Специальность – 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По учебной практике
Специальность – 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм
Квалификация – специалист по сервису и туризму
Пушкин
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная практика студентов 100103.65 Специальность Социально-культурный сервис и туризм, квалификация – специалист по сервису и туризмуявляется неотъемлемой частью учебного процесса и важным этапом в теоретической и профессиональной подготовке студентов.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 25 марта 2003 г. N 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объемы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования (ГОС ВПО).
Программы практики разрабатываются и утверждаются вузом самостоятельно на основе ГОС ВПО, с учетом рабочих учебных планов по направлениям подготовки (специальностям) и примерных программ дисциплин.
Учебная практика является одним из основных видов практики студентов университета.
Учебнаяпрактика включает в себя несколько этапов: практика по получению первичных профессиональных умений и ознакомительная практика. Перечень этапов учебных практик по основной образовательной программе высшего профессионального образования определяется вузом.
Организация учебной практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.
Учебнаяпрактика проводится в структурных подразделениях университета или на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Для руководства учебной практикой студентов назначаются руководители практики от высшего учебного заведения и от предприятий (учреждений, организаций).
Учебнаяпрактика, предусмотренная государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, осуществляются на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями.
Сроки проведения практики устанавливаются высшим учебным заведением с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей учебно-производственной базы высшего учебного заведения и организаций и в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.
Учебная практика осуществляется как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям).
Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению кафедры на основе промежуточной аттестации может быть зачтена практика.
Учебная практика включает в себя:
· Практику по спортивно оздоровительному туризму – 1 курс ( одна неделя)
· Практику по туристско-рекреационному проектированию- 2 курс (одна неделя)
· Практику на предприятиях турпрофиля и гостиничного хозяйства- 3 курс (две недели)
· Практику на профильной выставке- 3 курс (одна неделя в течение учебного года)
· Ознакомительную зарубежную практику – 3 курс (одна неделя)
В соответствии с назначением и характером различных видов практик определяются их цели и задачи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
В основу организации практики положен бригадный принцип, в соответствии с которым учебная группа разделяется на бригады по пять человек. В каждой из бригад назначается бригадир (староста), несущий ответственность за порядок работы, сохранность снаряжения, дисциплину в бригаде.
Полевая практика состоит из трёх основных этапов.
Подготовительный этап. На данном этапе проводится установочная конференция, на которой решаются организационные вопросы: руководитель практики знакомит студентов с внутренним распорядком дня, дисциплинарным режимом в период полевой практики, а также с правилами техники безопасности. Кроме того, здесь даются вводные установки, определяются задачи и порядок прохождения практики, основные этапы полевых и камеральных работ, а также проводятся вводные лекции по некоторым темам.
Полевой этап. Заключается в непосредственной работе на тренировочных полигонах и полевых учебных площадках. Состоит из нескольких циклов в соответствии с тематическим планированием содержания практики.
Камеральный этап. Обработка материалов практических занятий, их оформление, а также формулировка выводов на основе полученных знаний. В конечном итоге каждая бригада должна представить отчёт, оформленный в соответствии с существующими требованиями.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
«На предприятиях турпрофиля и гостиничного хозяйства»
Изучение первичных сведений о предприятии:
• История создания и развития предприятия;
• Ознакомление с учредительными документами, нормативными материалами;
• Организационно-правовая форма предприятия и форма собственности;
• Организационная структура и взаимодействие подразделений;
• Ознакомление с работой основных категорий работников, их должностных
инструкций;
• Основные задачи, виды деятельности предприятия;
• Стратегия развития предприятия;
• Выполнение индивидуальных заданий.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ И РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ
Учебнаяпрактика «На предприятиях турпрофиля и гостиничного хозяйства» студентов 3 курса проводится на предприятиях и организациях социально-культурного, гостиничного, ресторанного сервиса и туризма, которые определены кафедрой как базовые. При этом кафедрой по заявлению студентов может быть рассмотрена возможность прохождения практики в других организациях и предприятиях.
Как правило, практика для студентов осуществляется на предприятиях, с которыми кафедра заключила договоры.
Документом, удостоверяющим направление студента на практику от университета, является путевка-направление, выданная каждому студенту под роспись.
Методическое руководство и контроль прохождения практики от кафедры осуществляют профессора, доценты и преподаватели кафедры, а от базы практики -начальники структурных подразделений или ведущие специалисты, закрепленные приказом руководителя предприятия.
Основой прохождения учебной практики является ее программа, которая может корректироваться с учетом пожеланий и конкретных целей и задач студента.
Во время прохождения практики студенты ведут дневник.
Дневникявляется одним из обязательных документов практиканта. Студент должен ежедневно кратко записывать в дневнике, что им сделано за день по выполнении календарного плана прохождения практики. После завершения практики дневник вместе с отчетом должен быть просмотрен руководителем практики, который составляет отзыв и подписывает его.
Руководители практики от университета:
- устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними
- составляют рабочую программу проведения практики;
· определяет индивидуальное задание и форму его выполнения;
· принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;
· несут ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;
· осуществляют контроль соблюдения сроков практики и ее содержания;
· оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной (квалификационной работе);
· консультируют студента по возможным вопросам;
· проверяют выполнение программы практики;
· проверяют отчет, проводят защиту отчета и оценивают результаты выполнения студентами программы практики.
Предприятие обязано:
• оформить приказом зачисление студента на практику;
• обеспечить рабочим местом и необходимыми нормативно-справочными материалами;
• выделить консультанта;
• оказать содействие в изучении нормативных документов и анализе материалов для дипломной работы;
• контролировать выполнение программы;
• по окончании практики проверить отчет, дать письменную характеристику, в которой отразить своевременность явки студентов на практику, овладение навыками практической работы, соблюдение трудовой дисциплины и др.
В процессе прохождения практики студенты обязаны:
• подчиняться правилам внутреннего распорядка предприятия (организации)
и соблюдать трудовую дисциплину;
• выполнять в полном объеме программу практики;
• исполнять производственные задачи и разовые поручения на базе практики;
принимать участие в работе совещаний, семинаров, проводимых на предприятии;
• изучать, систематизировать и анализировать материал для дипломной работы в соответствии с планом работы, согласованным с научным руководителем;
• выполнять индивидуальное задание, предусмотренное темой дипломной работы
• в установленный кафедрой СКСиТ срок предоставить отчет о результатах практики с
отзывом руководителя, заверенным печатью.
Литература
Основная:
1. Болгов И.В., Агарков А.П. Инфраструктура предприятий сервиса: учебник.- М.: Академия, 2011.
2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник. М: ИНФРА – М., 2010.
3. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: учебное пособие. - СП6.: Изд-во Михайлова В.А., 2008 г.
Дополнительная:
1. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов. — Мн:. 2004.
2. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.
3. Лесник А.Л., Чернышёва А.В. Организация и управление гостиничным бизнесом: учебник. Под ред. - М.: Издательский дом “Альпина”, 2001.
4. Черникова Л.И. Страхование и риски в туризме: учебное пособие.- М.: Академия, 2011.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
«На профильной выставке»
1. Классифицировать выставку по следующим признакам:
• Цели проведения - торговая, информационно - ознакомительная.
• Частота проведения - периодическая, ежегодная, сезонная.
• Характер предложения экспонентов - универсальная, многоотраслевая,
отраслевая, специализированная.
• Состав участников - региональная, межрегиональная, национальная,
международная. Проанализировать местоположение участников и сделайте выводы о наиболее
выгодном и, напротив, неудачном расположении стендов в выставочном зале
(приведите названия фирм). Как, по-вашему, можно компенсировать минусы
местоположения? Назвать участников, которым удалось успешно справиться с подобной ситуацией и использованные ими приемы для привлечения посетителей.
2. Найти на выставке открытые и закрытые (с прозрачными или непрозрачными
стенами) стенды. В чем преимущества и недостатки каждого из этих видов
стендов?
3. Понаблюдать за работой персонала участников выставки. Сколько человек должно одновременно находиться на стенде и какие обязанности они
должны выполнять? Какие качества и манера поведения персонала вызывают у вас
положительные эмоции, а какие - отрицательные? Проанализировав свои
наблюдения, сформулируйте правила поведения персонала фирмы на выставке.
4. Изучить предлагаемые фирмами - участниками презентационные материалы.
Использование каких материалов вам кажется наиболее эффективным? Как вы
считаете, нужны ли участникам рекламные сувениры? Какие самые оригинальные
сувениры вы видели на выставке?
5. Обратить внимание на оформление стендов. Что вы считаете самым важным в
оформлении стенда? Приведите примеры оригинальных и удачных, на ваш взгляд,
дизайнерских решений. Как влияет оформительское решение стенда на его
привлекательность для клиентов и партнеров? Какие стенды вызвали у вас
негативное отношение? Почему? Проанализируйте приверженность участников к
единому стилю в оформлении рекламных материалов и выставочного стенда.
6. Какие материалы были размещены на стендах Санкт-Петербурга и Ленинградской
области? Какие организации были представлены на этих стендах?
Задания выполняются в письменном виде и представляются преподавателю на
Зачете.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ И РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ
Учебная практика на профильной выставке проводится в выставочных центрах Санкт-Петербурга (Ленэкспо, Северо - Западный ВЦ, Спортивно Концертный комплекс, Центральный ВЦ «Манеж»), где выставляются туристские фирмы города, Ленинградской области, высшие учебные заведения.
Студентам, которые выполняют обязанности стендистов, в ходе проведения выставки на стенде ЛГУ им. А.С. Пушкина и на стенде Ленинградской области, участвуют в организационных моментах, в социологических опросах посетителей выставки, практика защитывается автоматически.
Студенты, которые участвуют в выставке в роли посетителей - выполняют задания, данные руководителем, по учебной программе, и пишут отчет, который сдается на кафедру.
Методическое руководство и контроль прохождения практики на профильной выставке осуществляют преподаватели кафедры социально-культурного сервиса и туризма.
Литература
Основная:
1.Дурович А.П. Реклама в туризме: учеб. пособие для студентов. – Минск «Новое знание», 2008.
2. Основы выставочно – ярмарочной деятельности: учебное пособие / под . редакцией Л.Е. Стровского. – М. Юнити - Дана, 2008.
Дополнительная:
1. Назаренко Л.Ф. Выставка как инструмент маркетинга. – М.: Филин, 2006.
2. Гусев Э.Б., Прокудин В.А. Салащенко А.Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом: учебно –методическое пособие /од ред. Академика Н.П. Лаврова . – М., 2004.
3. Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. – М.: Ось, 1997.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По учебной практике
специальность – 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм