оценка деятельности предприятия в целом. Описывается методика анализа, применяемая на предприятии. Формы, используемые экономической службой, приводятся в приложениях. Объем параграфа три-четыре страницы машинописного текста.
В параграфе 3 "Расчет плана деятельности предприятия на месяц" описываются основные разделы и показатели плана развития предприятия, методы их расчета, система планов предприятия, бизнес-планирования. Формы планов по структурным подразделениям и предприятию в целом приводятся в приложениях. Объем параграфа две-три страницы машинописного текста.
В параграфе 4 "Формы отчетности предприятия" характеризуются показатели статистической и бухгалтерской отчетности как основы экономической информации для принятия управленческих решений. Особое внимание уделить оценке и учету основных фондов, нематериальных активов, амортизации, производственных запасов, отчетности по фактической себестоимости, использования основных фондов, оборотных средств, производственных мощностей. Охарактеризовать формы отчетности перед органами статистики, пенсионным фондом, налоговой инспекцией, органами власти и др. (содержатся в приложении 4). Объем параграфа две-три страницы машинописного текста.
В параграфе 5 "Экономико-управленческие мероприятия по улучшению работы предприятия" описываются мероприятия по развитию предприятия, повышение конкурентоспособности, экономической безопасности, эффективности инвестиций по внедрению инноваций, улучшению качества продукции, снижению издержек производства, повышению производительности труда, улучшению использования основного и оборотного капитала, показателей экономической эффективности, информационных факторов. Мероприятия с указанием объемов, сроков выполнения работ, затрат и экономической эффективности приводятся в приложениях. Объем параграфа две-три страницы машинописного текста.
В параграфе 6 "Материалы по конкретной теме индивидуального задания" более подробно освещается вопрос, выбранные студентом совместно с руководителями практики, учитывая наличие на предприятии интересного и достаточного материала. Объем параграфа три-четыре страницы машинописного текста.
В параграфе 7 "Автоматизация экономических расчетов на предприятии" описываются типы примененных компьютеров и средств обработки информации, программное обеспечение. Перечислить виды примененных программных продуктов для планирования, учета, управления, рассказать о пользователей, составление словарей, ввод входной информации, получения и использования исходной информации. Описать, какие сотрудники и как используют "электронный офис", редакторы электронных таблиц (Excel), средства управления базами данных, использование внутренних компьютерных сетей, компьютерный сервер с базами данных, компьютерная сеть Интернет, электронная почта и др. Интересные документы дать в приложениях. Объем параграфа две страницы машинописного текста.
В параграфе 8 "Предложения студента по повышению эффективности работы предприятия" дать свои предложения по возможным направлениям улучшения всех сторон деятельности предприятия. Объем параграфа одна-две страницы машинописного текста.
В параграфе "Выводы об эффективности практики, предложения по ее улучшению" оценить приобретенные знания, умения и навыки. Предложить конкретные шаги по приобретению максимума практического опыта при небольших сроках практики. Объем параграфа одна страница машинописного текста.
В приложениях содержатся действующие инструкции, отчетные формы, статистические данные и другой материал, используемый экономистами предприятия.
По желанию студента приложения могут возвращаться ему для использования в учебном процессе и научной деятельности.