График прохождения практики

4.1. График прохождения практики на предприятии

Примерное распределение времени и содержание разделов программы практики при прохождении ее на предприятии:

№ недели Выполняемая работа Продолжительность, дни
1. Правовые основы создания и деятельности предприятия
1-2. Бухгалтерский учет
2-3. Финансовый анализ
3. Взаимоотношения с коммерческими банками
4. Выполнение индивидуального задания
4. Оформление отчета
  ИТОГО

Содержание организационно-экономической практики по разделам:

1. Правовые основы создания, деятельности предприятия и организации бухгалтерского учета. В соответствии с вопросами, приведенными ниже, должна быть дана характеристика предприятия, являющегося базой практики:

1.1. Свидетельство о регистрации предприятия.

1.2. Устав предприятия.

1.3. Учредительный договор, решение о создании предприятия.

1.4. Извещение о присвоении учетного номера налогоплательщика.

1.5. Лицензии (разрешения) на отдельные виды деятельности.

1.6. Организация управления предприятием.

1.7. Структура подразделений и служб предприятия, их функциональное значение.

1.8. Форма бухгалтерского учета, применяемая на предприятии: упрощенная, мемориально-ордерная, сокращенная журнально-ордерная, полная, машинно-ориентированная или автоматизированная.

2. Бухгалтерский учет. По согласованию с руководителем практики от университета подробно рассматривается организация бухгалтерского учета на предприятии по одному-двум из следующих разделов:

2.1. Главная книга и другие формы бухгалтерской отчетности: их содержание и назначение.

2.2. Учет основных средств.

2.3. Учет нематериальных активов.

2.4. Учет материалов.

2.5. Учет готовой продукции, работ и услуг.

2.6. Учет товаров.

2.7. Учет денежных средств.

2.8. Учет дебиторской и кредиторской задолженностей.

2.9. Учет реализации продукции (объема продаж).

2.10. Учет прибыли.

2.11. Учет уставного и других фондов.

2.12. Учет кредитов банка и процентов за них.

3. Экономический и финансовый анализ деятельности предприятия. На основе отчетности предприятия провести анализ финансовой и хозяйственной деятельности предприятия за два года по следующим направлениям:

3.1. Анализ состава, структуры и динамики активов предприятия.

3.2. Анализ состава, структуры и динамики и эффективности использования основных фондов предприятия.

3.3. Анализ состава, структуры и использования оборотного капитала.

3.4. Анализ состава, структуры и динамики пассивов предприятия.

3.5. Анализ состава, структуры и динамики собственных источников средств предприятия.

3.6. Анализ объема и динамики производства и реализации продукции.

3.7. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

3.8. Анализ показателей финансового состояния предприятия.

3.9. Выводы и предложения по результатам анализа.

4. Взаимоотношения предприятия с коммерческими банками. Изучить состояние взаимоотношений предприятия с банком в платежно-расчетной сфере, документарное оформление данных операций:

4.1. Договор на расчетно-кассовое обслуживание предприятия с банком.

4.2. Формы безналичных расчетов и способы платежа, используемые на предприятии, их документарное оформление.

4.3. Организация и порядок оформления операций с наличными деньгами. Соблюдение кассовой дисциплины.

4.2. График прохождения практики в коммерческом банке

Примерное распределение времени и содержание разделов программы практики при прохождении ее в коммерческом банке:

№ недели Выполняемая работа Продолжительность, дни
1. Правовые основы создания и деятельности коммерческого банка
1-2. Порядок открытия и ведения в банке текущих, ссудных и других счетов клиентам
2-3. Финансовый анализ деятельности банка
4. Финансирование и кредитование инвестиций
4. Выполнение индивидуального задания
4. Оформление отчета по практике
  ИТОГО

Содержание организационно-экономической практики по разделам:

1. Правовые основы создания и деятельности коммерческого банка.

Изучить и дать характеристику банка по следующим направлениям:

1.1. Виды операций, на выполнение которых банк имеет право согласно имеющейся у него лицензии.

1.2. Устав коммерческого банка.

1.3. Организация управления банком.

1.4. Структура функциональных подразделений и служб банка, должностные обязанности их работников.

2. Порядок открытия в банке текущих, ссудных и других счетов клиентам.

2.1. Работа, проводимая банком по привлечению клиентов в банк (рекламная деятельность и затраты на ее осуществление, внедрение нетрадиционных форм обслуживания предприятий и т.д.).

2.2. Понятие «операционный день банка». Порядок обслуживания клиентуры. График документооборота.

2.3. Виды счетов, которые банк может открыть предприятию. Изучить содержание договоров на открытие и ведение открываемых банком счетов.

2.4. Организация приема платежных документов от клиентов и получение ими выписок по счетам, открытым в банке.

3. Финансовый анализ деятельности банка. На основе отчетности банка провести анализ финансовой деятельности банка по следующим направлениям:

3.1. Анализ состава, динамики и структуры активных и пассивных операций банка.

3.2. Анализ состава, динамики и структуры кредитных вложений банка.

3.3. Анализ объема, структуры и динамики безналичного денежного оборота, осуществляемого через банк.

3.5. Анализ объема, состава, структуры и динамики доходов, расходов и прибыли банка.

3.6. Анализ рентабельности услуг и рентабельности банка.

3.7. Анализ доходности банка (удельный вес прибыли в сумме доходов, размер дохода на 1 тыс. руб. активных операций, размер дохода на 1 тыс. руб. кредитных вложений).

3.8. Анализ ликвидности и платежеспособности банка.

3.9. Выполнение банком нормативов, установленных Национальным банком Республики Беларусь.

4.3. График прохождения практики в страховой организации

Примерное распределение времени и содержание разделов программы практики при прохождении ее в страховой организации:

№ недели Выполняемая работа Продолжительность изучения, дни
1. Законодательная база и особенности государственного регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь.
1. Теоретические аспекты организации страхового дела.
1-2. Характеристика страхового рынка, его основные составляющие и механизм их взаимодействия. Проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики Беларусь.
2. Краткая организационно-экономическая характеристика страховой организации (на примере представительства).
2-3. Организация и порядок проведения страхования имущественных интересов физических и юридических лиц (на основе Правил проведения отдельных видов страхования, разработанных в системе БРУСП “Белгосстрах” или иной отечественной страховой организации).
3-4. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности страховой организации (на примере представительства страховой организации).
4. Выполнение индивидуального задания
4. Оформление отчета
  Итого

Содержание программы организационно-экономической практики по разделам:

1. Законодательная база и особенности государственного регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь.

Правовое регулирование деятельности страховых организаций. Система нормативно-правовых актов Республики Беларусь, регулирующих правовые отношения в области страхования. Процедуры регистрации, реорганизации и ликвидации страховых организаций. Порядок выдачи лицензий на осуществление страховой деятельности, внесение изменений и дополнений в лицензии, приостановление, возобновление, продление срока действия лицензий, прекращение их действия.

2. Теоретические аспекты организации страхового дела в Республике Беларусь.

Понятие страхования. Формы страхования. Объекты страхования. Понятие и классификация страхового риска. Понятие договора страхования. Существенные условия договора страхования. Определение размера и порядок осуществления страховой выплаты. Страховые посредники - страховые агенты и брокеры, их функции и профессиональные качества. Перестрахование и сострахование как важнейшие элементы укрепления финансовой ус­тойчивости страховщика. Основные задачи по совершенствованию страховой деятельно­сти в Республике Беларусь.

3. Характеристика страхового рынка, его основные составляющие и механизм их взаимодействия. Проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики Беларусь.

3.1. Понятие и структура страхового рынка. Классификация страховых рынков. Принципы функционирования страхового рынка.

Понятие страхового рынка как особой сферы экономических отношений. Структура страхового рынка (институциональный и территориальный аспекты). Внешнее окружение страхового рынка. Классификация страхового рынка по отраслевому признаку. Участники страховых отношений на страховом рынке. Основные условия функционирования страхового рынка. Внутренняя система страхового рынка: страховые продукты, система продаж страховых продуктов и формирования спроса, гибкая система тарифов, инфраструктура страховщика и др. Принципы функционирования страхового рынка: демонополизация страхового рынка, конкуренция страховых организаций, принцип свободы выбора для страхователей условий предоставления страховых услуг, форм и объектов страховой защиты, принцип надежности и гарантии страховой защиты, принцип сотрудничества страховщиков.

3.2. Конкуренция и конкурентоспособность страховой организации.

Конкуренция как необходимый элемент успешного функционирования развитого страхового рынка. Ценовая и неценовая конкуренция страховых организаций. Этапы сбора и обработки информации о страховых организациях-конкурентах. Экономические и организационные параметры, характеризующие конкурентоспособность страховой организации.

3.3. Рекламная деятельность в страховании.

3.4. Место страховой организации на страховом рынке Республики Беларусь.

Анализ состояния и тенденций развития рынка страховых услуг Республики Беларусь (по данным периодической печати). Рейтинг страховых организаций Республики Беларусь. Место страховой организации на страховом рынке Республики Беларусь. Проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики Беларусь.

4. Краткая организационно-экономическая характеристика страховой организации.

Краткая характеристика страховой организации, цель ее создания и нормативно-правовая база. Форма собственности. Особенности хозяйственной и финансовой деятельности. Организационная структура управления страховой организации. Система уровней управления страховой организацией. Организационная культура страховой организации. Права и обязанности директора страховой организации. Правила профессиональной этики работников страховой организации. Формы организации и стимулирования труда страховых агентов, их преимущества и недостатки.

5. Организация и порядок проведения страхования имущественных интересов физических и юридических лиц (на основе Правил проведения отдельных видов страхования, разработанных в системе конкретной отечественной страховой организации).

5.1. Организация и порядок проведения имущественного страхования физических и юридических лиц. Краткая характеристика основных видов имущественного страхования физических и юридических лиц (страхователи, объект страхования, страховой риск, страховая сумма, страховой взнос, расчет ущерба).

5.2. Организация и порядок проведения личного страхования физических и юридических лиц. Краткая характеристика основных видов личного страхования физических и юридических лиц (страхователи, застрахованные, выгодоприобретатели, объект страхования, страховой риск, страховая сумма, страховой взнос, расчет ущерба).

5.3. Организация и порядок проведения страхования ответственности физических и юридических лиц. Краткая характеристика основных видов страхования ответственности физических и юридических лиц (страхователи, объект страхования, страховой риск, страховая сумма, страховой взнос, расчет ущерба).

6. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности страховой организации.

- Анализ основных показателей (поступления, выплаты, количество договоров и страховая сумма) личного, имущественного страхования и страхования ответственности физических и юридических лиц: динамика и структура.

- Анализ показателей эффективности деятельности страховой организации (частота страховых случаев, опустошительность страхового события, коэффициент убыточности, убыточность страховой суммы, средняя страховая сумма на один объект страхования, средняя страховая сумма на один пострадавший объект страхования, норма убыточности, коэффициент тяжести страховых событий, доля пострадавших объектов).

- Выводы и предложения по результатам анализа.

4.4. График прохождения практики в инспекции

Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Примерное распределение времени и содержание разделов практики при прохождении ее в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

№ недели Выполняемая работа Продолжительность изучения, дни
1. Организационно-экономическая характеристика инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
1. Взаимоотношения Инспекции МНС с другими звеньями финансовой системы.
1-2. Организация налогообложения юридических лиц
2-3. Организация налогообложения физических лиц
3-4. Анализ деятельности Инспекции МНС
4. Выполнение индивидуального задания
4. Оформление отчета
  ИТОГО

Содержание организационно-экономической практики по разделам:

1. Организационно-экономическая характеристика инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

История образования Инспекции МНС, статус, сфера подчинения. Характеристика основных нормативных документов, регулирующих деятельность Инспекции МНС. Состав и функции структурных подразделений Инспекции МНС. Оценка системы управления Инспекции МНС: права и обязанности штатных сотрудников, степень централизации (децентрализации) управления; используемые методы принятия управленческих решений.

2. Взаимоотношения Инспекции МНС с другими звеньями финансовой системы.

Роль Инспекции МНС в организации и проведении финансового контроля. Взаимоотношения Инспекции МНС с местными органами исполнительной власти. Взаимосвязи Инспекции МНС с вышестоящими органами. Взаимосвязи Инспекции МНС с органами Государственного комитета финансовых расследований.

3. Организация налогообложения юридических лиц.

Порядок постановки на учет и снятия с налогового учета юридических лиц. Порядок взимания налогов с юридических лиц. Порядок и методика проведения камеральных и документальных налоговых проверок. Состав и порядок взимания штрафных санкций с юридических лиц.

4. Организация налогообложения физических лиц.

Организация учета и налогообложения физических лиц. Организация ведения личных дел налогоплательщиков. Определение совокупного годового дохода граждан. Порядок подачи и проверки налоговых деклараций. Состав и порядок взимания штрафных санкций с физических лиц.

5. Анализ деятельности Инспекции МНС.

Анализ состава, структуры и динамики основных налогоплательщиков. Анализ состава, структуры и динамики налоговых платежей. Анализ сведений о недоимке и мер по ее устранению. Выводы и предложения по результатам анализа.

4.5. График прохождения практики в финансовом отделе

Примерное распределение времени и содержание разделов практики при прохождении ее в финансовом отделе.

№ недели Выполняемая работа Продолжительность изучения, дни
1. Правовые основы организации и функционировании финансового отдела.
1. Финансовая отчетность
2. Анализ исполнения плановых показателей бюджета
3. Взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы
4. Выполнение индивидуального задания
4. Оформление отчета
  ИТОГО

Содержание организационно-экономической практики по разделам:

1. Правовые основы организации и функционировании финансового отдела.

История образования финансового отдела, статус, сфера подчинения. Нормативные документы, регулирующие образование и функционирование финансового отдела. Оценка системы управления: распределение и закрепление за структурными подразделениями конкретных и специальных функций, организационная структура управления, используемые методы управления, господствующий стиль управления, сложившаяся методика принятия управленческих решений. Состав и функции структурных подразделений. Взаимосвязи между структурными подразделениями внутри финотдела.

2. Финансовая отчетность, применяемая в финотделе. Ее формы, порядок составления и представления.

3. Взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы.

Роль финотдела в организации и проведении финансовой работы. Взаимосвязи финотдела с другими подразделениями и вышестоящими органами. Взаимосвязи финотдела с предприятиями, организациями и учреждениями региона и республики.

4. Анализ эффективности деятельности финотдела.

Анализ исполнения плановых показателей бюджета. На основе отчетности финотдела провести анализ исполнения бюджета за два года по следующим направлениям:

Анализ состава, структуры и динамики доходов бюджета.

Анализ состава, структуры и динамики местных налогов и сборов.

Анализ состава, структуры и динамики расходной части бюджета.

Оценка персонала предприятия: оценка знаний, навыков и квалификации сотрудников, сплоченности организации, преобладающих интересов сотрудников и их возможных изменений.

Выводы и предложения по результатам анализа.

Наши рекомендации