Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков.

Пример схемы взаимодействия звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков представлен на рис. 4.5.

Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков. - student2.ru

Рисунок 4.5 – Схема взаимодействия звеньев логистической системы по всем видам потоков предприятия:

1 – поставщики;

2 – склад сырья, материалов у поставщика;

3 – склад сырья, материалов у производителя;

4 – предприятие-производитель (фокусное предприятие);

5 – цех предприятия;

6 – склад готовой продукции на предприятии производителе;

7 – склад готовой продукции у потребителя;

8 – потребитель:

Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков. - student2.ru материальный поток;

Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков. - student2.ru информационный поток;

Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков. - student2.ru финансовый поток

Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации

5) конкретные структурные подразделения логистической направленности предприятия, положения о них, их соответствующие организационные структуры управления с указанием для каждой из них численности работающих, их должностных обязанностей и должностных инструкций.

Пример организационной структуры управления службой логистики организации представлен на рис. 4.6.

 
  Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков. - student2.ru

Рисунок 4.6 – Организационная структура управления службой логистики предприятия

Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации

Б) анализ системы логистических целей предприятия и стратегий их достижения.

Анализ системы логистических целей предприятия и стратегий их достижения необходим для выявления его стратегического видения и миссии в области логистики, т.е. чего оно хочет достичь в перспективе целей, задач и ограничений на достижение этих целей, а также определения стратегии развития предприятия в области логистики. Цели могут быть структурированы по подразделениям предприятия логистической направленности.

Источниками информации для анализа системы целей предприятия и стратегий их достижения в области логистики служат внутренняя организационная документация, материалы интервьюирования, бизнес-планы развития и инвестиционных проектов, результаты ранее проведенного стратегического анализа развития предприятия в этой области.

Данный анализ осуществляется по всем структурным подразделениям предприятия логистической направленности.

Например, служба закупок предприятия преследует следующие цели:

- организация процедуры поиска поставщиков товарно-материальных ценностей;

- приобретение товарно-материальных ценностей высокого уровня качества по наиболее выгодной цене;

- достижение приемлемых сроков поставки товарно-материальных ценностей;

- оптимизация размера партий поставки товарно-материальных ценностей;

- рационализация процессов поиска и закупки товарно-материальных ценностей;

- подготовка заключения договоров с поставщиками;

- поддержание высокой оборачиваемости товарных запасов;

- гарантий доставки товарно-материальных ценностей в организацию;

- приобретение товарно-материальных ценностей наилучшего качества;

- взаимодействие только с надежными поставщиками;

- поддержание доброжелательных партнерских отношений с надежными поставщиками;

- извлечение максимальной выгоды для организации, например, за счет скидок;

- сотрудничество с другими подразделениями организации;

- внесение своего вклада в достижение корпоративных целей и поддержание логистической стратегии;

- снижение доли расходов на закупки в общих логистических издержках;

- ведение эффективного автоматизированного учета (базы данных) приобретаемых товарно-материальных ценностей и поддержание других информационных систем организации;

- развитие, стимулирование деятельности и повышение квалификации специалистов-логистов, занимающихся закупками и др.

В) анализ организационной структуры управления предприятием и его отдельными подразделениями логистической направленности.

Данный анализ проводится с целью тщательного изучения существующих общей организационной структуры управления предприятием и организационных структур управления его структурными единицами (подразделениями) логистической направленности, их взаимосвязей и кадрового состава.

Источниками информации для этого анализа являются внутренняя организационная документация, материалы интервьюирования, результаты анкетирования и наблюдения и др.

Результатом данного анализа является графическое изображение общей организационной структуры управления предприятием и структур управления его отдельными подразделениями логистической направленности, установление их взаимосвязей и указание их кадрового состава.

Примерная организационная структура управления предприятием представлена на рис. 4.7.

Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков. - student2.ru Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков. - student2.ru Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков. - student2.ru Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков. - student2.ru Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков. - student2.ru Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков. - student2.ru Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков. - student2.ru Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков. - student2.ru Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков. - student2.ru Взаимодействие звеньев логистической системы предприятия по всем видам потоков. - student2.ru

Рисунок 4.7 – Примерная организационная структура управления предприятием – объектом исследования

Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации

Кадровый состав предложенной организационной структуры управления объектом исследования следует оформить в виде таблиц по каждому подразделению отдельно. Например, кадровый состав склада представлен в табл. 4.37.

Таблица 4.37 – Кадровый состав склада

№ п/п Категория Численность, чел. Удельный вес, %
1 2 3 4
Руководители в т.ч.: 7,5
Начальник отдела 2,5
Кладовщик 2,5
Сменный мастер 2,5
Специалисты в т.ч.:
Операторы ЭВМ
Приемщик заказов
Специалист по продажам
Специалист по работе с клиентами
Специалист по маркетингу
Специалист по ВЭД
Технические работники в т.ч.:
Уборщик
Приемщики тары
Грузчики
  Итого

Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации.

Всего по данной организационной структуре управления задействованы 81 человек.

Г) анализ логистических функций и бизнес-процессов предприятия.

Данный анализ предусматривает изучение состава функций и бизнес-процессов службы логистики предприятия и его отдельных структурных подразделений логистической направленности в соответствии с нормативными документами, в частности, с положениями об отделах, которые находятся у соответствующих начальников. Кроме того, анализ предусматривает изучение механизма декомпозиции функций (бизнес-процессов) логистики объекта исследования на процедуры и операции.

Источниками информации для анализа логистических функций и бизнес-процессов предприятия служат внутренняя организационная документация (положения об отделах), материалы интервьюирования, результаты анкетирования и наблюдения, результаты анализа организационной структуры управления предприятием и его отдельными структурными подразделениями логистической направленности.

Результаты анализа бизнес-процессов службы логистики предприятия следует оформить в виде табл. 4.38.

Таблица 4.38 – Анализ бизнес-процессов службы логистики предприятия (отдельных структурных подразделений логистической направленности)

Выполняемые функции Состав процедур по функциям Основные документы Исполнители
1 2 3 4 5
Согласование сроков получения и отправки партий товара получение информации об отгрузках от отдела сопровождения закупок; согласование полученной информации с данными, полученными от карго-агента; утверждение сроков поставки Положение об отделе логистики; должностные инструкции сотрудников отдела начальник отдела логистики; менеджер-координатор
Анализ информации по транспортным агентствам мониторинг рынка поставщиков транспортных услуг; презентация организации Должностная инструкция менеджера отдела логистики менеджер отдела логистики; заместитель начальника отдела логистики
Заключение договоров на транспорти-ровку получение от поставщика необходимых документов, подтверждающих право данного поставщика на осуществление международной перевозки грузов; подписание договора с поставщиком; регистрация договоров в реестре договоров отдела логистики Должностная инструкция менеджера отдела логистики; технология процесса работы отдела логистики менеджер отдела логистики; заместитель начальника отдела логистики; менеджер-координатор
Определение оптимального маршрута доставки товара анализ требуемых параметров доставки товара; сопоставление условий доставки маршрута с требуемыми параметрами Должностная инструкция менеджера отдела логистики; технология процесса работы отдела международных перевозок начальник отдела логистики; заместитель начальника отдела логистики; менеджер-координатор
               

Продолжение табл. 4.38

1 2 3 4 5
    установление оптимального маршрута; утверждение маршрута    
Организация перевозки груза клиента Получение заявки на перевозку от клиента; оформление перевозки во внутрифирменном программном обеспечении; размещение заявки на перевозку поставщику транспортных услуг; получение подтверждение заявки на перевозку от компании авто поставщика; подтверждение заявки клиента должностная инструкция менеджера отдела логистики; технология процесса работы отдела логистики менеджеры по перевозкам
Контроль перевозки Контроль своевременной подачи подвижного состава; Контроль соответствия подвижного состава требованиям клиента; Контроль своевременной загрузки подвижного состава грузоотправителем; Контроль своевременной доставки груза грузополучателю; Контроль своевременной разгрузки подвижного состава грузополучателем должностная инструкция менеджер отдела логистики; технология процесса работы отдела международных перевозок заместитель начальника отдела логистики; менеджер по перевозкам; диспетчер склада

Окончание табл. 4.38

1 2 3 4 5
Работа по претензиям Регистрация входящих претензий от поставщика; регистрация исходящих претензий поставщикам; выставление претензии поставщику по входящей претензии клиента; выставление претензии клиенту по входящей претензии поставщика; оформление претензии во внутрифирменном учете, программном обеспечении; предоставление бухгалтерии необходимой документации по претензии; контроль разрешения претензии технология процедуры обработки претензий; технология процесса работы отдела логистики технолог
Работа по завершению перевозки Оформление перевозки во внутрифирменном программном обеспечении; передача в бухгалтерию данных для выставления счета в комплекте с другими необходимыми документами технология процесса работы отдела логистики менеджер по перевозкам

Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации.

При анализе логистических функций и бизнес-процессов предприятия следует также показывать технологическую схему организации основной логистической процедуры (например, технологическую схему организации логистической процедуры перевозки груза железнодорожным транспортом).

Д) анализ информационного и документационного обеспечения действующей логистической системы предприятия.

Данный анализ предусматривает изучение и структуризацию информации документированного и недокументированного характера, циркулирующей на предприятии, главным образом, по службе логистики и отдельным структурным подразделениям логистической направленности.

Источниками информации для анализа информационного и документационного обеспечения объекта исследования являются график документооборота, внутренняя организационная документация, материалы интервьюирования и результаты наблюдения.

В качестве примера анализа информационного и документационного обеспечения в табл. 4.39представлена условная схема документооборота на примере службы закупок предприятия.

Наши рекомендации