Сроки выбора и утверждения выпускной квалификационной работы

Оглавление

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………..
1.1. Наименование образовательной программы………………………
1.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы бакалавриата……………………………………………………
1.3. Определение темы выпускной квалификационной работы. Требования к формулировке тем выпускной квалификационной работы………………………………………………………………………..
1.4. Сроки выбора и утверждения выпускной квалификационной работы...............................................................................................................
2. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ..........................................................................................................  
2.1. Общие требования…………………………………………………
2.2. Научная новизна выпускной квалификационной работы бакалавра……………………………………………………………………..
3. НАПИСАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА…………………………………………………...  
3.1. Научное руководство………………………………………………
3.2. Подбор литературы…………………………………………………
3.3. Стиль изложения научных материалов……………………………
4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА………………….  
4.1. Структурные элементы работы……………………………………
4.2. Оформление ссылок………………………………………………..
4.3. Оформление перечислений………………………………………..
4.4. Оформление таблиц………………………………………………..
4.5. Оформление иллюстраций…………………………………………
4.6. Оформление формул……………………………………………….
4.7. Оформление списка использованной литературы………………
4.8. Оформление приложений…………………………………………
5. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА…...……………..  
6. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ВКР БАКАЛАВРА………………………..
7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВКР БАКАЛАВРА…………………………..
7.1. Общие положения…………………………………………………..
7.2. Критерии оценки……………………………………………………
8. АППЕЛЯЦИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА…………………………………………………..  
9. ХРАНЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА……………...........................................................  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ  

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Наименование образовательной программы

Настоящие методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ студентов предназначены для основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки бакалавров 09.03.03. «Прикладная информатика» и 38.03.05 «Бизнес-информатика» и Положением о выпускных квалификационных работах бакалавра и магистра в системе многоступенчатого образования в Рыбницком филиале ПГУ им. Т.Г. Шевченко.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.03. «Прикладная информатика» и 38.03.05 «Бизнес-информатика» защита выпускной квалификационной работы является частью итоговой государственной аттестации, направленной на оценку уровня профессиональной подготовки выпускника. Настоящие методические рекомендации содержат комплекс требований и методические материалы для подготовки и защиты выпускных квалификационных работ бакалавров направления бакалавров 09.03.03. «Прикладная информатика» и 38.03.05 «Бизнес-информатика», разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ВО для данного направления подготовки и согласованные с Положениями об итоговой государственной аттестации выпускников ПГУ им Т.Г. Шевченко.

Для квалификации (степени) бакалавр по направлению подготовки «Прикладная информатика»и «Бизнес-информатика» выпускная квалификационная работа выполняются в форме бакалаврской работы.

В соответствии с Положением о выпускной квалификационной работе бакалавров и специалистов в филиале ПГУ им. Т.Г. Шевченко № 4 от 8.12.2015 выпускная квалификационная работа (ВКР) является заключительным исследованием выпускника университета, на основе которого Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) выносит решение о присуждении степени в соответствии с уровнем образования.

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является завершающим этапом освоения программы подготовки бакалавра и представляется в форме бакалаврской работы.

1.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы бакалавриата

Выпускная квалификационная работа является завершающей стадией обучения в университете и имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний и умений по направлению обучения.

Бакалаврская работа представляет собой квалификационную работу, посвященную решению актуальной задачи, имеющей практическое или теоретическое значение.

Бакалаврская работа должна содержать совокупность результатов, свидетельствующих о приобретении выпускником необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, а также решение задач прикладного характера.

В ходе подготовки и защиты ВКР выпускник должен показать результаты, свидетельствующие об обладании им следующими общекультурными компетенциями:

Для направления 09.03.03 Прикладная информатика, профиль «Прикладная информатика в экономике» выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

- способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

- способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

- способностью использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1);

- способностью анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2);

- способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3);

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4).

профессиональными компетенциями (ПК):

проектная деятельность:

- способностью проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе (ПК-1);

- способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение (ПК-2);

- способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения (ПК-3);

- способностью документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла (ПК-4);

- способностью выполнять технико-экономическое обоснование проектных решений (ПК-5);

- способностью собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика (ПК-6);

- способностью проводить описание прикладных процессов и информационного обеспечения решения прикладных задач (ПК-7);

- способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач (ПК-8);

- способностью составлять техническую документацию проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов (ПК-9);

производственно-технологическая деятельность:

- способностью принимать участие во внедрении, адаптации и настройке информационных систем (ПК-10);

- способностью эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-11);

- способностью проводить тестирование компонентов программного обеспечения ИС (ПК-12);

- способностью осуществлять инсталляцию и настройку параметров программного обеспечения информационных систем (ПК-13);

- способностью осуществлять ведение базы данных и поддержку информационного обеспечения решения прикладных задач (ПК-14);

- способностью осуществлять тестирование компонентов информационных систем по заданным сценариям (ПК-15);

- способностью осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей (ПК-16);

- организационно-управленческая деятельность: способностью принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла (ПК-17);

- способностью принимать участие в организации ИТ-инфраструктуры и управлении информационной безопасностью (ПК-18);

- способностью принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, обучать пользователей информационных систем (ПК-19);

аналитическая деятельность:

- способностью осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-20);

- способностью проводить оценку экономических затрат и рисков при создании информационных систем (ПК-21);

- способностью анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации информационных систем (ПК-22);

научно-исследовательская деятельность:

- способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-23);

- способностью готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-24).

Для направления 380305 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА, профиль «Архитектура предприятий»выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способен анализировать социальнозначимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готов к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами (ОК-7);

- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);

- имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

- владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

- владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

- способен работать с информацией из различных источников (ОК-6);

- способен к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций (ОК-17);

- способен проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней (ОК-18);

- владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-19).

профессиональными компетенциями (ПК):

аналитическая деятельность:

- проводить анализ архитектуры предприятия (ПК-1);

- проводить исследование и анализ рынка ИС и ИКТ (ПК-2);

- выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом (ПК-3);

- проводить анализ инноваций в экономике, управлении, ИКТ (ПК-4);

организационно-управленческая деятельность:

- проводить обследование деятельности и ИТ-инфраструктуры предприятий (ПК-5);

- осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ (ПК-6);

- управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контент-сервисов) (ПК-7);

- использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия (ПК-8);

- использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для

- организации управления процессами жизненного цикла ИТ-инфраструктуры предприятий (ПК-9);

- организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-10);

- позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать

- потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовывать продажи в среде Интернет (ПК-11);

- защищать права на интеллектуальную собственность (ПК-12);

- организовывать управление малыми проектно-внедренческими группами (ПК-13);

проектная деятельность:

- выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-14);

- проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов (ПК-15);

- осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами (ПК-16);

- проектировать архитектуру электронного предприятия (ПК-17);

- разрабатывать контент и ИТ-сервисы предприятия и Интернет-ресурсов (ПК-18);

научно-исследовательская деятельность:

- использовать основные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования (ПК-19);

- использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования (ПК-20);

- готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований (ПК-21);

консалтинговая деятельность:

- консультировать заказчиков по совершенствованию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-22);

- консультировать заказчиков по вопросам создания и развития электронных предприятий и их компонент (ПК-23);

- консультировать заказчиков по рациональному выбору ИС и ИКТ управления бизнесом (ПК-24);

- консультировать заказчиков по рациональному выбору методов и инструментов управления ИТ-инфраструктурой предприятия (ПК-25);

инновационно-предпринимательская деятельность:

- описывать целевые сегменты ИКТ-рынка (ПК-26);

- разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-27);

- использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг (ПК-28);

- создавать новые бизнесы на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК- 9).

Для успешной подготовки и защиты ВКР выпускник должен

знать:

- архитектуру предприятия;

- методы и инструменты создания и развития электронных предприятий и их компонентов;

- ИС и ИКТ управления бизнесом;

- методы и инструменты управления жизненным циклом ИС и ИКТ;

- инновации и инновационные процессы в сфере ИКТ.

уметь:

- проектировать архитектуру предприятия и архитектуру информационной системы или подсистемы;

- выполнять стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием;

- обеспечивать организацию процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием в соответствии с современными стандартами и научными подходами;

- обеспечивать аналитическую поддержку процессов принятия решений для управления предприятием.

владеть:

- методами и инструментарием проектирования и совершенствования архитектуры предприятия и его информационной системы;

- методами и инструментами управления жизненным циклом ИС и ИКТ;

- методами оценки экономической эффективности ИТ-проектов и ИС.

Определение темы выпускной квалификационной работы. Требования к формулировке тем выпускной квалификационной работы

Бакалаврская работа выполняется студентом по материалам, собранным им лично за период обучения и производственной практики.

Изложение темы должно быть конкретным, насыщенным фактическими данными, диаграммами, описанием моделей, таблицами и др. Бакалаврская работа должна показать умение автора логично и аргументированно излагать материал.

Тема бакалаврской работы должна соответствовать направлению «Прикладная информатика» профиль «Прикладная информатика в экономике» и «Бизнес-информатика» профиль «Архитектура предприятия». Существенными аспектами данных направлений являются:

– наличие организационно-экономической задачи исследования (бизнес-задачи);

– наличие организационно-экономического объекта для реализации рассматриваемого решения задачи (чаще всего в форме предприятия или его подразделения);

– наличие анализа и синтеза архитектуры предприятия или его информационной системы;

– использование информационных технологий, как ключевого инструментария решения задачи.

Тематика ВКР разрабатывается кафедрой совместно с представителями организаций-работодателей, а также с учётом научных интересов кафедры и студентов. Тема ВКР должна быть актуальной, иметь научное и прикладное значение.

Кафедра доводит до сведения студентов тематику ВКР, размещая информацию на Информационном портале филиала и доске объявлений кафедры.

Студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы работы. Выбор производится из имеющегося на кафедре утвержденного перечня направлений для выбора тем. Перечень является примерным, и студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Настоящие рекомендации рассматривают две формы выпускных квалификационных работ бакалавров:

- работу академической направленности;

- работу методического характера.

В работах первой формы для направления 09.03.03 Прикладная информатика, профиль «Прикладная информатика в экономике» акцент может быть сделан на: проектную деятельность; производственно-технологическую деятельность, аналитическую деятельность.

Проектная деятельность:

- проведение обследования прикладной области в соответствии с профилем подготовки;

- формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов, формализация предметной области проекта;

- моделирование прикладных и информационных процессов, описание реализации информационного обеспечения прикладных задач;

- составление технико-экономического обоснования проектных решений и технического задания на разработку информационной системы;

- проектирование информационной системы в соответствии со спецификой профиля подготовки по видам обеспечения (программное, информационное, организационное, техническое);

- программирование приложений, создание прототипа информационной системы, документирование проектов информационной системы на стадиях жизненного цикла, использование функциональных и технологических стандартов;

- описание информационного обеспечения и реализации бизнес-процессов предприятия;

- техническое и рабочее проектирование компонентов информационных систем (ИС) в соответствии со спецификой профиля подготовки.

Производственно-технологическая деятельность:

- проведение работ по инсталляции программного обеспечение информационных систем и загрузка баз данных;

- настройка параметров документации;

- ведение технической документации;

- тестирование компонентов ИС на этапе опытной эксплуатации;

- начальное обучение и консультирование пользователей по вопросам эксплуатации информационных систем;

- осуществление технического сопровождения ИС в процессе ее эксплуатации, информационное обеспечение прикладных процессов.

Аналитическая деятельность:

- анализ и выбор проектных решений по созданию и модификации информационных систем;

- анализ и выбор программно-технологических платформ и сервисов информационной системы;

- анализ результатов тестирования информационной системы;

- оценка затрат и рисков проектных решений, эффективность информационной системы.

Формализации решения прикладных задач и процессов информационной, разработку проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов и создание информационных систем в прикладных областях, выполнения работ по созданию, модификации, внедрению и сопровождению информационных систем и управление этими работами.

В работах первой формы для направления 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА, профиль «Архитектура предприятий» акцент может быть сделан на: проектную деятельность; аналитическую деятельность, инновационно-предпринимательскую деятельность.

Аналитическая деятельность:

– анализ архитектуры предприятия;

– исследование и анализ рынка ИС и ИКТ;

– анализ и оценка применения ИС и ИКТ для управления бизнесом;

– анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ.

Организационно-управленческая деятельность:

– обследование деятельности и ИТ-инфраструктуры предприятий;

– подготовка контрактов, оформление документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ;

– разработка регламентов деятельности предприятия и управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия;

– управление ИТ-сервисами и контентом информационных ресурсов предприятия;

– взаимодействие со специалистами заказчика/исполнителя в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия;

– планирование и организация работы малых проектно-внедренческих групп;

– управление электронным предприятием и подразделениями электронного бизнеса несетевых компаний.

Проектная деятельность:

– разработка проектов совершенствования бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия;

– разработка проектной документации на выполнение работ по совершенствованию и регламентацию стратегии и целей, бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия;

– выполнение работ по совершенствованию и регламентации стратегии и целей, бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия;

– разработка проекта архитектуры электронного предприятия.

Научно-исследовательская деятельность:

– поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации в экономике, управлении и ИКТ;

– подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций.

Консалтинговая деятельность:

– аудит бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятий;

– аудит процессов создания и развития электронных предприятий и их компонент;

– консультирование по рациональному выбору ИС и ИКТ управления бизнесом;

– консультирование по организации управления ИТ-инфраструктурой предприятия;

– обучение и консультирование пользователей в процессе внедрения и эксплуатации ИС и ИКТ.

Инновационно-предпринимательская деятельность:

– разработка бизнес-планов создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ;

–создание новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ.

Работы второй формы формируются вокруг решений по использованию или разработке метода решения проблемы (задачи). При этом акцент делается на теоретическую проработку, а объект носит обобщенный, типовой характер.

Формулировка темы должна содержать наименование организационно-экономической задачи, решаемой в контексте информационной системы предприятия или с использованием современных информационных технологий, и наименование объекта, для которого решается задача.

В качестве организационно-экономической задачи может выступать задача или группа задач, характерная для любого функционала информационной системы. Например, решение задачи развития и ротации персонала в условиях информационной подсистемы управления персоналом.

В качестве объекта, для которого разрабатывается решение задачи, может выступать предприятие, подразделение предприятия, типовое предприятия или его подразделение. Также вариантом объекта может быть комплекс бизнес-процессов, характерных для относительно большой группы предприятий. Например, объектом может быть конкретное предприятие или его обособленное территориально подразделение, а также функциональное подразделение – логистическое управление, склад готовой продукции, финансовая служба, ИТ-департамент и т.д.

Научное руководство

Непосредственное руководство бакалаврской работой осуществляет научный руководитель. Обязанности научного руководителя заключаются в следующем:

- практической помощи студенту в выборе темы ВКР и разработке индивидуального плана;

- оказании помощи в выборе методики проведения исследования из предложенных студентом вариантов;

- предоставлении квалифицированных консультаций по подбору литературы (из предложенного студентом списка) и фактического материала;

- осуществлении систематического контроля за ходом выполнения работы в соответствии с разработанным планом;

- проведении оценки качества выполнения работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями (на основании рецензии научного руководителя);

- проведении предзащиты выпускной квалификационной работы с целью выявления ее готовности для предоставления к защите.

Научными руководителями бакалаврских работ могут быть преимущественно профессора и доценты (штатные или совместители), имеющие ученую степень доктора или кандидата наук.

Научный руководитель ВКР бакалавра контролирует все стадии подготовки и написания работы вплоть до ее защиты. Студент не менее одного раза в месяц отчитывается перед руководителем о выполнении задания.

Подбор литературы

Начало выполнения ВКР связано с процессом подбора литературы, который целесообразно начинать с изучения тех работ, которые близки к выбранной студентом тематике.

Знакомиться с литературой рекомендуется в следующей последовательности:

1) руководящие документы – вначале законы, затем законодательные акты;

2) научные издания – сначала монографии, затем периодические издания;

3) статистические данные.

При этом вначале стоит изучить самые свежие публикации, затем – более ранние. При подборе нормативно-правовых актов желательно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе. Данные справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов.

Со статистическим и аналитическим материалом, связанным с протекающими в экономике процессами, можно ознакомиться в Интернете. При этом очень важным является умение работать в поисковых системах.

Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссертациях на соискание ученых степеней, отчетах по НИР и т.д.).

Значимость работ определяется известностью автора. В настоящее время для оценки работы как отдельных ученых, так и научных коллективов используется индекс научного цитирования (SCI: Science Citation Index) или его интернет-версия (WOS: Web of Sciences).

Индекс научного цитирования – реферативная база данных научных публикаций, индексирующая ссылки, указанные в пристатейных списках этих публикаций и предоставляющая количественные показатели данных ссылок (например, суммарный объем цитирования, индекс Хирша и др.). Индекс цитирования – это принятая в научном мире мера «значимости» трудов какого-либо ученого. Величина индекса определяется количеством ссылок на этот труд (или фамилию автора) в других источниках.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Данный список литературы по теме выпускной квалификационной работы согласовывается с научным руководителем.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

Работа должна быть напечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Цвет шрифта должен быть черным. При компьютерном наборе рекомендуется кегль 14, полуторный междустрочный интервал, гарнитура шрифта – Times New Roman. Размеры верхнего и нижнего полей – 20 мм, левого поля – 30 мм, правого – 10 мм.

Абзацный отступ равен 1,25 см. Основной текст работы должен быть выровнен по ширине. При перечислении фраз, следующих за двоеточием, каждая из них выделяется в абзац. Допускается нумерация фраз арабскими цифрами с точкой или скобкой, либо строчными буквами со скобкой. Перечисляемые фразы разделяются точкой или точкой с запятой. Если фразы нумеруются цифрами с точкой, то они должны начинаться с прописных (заглавных) букв. Во всех остальных случаях перечисляемые фразы начинаются со строчных букв.

Любое предложение текста должно начинаться полным словом. Использование сокращений в начале предложений не допускается. При первом упоминании в тексте иностранных фирм, малоизвестных фамилий или названий (марок) изделий их пишут как в русской транскрипции, так и на языке оригинала (в скобках).

Бакалаврская работа начинается с титульного листа, на котором указываются сведения об учебном учреждении, где выполнена работа, название темы, вид выполненной работы, фамилия, инициалы, номер группы студента, а также фамилия, инициалы, ученая степень и звание научного руководителя, город и год выполнения работы (Приложение 1).

На второй странице работы размещается Оглавление, в котором указываются названия и номера начальных страниц всех структурных частей работы (за исключением титульного листа). Сокращение «стр.» над номерами страниц не используется (Приложение 2). Для акцентирования внимания на определенных терминах, формулах разрешается использование выделения жирным шрифтом, курсивом. Не допускаются использование подчеркивания, а также одновременное использование выделения курсивом и жирным шрифтом.

Внутри текста работы не допускается использование фамилий без инициалов. Инициалы всегда (кроме списка использованной литературы) должны стоять перед фамилией через пробел (например, И.И. Иванов).

Структурные элементы работы

Рубрикация пояснительной записки выполняется в соответствии с ГОСТ 7.32-2001.Заголовки структурных элементов работы названия глав, введение, заключение, приложение, содержание, перечень сокращений пишутся прописными, жирными буквами, шрифт тот же, что и текст квалификационной работы, выравнивание текста – для названия глав и разделов – по центру без абзацного отступа

Главы и разделы работы должны иметь заголовки. Заголовки не должны слово в слово совпадать ни друг с другом, ни с темой. Заголовки должны быть содержательными, отражать идеи, раскрываемые в тексте. Их назначение – направлять внимание на конкретный материал.

Главы, разделы (пункты) и подразделы (подпункты) нумеруются арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. После номера главы, параграфа, пункта и подпункта в тексте точку не ставят. Заголовки третьего уровня в работе не используются

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой. Пример – 1.1., 1.2., 1.3.

Пример:

ГЛАВА 1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

1.1.

1.2. Нумерация пунктов первого раздела документа

1.3.

ГЛАВА 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1.

2.2. Нумерация пунктов второго раздела документа

Все заголовки выносятся в отдельные строки. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить в них слова нельзя.

Каждая глава должна начинаться с нового листа, расстояние между заголовком главы и последующим текстом – 2 строки.

Расстояние между последней строкой предыдущего текста и заголовком пункта – 2 строки, подпункта – 1 строка, а между заголовками пункта и первой строкой последующего текста – 1 строка. Между заголовками подпункта и первой строкой последующего текста пустая строка не вставляется. Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последнего без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер не ставится. На 2-й странице (листе), где помещается содержание, номер страницы также не ставится. Порядковый номер страницы ставится внизу справа. Размер шрифта для номера страницы – 10.

Оформление ссылок

Ссылкиявляются обязательным элементом квалификационной работы. Все приводимые в тексте цитаты и цифровые данные из литературы, плановых или отчетных данных предприятий должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники, из которых они взяты. Источники необходимо указать в соответствии с действующими стандартами, регламентирующими библиографические описания произведений печати. Ссылки – после цитаты указываются в квадратных скобках, в них указывается источник цифрой, под ко

Наши рекомендации