Руководство и управление в современном обществе
Если на ранних этапах развития человечества преобладал элемент стихийности, то в современном обществе все более приходится говорить о его сознательном развитии. В этой связи проблема управляемости обществом в целом (равно как и отдельными его частями, например, предприятиями, организациями) на основе знаний законов общественного развития, становится все более актуальной.
Под руководством, как сказано ранее, обычно понимается выработка научно обоснованных направлений и методов развития как в обществе в целом, так и в его отдельных сферах, принятие стратегических, основополагающих решений. Под управлением же понимают непосредственную организацию реализации данных решений.
На уровне общества в целом, надо говорить, следовательно, о законодательной деятельности как о руководящей деятельности, а правительственную деятельность следует отнести к управлению. На уровне же отдельного предприятия или организации к руководству надо отнести деятельность собственника, а к управлению – деятельность назначаемого им управляющего, менеджера. На малых предприятиях и руководство, и управление часто совпадают, поскольку собственник и управляющий являются одним лицом. При этом суть данных понятий не меняется.
Современная наука управления, поскольку она возникла в конце Х1Х века в США, называется модным сегодня словом менеджмент. В строгом смысле слово менеджмент изначально означало управление бизнесом. Однако, показав свою эффективность в коммерческой сфере, наука управления стала распространяться и на некоммерческую деятельность, внося туда не только новую технику и методики, но и новые подходы, принципы управления.
Основным признаком «бизнес-менеджмента» – является измерение результатов управленческой деятельности через получаемую предприятием прибыль, т.е. через измерение внешнего фактора. При переносе новой науки управления в бюджетную, социальную сферу необходимо переносить и этот основополагающий признак. При этом ориентация на потребителя, клиента, заказчика должна сменить прежнюю установку на производство продукции любого качества и в любом количестве. Оказание услуг, которые не востребуются, и изготовление товаров, которые не пользуются спросом, в рамках данной концепции невозможны. Уже нельзя тратить столько, сколько хочется. Все должно подвергаться экономии, калькуляции и коммерческому расчету.
Сегодня общепризнанно, что нет слаборазвитых стран, есть страны со слабым управлением. Наше общество можно назвать обществом с плохим управлением. Это имеет место как на уровне правительства, так на уровне управляющих отдельными предприятиями, организациями. Отсюда главная задача – создать новую армию управляющих, отвечающих современным требованиям науки управления.
2. Управленческие кадры и современные требования к ним
У нас в стране все привыкли к бюрократическому управлению, а нужны руководители, способные управлять иными, более эффективными, более современными методами.
В мире давно сформулированы требования к таким руководящим кадрам. Нам не надо ничего изобретать, надо уяснить эти требования себе и готовить в соответствии с ними новые кадры.
В крупном плане эти требования следующие:
1. Преданность идеям демократического управления.Управленцы должны понимать, что необходимо опираться в работе не только на свой личный опыт и здравый смысл, но и на мнения других людей.
Как побудить руководителей действовать таким образом? Через систему выборов и назначений одновременно. Надо добиться, чтобы управленец мог эффективно работать и с вышестоящим руководством, и с подчинёнными.
2.Компетентность. Это требование обусловливает необходимость получения руководителем специального образования в области управления. Отсюда широкое распространение различных школ в сфере бизнеса и менеджмента.
Время руководителей-практиков прошло. Управление стало настолько сложным, что без специальной подготовки, учитывающей опыт предшествующих поколений и новейшие теоретические разработки, эффективно управлять стало невозможным.
3. Наличие организаторских способностей. Зависит во многом от личных качеств человека, от его опыта организаторской работы в различных сферах общественной жизни.
Именно поэтому на ответственные руководящие посты обычно выбираются (назначаются) люди, прошедшие школу организаторской работы в пределах какой-нибудь общественной организации, малого предприятия и т.д.
4. Простота и доступность. Если первые три требования видны со стороны вышестоящего руководства, то данное требование - только снизу, со стороны подчинённых, от которых практически невозможно скрыть какие-то недостатки в работе, в личном образе жизни.
Каждое из этих требований – тема отдельного большого разговора. Здесь же подчеркнем, что они должны быть у современного руководителя любого уровня в комплексе. Наличие всех этих требований позволяет осуществлять эффективное управление, основываясь на принципах научного управления.