Нематериальных активов (часть 1)
К нематериальным активам (НМА) относятся активы:
не имеющие материально-вещественной (физической) структуры;
идентифицируемые от другого имущества предприятия;
используемые в производстве продукции, при выполнении работ или
оказании услуг либо для управленческих нужд предприятия;
используемые в течение длительного периода времени (свыше 12
мес.);
способные приносить экономические выгоды (доход) в будущем;
имеющие надлежаще оформленные документы, подтверждающие
существование самого актива и исключительных прав на результаты интел-
лектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договор уступки и т.д.).
Три основные группы НМА:
объекты интеллектуальной собственности (ОИС), представляющие
исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности;
организационные расходы (расходы, связанные с образованием юри-
дического лица, признанные в соответствии с учредительными документами
частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал
предприятия);
деловая репутация (гудвилл) предприятия. Гудвилл присутствует
только при наличии избыточной прибыли и не может быть отделен от дейст-
вующего предприятия.
Объекты интеллектуальной собственности.Определение интеллекту-
альной собственности дано в ст. 138 Гражданского кодекса РФ. Интеллекту-
альная собственность — это исключительное право гражданина или юриди-
ческого лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные
к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации
продукции, выполняемых работ или услуг. ОИС – товар особого рода. К осо-
бенностям данного товара можно отнести:
абсолютный характер прав, т.е. они действуют против любого же-
лающего воспользоваться принадлежащими другому лицу ОИС без разреше-
ния последнего;
множественность;
секретность (в ряде случаев) ОИС;
ограниченность сроком действия. После окончания предусмотрен-
ного законом срока действия прав ОИС становятся общественным достояни-
ем, т.е. любое лицо может использовать их по своему усмотрению;
территориальный характер прав;
специфику документального оформления имущественных прав на
ОИС, так как наличествуют три субъекта прав: автор, правообладатель, по-
купатель при сделках, связанных с введением ОИС в хозяйственный оборот.
В процессе оценки ОИС определяется стоимость объема прав на ре-
зультаты интеллектуальной деятельности.
В рамках ОИС выделяются права на: объекты промышленной собст-
венности; технические решения, которые не обеспечены патентной защитой
(ноу-хау); объекты авторского права и смежных прав.
Права на объекты промышленной собственности.
К ним относятся:
изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и
знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, селекци-
онные достижения. Состав объектов промышленной собственности опреде-
ляется согласно ст. 1/2/1 Парижской конвенции по охране промышленной
собственности. Изобретения и полезные модели рассматриваются как техни-
ческое решение задачи. Под промышленным образцом понимается соответ-
ствующее установленным требованиям художественно-конструкторское ре-
шение изделия, определяющее его внешний вид. Товарные знаки, знаки об-
служивания — обозначения, способные отличить товары и услуги одних
юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других
юридических и физических лиц. В соответствии с западными нормативными
документами в состав объектов промышленной собственности включено
также право на пресечение недобросовестной конкуренции. Аргументируется
это тем, что акты недобросовестной конкуренции являются нарушением прав
на объекты промышленной собственности. Отличительная черта охраны объ-
ектов промышленной собственности — их регистрация в патентном ведомст-
ве.
Права на технические решения, которые не обеспечены патентной
Защитой (ноу-хау).
Ноу-хау — это техническая информация, которая потен-
циально может быть запатентована, но процедура патентования не проведена
по каким-либо причинам.
Ноу-хау содержит признаки, относящиеся к конфиденциальной ин-
формации:
ценность в силу неизвестности ее третьим лицам (имеет действи-
тельную или потенциальную коммерческую ценность);
отсутствие свободного доступа к ней на законном основании;
необходимость принятия обладателем информации мер к охране ее
конфиденциальности. Эти меры сформулированы в ст. 139 п. 1. Гражданско-
го кодекса РФ. Основанием возникновения права служит фактически моно-
польное обладание информацией. Нарушение хотя бы одного из этих при-
знаков лишает правообладателя права на ее защиту.
Механизм защиты ноу-хау разработан и используется на многих пред-
приятиях:
принимаются специальные внутренние правила, содержащие поря-
док доступа и ознакомления с информацией, включающие ноу-хау;
регистрируются лица, ознакомившиеся с ноу-хау, с них взимаются
расписки о неразглашении ее третьим лицам.
Перечисленные мероприятия позволяют документально доказать в
случае судебного разбирательства целесообразность ограничения и закон-
ность свободного доступа к ноу-хау и действий по охране конфиденциально-
сти информации.