Проблематика PR в сфере сервиса, малого и среднего бизнеса
Бизнес как тип хозяйствования. Типы бизнеса по Зомбарту. Предпринимательство как инновационный тип бизнеса. Концепции предпринимательства (Хайек, Шумпетер). Соотношение крупного, среднего и малого бизнеса в историческом и региональном аспекте. Особенности малого и среднего бизнеса в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах.
Особенности малого и среднего бизнеса в современной России. Малый и средний бизнес в Башкортостане. Малые и средние предприятия в сфере производства товаров, в сфере торгового, бытового, информационного, научного, образовательного обслуживания.
Типичные внутренние проблемы малых и средних предприятий: финансы, помещения, оборудование, кадры, менеджмент. Уровень коммуникативной грамотности предпринимателей (цивилизованных правил и привычек общения с общественностью).
Типичные внешние проблемы малых и средних предприятий: рыночные, правовые, административные, информационные ограничения. Уровень общественного доверия к бизнесу как проблема. Трансформация малых предприятий в средние предприятия как коммуникативная проблема.
Связи с общественностью как основополагающая дисциплина для теории и практики предпринимательства. Концепции роли PR в корпоративной стратегии (концепции Б. Шнейдера): как искусства управлять предприятием в общественных целях и как искусства управлять предприятием в корпоративных целях. Реализация концепций в практике зарубежных и российских компаний.
Возможности связей с общественностью для малого и среднего бизнеса. Соотношение PR менеджмента и PR консалтинга в малом и среднем бизнесе. PR специалисты и службы на малых и средних предприятиях. Особенности видения места и роли функций PR службы на российских предприятиях; совмещение функций PR, маркетинга и рекламы. Условия привлечения PR консультантов в малом и среднем бизнесе.
Основные задачи PR в сфере бизнеса. Установление и поддержание коммуникаций с внешней средой – клиентами, акционерами и партнерами, государственными и муниципальными органами управления. Установление и поддержание внутренних коммуникаций – между менеджментом и персоналом, между региональными подразделениями. Содействие продвижению товаров и услуг фирмы в конкурентной среде.
Управление репутацией малых и средних предприятий. Методика определения репутации предприятия. Основные элементы репутационного менеджмента в малом и среднем бизнесе. Деловая репутация фирмы. Социальная репутация фирмы.
Формирование политики фирмы во внешней и внутренней среде, разработка этических норм и ценностей. Работа в области взаимоотношений персонала и клиентов. Позиционирование фирмы на рынке товаров и услуг. Внешняя атрибутика фирм. Формирование и продвижение имиджа бизнес лидера. Формирование истории и мифологии фирмы. Спонсорство и благотворительность в малом и среднем бизнесе.
PR обеспечение маркетинга сферы услуг. Дорекламная PR деятельность фирмы на рынке. PR деятельность на рынке в отсутствие рекламной кампании. PR деятельность на рынке после рекламной кампании. Личные контакты с клиентами. Использование авторитетов мнения в работе с целевой аудиторией. Демонстрация социальной ответственности бизнеса. Защита продукции и услуг фирмы в кризисных ситуациях. Брендинг в малом и среднем бизнесе и его особенности. Анализ брендов отечественных фирм.
PR работа с персоналом малых и средних предприятий. Создание эффективных коммуникаций со служащими. Система информирования персонала о планах и задачах менеджмента. Система информирования менеджмента об ожиданиях и потребностях персонала. Профилактика слухов. Изучение и формирование мотивации менеджмента и персонала. Поддержка инициатив и творчества. Формирование фирменного патриотизма. PR работа с руководителем фирмы. Корпоративная культура и особенности ее формирования в малом и среднем бизнесе.
PR в условиях кризиса во внутренней среде фирмы. Методы снятия напряженности во взаимоотношениях персонала и менеджмента в условиях сокращения деятельности (увольнения, сокращение, забастовка). Действия в условиях утраты конфиденциальной деловой информации.
PR в условиях кризиса во внешней среде фирмы. Действия в условиях потери основного или значимого потребителя или сегмента рынка, потери ключевого поставщика, задержки крупных поставок, неплатежей, угрозы банкротства. Действия в условиях враждебного или неправомерного отношения со стороны государственных и муниципальных чиновников, негативных для бизнеса изменениях в формах и методах государственного регулирования. Действия в форс-мажорных обстоятельствах.
План и сценарий PR акций и коммуникаций в условиях кризиса во внутренней среде фирмы (моделирование кризисной ситуации и способов выхода из нее). План и сценарий PR акций и коммуникаций в условиях кризиса во внешней среде фирмы (моделирование кризисной ситуации и способов выхода из нее).
PR в условиях развития бизнеса. Слияние и разделение фирм как коммуникативная проблема. Укрупнение предприятия и проблемы управления. Реорганизация структуры управления, изменение объема и масштаба управления. PR методы регулирования проблем роста. Формирование новой стратегии и тактики фирмы, корпоративной культуры в условиях трансформации малых предприятий в средние предприятия. PR программа для трансформации малого предприятия в среднее предприятие (на примере конкретного предприятия).