Методика исследования конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность предприятия– это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка.
Процесс исследования конкурентоспособности включает следующие этапы:
1 этап. Определение круга всех действующих и потенциальных конкурентов,, которые осуществляют производство и реализацию товаров номенклатуры данной фирмы. На этом этапе происходит формирование стратегических групп конкурентов.
Предприятия могут быть включены в одну стратегическую группу, если выполняется одно из следующих условий:
- одинаковая структура ассортимента товаров;
- использование одной и той же системы распределения;
- одинаковый тип и степень вертикальной интеграции;
- предложение покупателями аналогичных услуг;
- удовлетворение потребностей покупателей, которые требуют одинаковых особенностей в изделиях;
- использование подобных приемов к средствам рекламы; одинаковое поведение на рынке.
Разные отрасли могут иметь разное количество стратегических групп. Важно четко определить необходимые параметры для характеристики стратегических групп отрасли, которые бы отображали специфические характеристики предприятий вообще, и отличия одной стратегической группы от другой в пределах одного рынка.
2 этап. Сбор информации о деятельности предприятий конкурентов. Источниками информации о конкурентах могут быть:
- опубликованные результаты исследований научно-экономических организаций;
- результаты исследований консультативно-исследовательских фирм;
- результаты почтового опроса клиентов, посредников;
- беседы с покупателями, покупательные конференции;
- данные государственной статистики;
- коммерческая периодика;
- местные газеты;
- личные визиты и посещения предприятий конкурентов.
3 этап. Выявление наиболее активных конкурентов.
Данный этап допускает оценку деятельности действующих и потенциальных конкурентов по ограниченному кругу показателей и выявления наиболее активных конкурентов, деятельности которых изучается более глубоко. Оценка деятельности конкурентов осуществляется с помощью определения количества баллов (от 1 до 10) по ограниченному кругу показателей:
- рыночная частица;
- рентабельности деятельности;
- широта ассортимента;
- качество товаров;
- цена товаров;
- реклама;
- сервисное обслуживание.
Критерием выбора наиболее активных конкурентов является рассчитанная средняя оценка, что должна составлять не менее 5 баллов.
4 этап.Оценка конкурентоспособности активных конкурентов. Для оценки конкурентоспособности используется система количественных и качественных показателей.
Показатели оценки конкурентоспособности
Количественные показатели | Качественные показатели |
1. Частица фирмы на рынке. 2. Объем продаж в стоимостном и количественном выражении. 3. Уровень рентабельности. 4. Сумма прибыли на 1 руб. объема продаж. 5. Объем реализованных товаров на 1 руб. товарных запасов. 6. Отношение объема продаж к стоимости материально-производственных запасов. 7. Частица стоимости нереализованной продукции в материально-производственных запасах. 8. Отношение объема продаж к стоимости нереализованной продукции. 9. Отношение объема продаж к сумме дебиторской задолженности. 10. Производительность труда. | 1. Качество реализованных товаров. 2.Цена товаров. 3.Широта ассортимента товаров 4.Частица товаров рыночной новизны. 5.Качество обслуживания покупателей. 6.Методы стимулирования сбыта 7.Рекламные мероприятия. 8.Предоставление дополнительных услуг. 9.Имидж предприятия на рынке. 10.Адаптивность каналов сбыта 11. Размещение предприятия. 12.Уровень современности оборудования. |
На основании проведенного исследования составляется “Профиль деятельности предприятий конкурентов.
Профиль деятельности предприятий - конкурентов
Показатели | Предприятие А | Предприятие В | ||||||||||||||||||
1. 2. ... |
Завершается данный этап составлением карты сильных и слабых сторон ( профиля полярности). Для этого необходимо из оценки деятельности собственного предприятия отнять оценку деятельности конкурента.