Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков.
Пример схемы взаимодействия звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков представлен на рис. 4.5.
Рисунок 4.5 – Схема взаимодействия звеньев логистической системы по всем видам потоков предприятия:
1 – поставщики;
2 – склад сырья, материалов у поставщика;
3 – склад сырья, материалов у производителя;
4 – предприятие-производитель (фокусное предприятие);
5 – цех предприятия;
6 – склад готовой продукции на предприятии производителе;
7 – склад готовой продукции у потребителя;
8 – потребитель:
материальный поток;
информационный поток;
финансовый поток
Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации
5) конкретные структурные подразделения логистической направленности предприятия, положения о них, их соответствующие организационные структуры управления с указанием для каждой из них численности работающих, их должностных обязанностей и должностных инструкций.
Пример организационной структуры управления службой логистики организации представлен на рис. 4.6.
Рисунок 4.6 – Организационная структура управления службой логистики предприятия
Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации
Б) анализ системы логистических целей предприятия и стратегий их достижения.
Анализ системы логистических целей предприятия и стратегий их достижения необходим для выявления его стратегического видения и миссии в области логистики, т.е. чего оно хочет достичь в перспективе целей, задач и ограничений на достижение этих целей, а также определения стратегии развития предприятия в области логистики. Цели могут быть структурированы по подразделениям предприятия логистической направленности.
Источниками информации для анализа системы целей предприятия и стратегий их достижения в области логистики служат внутренняя организационная документация, материалы интервьюирования, бизнес-планы развития и инвестиционных проектов, результаты ранее проведенного стратегического анализа развития предприятия в этой области.
Данный анализ осуществляется по всем структурным подразделениям предприятия логистической направленности.
Например, служба закупок предприятия преследует следующие цели:
- организация процедуры поиска поставщиков товарно-материальных ценностей;
- приобретение товарно-материальных ценностей высокого уровня качества по наиболее выгодной цене;
- достижение приемлемых сроков поставки товарно-материальных ценностей;
- оптимизация размера партий поставки товарно-материальных ценностей;
- рационализация процессов поиска и закупки товарно-материальных ценностей;
- подготовка заключения договоров с поставщиками;
- поддержание высокой оборачиваемости товарных запасов;
- гарантий доставки товарно-материальных ценностей в организацию;
- приобретение товарно-материальных ценностей наилучшего качества;
- взаимодействие только с надежными поставщиками;
- поддержание доброжелательных партнерских отношений с надежными поставщиками;
- извлечение максимальной выгоды для организации, например, за счет скидок;
- сотрудничество с другими подразделениями организации;
- внесение своего вклада в достижение корпоративных целей и поддержание логистической стратегии;
- снижение доли расходов на закупки в общих логистических издержках;
- ведение эффективного автоматизированного учета (базы данных) приобретаемых товарно-материальных ценностей и поддержание других информационных систем организации;
- развитие, стимулирование деятельности и повышение квалификации специалистов-логистов, занимающихся закупками и др.
В) анализ организационной структуры управления предприятием и его отдельными подразделениями логистической направленности.
Данный анализ проводится с целью тщательного изучения существующих общей организационной структуры управления предприятием и организационных структур управления его структурными единицами (подразделениями) логистической направленности, их взаимосвязей и кадрового состава.
Источниками информации для этого анализа являются внутренняя организационная документация, материалы интервьюирования, результаты анкетирования и наблюдения и др.
Результатом данного анализа является графическое изображение общей организационной структуры управления предприятием и структур управления его отдельными подразделениями логистической направленности, установление их взаимосвязей и указание их кадрового состава.
Примерная организационная структура управления предприятием представлена на рис. 4.7.
Рисунок 4.7 – Примерная организационная структура управления предприятием – объектом исследования
Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации
Кадровый состав предложенной организационной структуры управления объектом исследования следует оформить в виде таблиц по каждому подразделению отдельно. Например, кадровый состав склада представлен в табл. 4.37.
Таблица 4.37 – Кадровый состав склада
№ п/п | Категория | Численность, чел. | Удельный вес, % |
1 | 2 | 3 | 4 |
Руководители в т.ч.: | 7,5 | ||
Начальник отдела | 2,5 | ||
Кладовщик | 2,5 | ||
Сменный мастер | 2,5 | ||
Специалисты в т.ч.: | |||
Операторы ЭВМ | |||
Приемщик заказов | |||
Специалист по продажам | |||
Специалист по работе с клиентами | |||
Специалист по маркетингу | |||
Специалист по ВЭД | |||
Технические работники в т.ч.: | |||
Уборщик | |||
Приемщики тары | |||
Грузчики | |||
Итого |
Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации.
Всего по данной организационной структуре управления задействованы 81 человек.
Г) анализ логистических функций и бизнес-процессов предприятия.
Данный анализ предусматривает изучение состава функций и бизнес-процессов службы логистики предприятия и его отдельных структурных подразделений логистической направленности в соответствии с нормативными документами, в частности, с положениями об отделах, которые находятся у соответствующих начальников. Кроме того, анализ предусматривает изучение механизма декомпозиции функций (бизнес-процессов) логистики объекта исследования на процедуры и операции.
Источниками информации для анализа логистических функций и бизнес-процессов предприятия служат внутренняя организационная документация (положения об отделах), материалы интервьюирования, результаты анкетирования и наблюдения, результаты анализа организационной структуры управления предприятием и его отдельными структурными подразделениями логистической направленности.
Результаты анализа бизнес-процессов службы логистики предприятия следует оформить в виде табл. 4.38.
Таблица 4.38 – Анализ бизнес-процессов службы логистики предприятия (отдельных структурных подразделений логистической направленности)
№ | Выполняемые функции | Состав процедур по функциям | Основные документы | Исполнители | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Согласование сроков получения и отправки партий товара | получение информации об отгрузках от отдела сопровождения закупок; согласование полученной информации с данными, полученными от карго-агента; утверждение сроков поставки | Положение об отделе логистики; должностные инструкции сотрудников отдела | начальник отдела логистики; менеджер-координатор | ||||
Анализ информации по транспортным агентствам | мониторинг рынка поставщиков транспортных услуг; презентация организации | Должностная инструкция менеджера отдела логистики | менеджер отдела логистики; заместитель начальника отдела логистики | ||||
Заключение договоров на транспорти-ровку | получение от поставщика необходимых документов, подтверждающих право данного поставщика на осуществление международной перевозки грузов; подписание договора с поставщиком; регистрация договоров в реестре договоров отдела логистики | Должностная инструкция менеджера отдела логистики; технология процесса работы отдела логистики | менеджер отдела логистики; заместитель начальника отдела логистики; менеджер-координатор | ||||
Определение оптимального маршрута доставки товара | анализ требуемых параметров доставки товара; сопоставление условий доставки маршрута с требуемыми параметрами | Должностная инструкция менеджера отдела логистики; технология процесса работы отдела международных перевозок | начальник отдела логистики; заместитель начальника отдела логистики; менеджер-координатор | ||||
Продолжение табл. 4.38
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
установление оптимального маршрута; утверждение маршрута | ||||
Организация перевозки груза клиента | Получение заявки на перевозку от клиента; оформление перевозки во внутрифирменном программном обеспечении; размещение заявки на перевозку поставщику транспортных услуг; получение подтверждение заявки на перевозку от компании авто поставщика; подтверждение заявки клиента | должностная инструкция менеджера отдела логистики; технология процесса работы отдела логистики | менеджеры по перевозкам | |
Контроль перевозки | Контроль своевременной подачи подвижного состава; Контроль соответствия подвижного состава требованиям клиента; Контроль своевременной загрузки подвижного состава грузоотправителем; Контроль своевременной доставки груза грузополучателю; Контроль своевременной разгрузки подвижного состава грузополучателем | должностная инструкция менеджер отдела логистики; технология процесса работы отдела международных перевозок | заместитель начальника отдела логистики; менеджер по перевозкам; диспетчер склада |
Окончание табл. 4.38
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Работа по претензиям | Регистрация входящих претензий от поставщика; регистрация исходящих претензий поставщикам; выставление претензии поставщику по входящей претензии клиента; выставление претензии клиенту по входящей претензии поставщика; оформление претензии во внутрифирменном учете, программном обеспечении; предоставление бухгалтерии необходимой документации по претензии; контроль разрешения претензии | технология процедуры обработки претензий; технология процесса работы отдела логистики | технолог | |
Работа по завершению перевозки | Оформление перевозки во внутрифирменном программном обеспечении; передача в бухгалтерию данных для выставления счета в комплекте с другими необходимыми документами | технология процесса работы отдела логистики | менеджер по перевозкам |
Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации.
При анализе логистических функций и бизнес-процессов предприятия следует также показывать технологическую схему организации основной логистической процедуры (например, технологическую схему организации логистической процедуры перевозки груза железнодорожным транспортом).
Д) анализ информационного и документационного обеспечения действующей логистической системы предприятия.
Данный анализ предусматривает изучение и структуризацию информации документированного и недокументированного характера, циркулирующей на предприятии, главным образом, по службе логистики и отдельным структурным подразделениям логистической направленности.
Источниками информации для анализа информационного и документационного обеспечения объекта исследования являются график документооборота, внутренняя организационная документация, материалы интервьюирования и результаты наблюдения.
В качестве примера анализа информационного и документационного обеспечения в табл. 4.39представлена условная схема документооборота на примере службы закупок предприятия.