Развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане

Развитие малого и среднего бизнеса - основа экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэко­номической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики.

Субъекты малого предпринимательства играют ключевую роль в развитии экономики любого государства. В странах с развитой рыночной экономикой на долю малых предприятий приходится от 40 до 60 % ВВП. В Казахстане данные показатели значительно ниже, поэтому руководство страны уделяет самое пристальное внимание вопросам поддержки малого бизнеса, улучшению бизнес – среды в республике. Реализуется государственная программа развития и поддержи малого предпринимательства в Республике Казахстан, созданы социально-предпринимательские корпорации (СПК), основанные на тесном сотрудничестве государства и бизнеса.

Исторически роль малого бизнеса в индустриально-экономическом развитии различается от страны к стране и от десятилетия к десятиле­тию. Например, в таких странах, как Южная Корея, основой индустри­ализации стали крупные промыш­ленные конгломераты, и лишь на более позднем этапе было уделено внимание развитию малого бизне­са. В других странах - например, на Тайване - малый бизнес стал движущей силой экономического и индустриального развития, который впоследствии вырос до масштабов транснациональных корпораций. В то же время, в ряде стран - напри­мер, в Индии, наблюдалось развитие крупных импортозамещающих производств одновременно с разви­тием семейного и микро-бизнеса.

Становление малого бизнеса в Республике с первых дней эконо­мических реформ является одним из приоритетов экономической по­литики государства. Предприни­мательский класс выступает неот­ъемлемым атрибутом рыночной экономики, самостоятельным субъ­ектом экономических отношений.

Формирование и становление малого бизнеса в Казахстане прохо­дило в 5 этапов:

-малое и среднее предпринима­тельство незадолго до независи­мости (1986-1990г.);

- малое и среднее предприни­мательство на ранней стадии перехода к рыночной экономике (1991-1996 гг.);

- малое и среднее предпринима­тельство на стадии становления рыночных отношений в Казах­стане (1997-2003 гг.);

- малое и среднее предпринима­тельство на стадии интенсивно­го развития в Казахстане до кри­зисного периода (2001-2008 гг.);

- современная стадия развития малого и среднего предпринима­тельства.

I этап.Малое и среднее пред­принимательство незадолго до не­зависимости (1986-1990гг.) в усло­виях СССР. Был принят закон СССР «О кооперации», что привело к вне­дрению новых форм собственности, формированию предприниматель­ской культуры в стране. Основные проблемы, препятствующие раз­витию МСП, в этот период были трудности доступа к сырью и произ­водственным площадям, бюрокра­тические преграды при регистрации кооперативов. Количество зареги­стрированных предприятий соста­вило 12,4тыс. ед., численность занятых в МСП - 302,6 тыс. чел.

II этап.Малое и среднее пред­принимательство на ранней стадии перехода к рыночной экономике (1991-1996 гг.). Данный период мож­но разделить на два витка развития МСБ. Первый виток развития МСБ, приходит на первые года независи­мости, государством были приняты ряд основополагающих законов, такие как Закон «О развитии кон­куренции и ограничении монополи­стической деятельности», Закон «О Защите и поддержке частного пред­принимательства», Закон РК «О на­логах с предприятий, объединений и организаций», Государственная про­грамма поддержки и развития пред­принимательства в РК на 1992-1994 гг. Количество зарегистрированных предприятий составило 35,2 тыс. ед., численность занятых в МСБ -358,8 тыс. чел. Проблемами перво­го витка были: несовершенство действующей нормативно-правовой основы, ограниченный доступ к кре­дитным ресурсам; нехватка знаний у новоявленных предпринимателей.

На данном этапе вторым витком развития стало принятие Государ­ственной программы поддержки и развития предпринимательства в РК на 1994-1996 г.г. и закона «О при­ватизации», который привел к фор­мированию и становлению МСБ. Приватизация государственной соб­ственности привела к увеличению численности зарегистрированных предприятий на 17,5 тыс. ед. Про­блемами второго витка развития были нестабильная социально-эко­номическая ситуация, недостаточно четкое выполнение действующих за­конодательных и программных доку­ментов, внесение частых изменений в действующее законодательство, высокий уровень налогов, наличие административных барьеров.

III этап.Малое и среднее пред­принимательство на стадии ста­новления рыночных отношений в Казахстане (1997-2002 гг.) Основной характеристикой данного этапа яви­лось активное развитие рыночный отношений в экономике Казахстана, что привело к увеличению числен­ности зарегистрированных предпри­ятий на 88 тыс. ед. Усиление госу­дарственной поддержки МБ была принята Государственная програм­ма поддержки и развития предпри­нимательства в РК на 1999-2000 гг., Закон РК «О государственной под­держке малого предприниматель­ства в Республике Казахстан», Закон РК «Об индивидуальном предпри­нимательстве». Реализация данных законопроектов привела к усилению региональных аспектов развития МБ, развитию неправительствен­ного сектора поддержки МБ. Также оставались проблемы: недоста­точная доступность финансовых и кредитных ресурсов, недостаточная развитость объектов рыночной и производственной инфраструктуры, способствующей эффективной дея­тельности МБ. Увеличилось количе­ство контрольно-надзорных органов и чрезмерная зарегулированность взаимоотношений между предпри­нимателями и госорганами. Уровень налогов и сложная запутанная си­стема их сбора.

IV этап.Малое и среднее пред­принимательство на стадии интен­сивного развития в Казахстане до кризисного периода (2003-2008гг). Мощный импульс развитию мало­го и среднего бизнеса в последние годы придали Указы Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению государственной под­держки и активизации развития ма­лого предпринимательства» и «Го­сударственная программа развития и поддержки малого предпринима­тельства Республики Казахстан на 2004-2006 годы».

Меры государства по максималь­ному упрощению процедуры реги­страции предпринимательской дея­тельности способствовали бурному росту количества субъектов МСП до конца 2008 года. Анализируя со­стояние развития за данный период, видим, что МСБ отрасли торговли решает как экономические, так и со­циальные задачи. Кроме того, они являются привлекательными для кредитования со стороны банков второго уровня. Доля МСБ в строи­тельной отрасли составляет 15%, и наблюдается рост.

В региональном разрезе наи­большая доля МСБ в г. Алматы (16,1%) и г. Астана (5,7%). Наи­меньшая доля МСБ - в Северо-Казахстанской (1,5%) и Жамбылской (1,7%) областях. Южно-Казахстан­ская область является наиболее привлекательной для развития ма­лого предпринимательства, так как в ней зарегистрирована большая часть МП разных форм собствен­ности. Преобладают крестьянские и фермерские хозяйства и индивиду­альные предприниматели. Наиме­нее развитыми областями в сфере малого предпринимательства являются Кызылординская и Северо-Казахстанская области.

V этап.В результате влияния финан­сового кризиса и снижения объ­емов кредитования банком второго уровня активность индивидуальных предпринимателей снизилась. Как следствие начиная с 2009 года на рынке наблюдается сокращение ко­личества зарегистрированных субъ­ектов МСП, размер которых составил 934,7 тыс. ед. на 2009 г. по сравне­нию с 1026,3 тыс. ед. на 2008 г. Видна и положительная динамика: в 2010 г. увеличилось ко­личество зарегистрированных субъ­ектов МСП, оно составило 1196,7 тыс. ед.

[23]

В Казахстане на 1 сентября 2011 г. количество зарегистрированных объектов малого и среднего бизнеса составило 2 487 474 единиц. Из них - 1 360 937 юридические лица, 697 062 - индивидуальные предпри­ниматели (ИП) и 429 475 - крестьян­ские хозяйства.

Активные предприятия мало­го бизнеса сосредоточены в сфере торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования, в строительстве, в сфере операций с недвижимым имуществом, аренде и услугах предприятиям, в промыш­ленности.

В Казахстане по итогам 2011 года 2,7 млн. человек, или 31.8%, были заняты в деятельности МСБ, однако вклад в общий объем выпуска продукции и услуг остается сравнительно небольшим. За два десятилетия независимости Казахстана экономика страны продолжает развиваться преимущественно «сырьевым» путем, а темпы роста определяются мировыми ценами на экспортируемое сырье.

Осознавая важность и необходимость развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в Казахстане, ежегодно Президент в своих Посланиях делает особый акцент на создании благоприятных и привлекательных условий для усиления позиций отечественных предпринимателей. Не стало исключением и Послание 2012 года, в котором Нурсултан Назарбаев отметил положительные результаты реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2020», а также поставил последующие цели и направления, в которых необходимо продолжить работу.

На сегодня в большинстве развитых стран мира малый и средний бизнес является фундаментом и залогом быстрого социально-экономического роста в связи с тем, что отрасль характеризуется гибкостью, способностью адаптироваться и быстро реорганизовать себя в условиях меняющихся тенденций. В странах ЕС и США предприятия МСБ обеспечивают порядка 50–60% от общего объема ВВП. Более того, данная отрасль занимает ключевую позицию в формировании новых рабочих мест. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в компаниях численностью менее 250 человек работает две трети всего экономически активного населения. [24]

В Казахстане на сегодня для укрепления позиций отечественных предприятий была принята крупномасштабная Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 годы, в рамках которой реализуется программа «Дорожная карта бизнеса-2020». Основной задачей данного механизма является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест. Особый упор сделан на поддержку наиболее актуальных бизнес-инициатив и экспортоориентированных производств, оздоровление предпринимательского сектора. Программа предусматривает частичное гарантирование и субсидирование процентной ставки по кредитам банков для реализации новых и уже существующих проектов, развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры, сервисную поддержку ведения бизнеса, подготовку кадров, организацию молодежной практики и социальных рабочих мест. Эти меры особенно необходимы в свете вступления Казахстана в Таможенный союз и создания Единого экономического пространства. [25]

Необходимо отметить, что на сегодня в стране имеются благоприятные условия для развития МСБ, а принятые реформы и программы имеют определенный успех. В ежегодном аналитическом отчете Всемирного банка DоingBusinеss в 2012 году Казахстан из 183 стран поднялся на 11 позиций вверх – с 58-го на 4-е место, что свидетельствует о большей привлекательности страны для создания и ведения бизнеса. Более того, сравнивая позиции с соседними государствами, видно значительное преимущество Казахстана в сфере совершенствования систем нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности.

Детальный анализ показывает, что по семи из десяти основных индикаторов условий для ведения и создания предприятий МСБ Казахстан опережает средний показатель по региону Восточной Европы и Центральной Азии. Особо стоит отметить успехи по защите прав инвесторов (10-е место в 2012 году к 44-му в 2011-м), усилившиеся благодаря изменению требований, относящихся к одобрению сделок между заинтересованными лицами и упрощению процесса предъявления иска в случаях с ущербными сделками между заинтересованными сторонами. Также немаловажным аспектом развития отечественного бизнеса является благоприятный налоговый климат Казахстана (13-е место), который в сравнении с другими постсоветскими странами признается более мягким и привлекательным. К примеру, НДС в Казахстане на сегодня составляет 12%, в России – 18%, а в Беларуси – 20%. Улучшение налогового климата имеет особое значение в условиях ТС и ЕЭП. Еще одним положительным примером может послужить относительно низкая процентная ставка на прибыль предприятий среднего бизнеса, которая составляет 28,6%, в то время как в странах ОЭСР данный показатель равен 42,7%. [28]

Несмотря на значимые достижения по созданию привлекательной бизнес-среды, Казахстану как молодому и развивающемуся государству следует и дальше продолжить работу в этих направлениях.

В частности, необходимо усилить диверсификацию предприятий МСБ за счет создания стимулирующих условий в виде предоставления финансовой помощи по примеру развитых стран мира. Низкая отраслевая диверсификация предприятий МСБ создает определенную угрозу экономике Казахстана в долгосрочной перспективе. Отраслевая структура показывает, что наибольший удельный вес на сегодня имеют предприятия, функционирующие в сфере торговли, - 41,5%, что также подтверждается высокой долей кредитования БВУ этого сектора - 30,9%. В этой ситуации предоставление налоговых преференций и льготного финансирования приоритетным отраслям экономики будут наиболее эффективными «рычагами» воздействия государства.[27]

Не менее актуальным вопросом для многих субъектов МСБ является ограниченный доступ к финансовым ресурсам, связанный с недостаточной эффективностью распределения выделяемых средств. Одной из основных причин является нежелание коммерческих банков, которые непосредственно рассматривают заявки на кредитование, участвовать в высоко рискованных и плохо продуманных бизнес-проектах, а также отсутствие у заемщиков залоговой базы. В связи с этим следовало бы рассмотреть возможность создания отдельного специализированного финансового института (банка), который будет заниматься вопросами выдачи кредитов и рассмотрением проектов исключительно предприятий малого и среднего бизнеса, в связи с отсутствием на сегодня реальной альтернативы банковскому кредитованию. Создание специализированного государственного института позволит сконцентрировать больше внимания на финансировании предприятий МСБ и позволит увеличить эффективность и скорость распределения денежных средств. [26]

Современ­ное состояние МСП требует совер­шенствования и создания инфраструктуры поддержки:

- повышение экономической гра­мотности населения;

- предоставление информации о поддержке малого и среднего бизнеса в СМИ;

- разработка и внедрение меха­низмов частичного субсидиро­вания затрат предпринимателей на профессиональные услуги по развитию бизнеса;

- повышение информированно­сти предпринимателей и дру­гих заинтересованных сторон о существующих возможностях получения профессиональных услуг/консультаций от государ­ственных органов; развитие и поддержка действую­щей инфраструктуры МСБ.[29]

Однако уже сегодня можно кон­статировать, что малый и средний бизнес приобрел ключевую позицию в развитии экономики Казахстана, т.к. он способствует решению про­блемы занятости населения, на­полнению рынка отечественными товарами и услугами, формирует конкурентную среду. Малое и сред­нее предпринимательство стало опорой экономического развития и процветания Казахстана. В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президент республики – Лидер нации Н. Назарбаев подчеркнул: «Отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти по крайней мере вдвое». [4]

В заключение хочется отметить, что успех развития малого и среднего бизнеса во многом определяется условиями, которые создает государство. За два десятилетия независимости Казахстана были сделаны важные шаги в создании привлекательного бизнес-климата, о чем свидетельствуют международная оценка и значительный рост сектора малого и среднего бизнеса. Для того чтобы сектор МСБ стал реальным «локомотивом» экономики, государству следует и дальше оказывать комплексную поддержку, учитывающую в первую очередь пожелания самих его участников. [30]

Контрольные вопросы:

1. Каково экономическое содержание собственности?

2. Какие типы собственности Вы знаете?

3. Чем отличается разгосударствление от приватизации?

4. Назовите основные виды предприятий.

Наши рекомендации