Прогнозирование деятельности предприятия по методу пропорциональных зависимостей.
Основу этого метода составляет тезис о том, что можно идентифицировать (определить) некий показатель, являющийся наиболее важным с точки зрения характеристики деятельности компании. Этот показатель, благодаря такому свойству, мог бы быть использован как базовый для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они «привязываются» к базовому показателю при помощи простейших пропорциональных зависимостей.
В качестве базового показателя чаще всего используется либо выручка от реализации, либо себестоимость реализованной (произведенной) продукции. Обоснованность этого выбора достаточно легко объясняется логически и, кроме того, находит подтверждение при изучении динамики и взаимосвязей других показателей, описывающих отдельные стороны деятельности компании.
Последовательность процедур данного метода такова:
1. Идентифицируют базовый показатель В (например, выручка от реализации).
2. Определяют производные показатели, прогнозирование которых представляет интерес для менеджера (к ним относят, в частности, показатели бухгалтерской отчетности в той или иной номенклатуре статей, поскольку именно отчетность представляет собой формализованную модель, дающую достаточно объективное представление об экономическом потенциале компании). Как правило, необходимость и целесообразность выделения того или иного производного показателя определяется его значимостью в отчетности.
3. Для каждого производного показателя Р устанавливают вид его зависимости от базового показателя: Р = f(В).
Чаще всего зависимость можно установить одним из двух способов:
а) значение Р устанавливают в процентах к В (например, на основе экспертных оценок);
б) путем изучения динамики данных выявляют простейшую регрессионную зависимость (линейную) Р от В.
Выявление зависимостей в отдельных случаях достаточно несложная процедура; например, изменение дебиторской и кредиторской задолженности чаще всего происходит спонтанно, т.е. с тем же темпом, что и изменение объема реализации.
Для других показателей, например отдельных статей производственных затрат, выявление зависимостей - весьма трудоемкая процедура. Отметим, что в состав производных показателей, значения которых необходимо спрогнозировать, могут входить и такие, которые не обязательно связаны формализованными зависимостями с базовым показателем, а определяются некоторыми другими условиями. Например, проценты за пользование банковскими ссудами зависят от объема реализации лишь в той степени, в какой эти ссуды связаны с текущей деятельностью. Если банковский кредит получен ранее в связи с капитальным строительством, и проценты по нему определены договором, соответствующая статья (или часть статьи) определяется без применения какого-либо формализованного подхода.
4. При разработке прогнозной отчетности прежде всего составляют прогнозный вариант отчета о прибылях и убытках, поскольку в этом случае рассчитывают прибыль, являющуюся одним из исходных показателей для разрабатываемого баланса.
5. При прогнозировании баланса сначала рассчитывают ожидаемые значения его активных статей. Что касается пассивных статей, то работа с ними завершается при помощи метода балансовой увязки показателей; чаще всего выявляется потребность во внешних источниках финансирования.
6. Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности. Выбор наилучшего из них и использование в дальнейшем в качестве ориентира делается уже при помощи неформализованных критериев.
Описанный метод основан на предположениях, что:
а) значения большей части статей баланса и отчета о прибылях и убытках изменяются прямо пропорционально объему реализации;
б) сложившиеся в компании уровни пропорционально меняющихся балансовых статей и соотношения между ними оптимальны (имеется, например, в виду, что уровень производственных запасов на момент анализа и прогнозирования оптимален).
Формализованные модели финансового планирования подвергаются критике по двум основным моментам:
а) в ходе моделирования могут быть разработаны несколько вариантов планов, причем по формализованным критериям невозможно определить, какой из них лучше;
б) любая финансовая модель лишь упрощенно выражает взаимосвязи между экономическими показателями.
На самом деле оба тезиса вряд ли имеют негативный оттенок; они лишь указывают на то, что жестко предопределенных и однозначных решений в плановой работе не может быть в принципе.