Прогнозирование основных финансовых пропорций по методу процентной зависимости

Любое предприятие стремится к росту: развитию и расширению масштабов своей деятельности. Очевидно, что важнейшим условием роста компании является увеличение объема ее продаж. Финансовый менеджер заинтересован в этом не меньше других работников, однако именно ему приходится сталкиваться с оборотной стороной процесса развития – необходимо­стью изыскания дополнительных финансовых ресурсов для его обеспечения. Расширение мас­штабов деятельности неизбежно влечет за собой прирост активов предприятия – основных фондов, запасов, дебиторской задолженности. Существует ошибочное мнение, что нормально работающее предприятие по определению способно обеспечить свое непрерывное развитие за счет собственных ресурсов, то есть чистой прибыли и амортизации. Ошибочность этого мнения не только в том, что объем этих ресурсов у нормально работающего предприятия (т.е. обеспечивающего рентабельность активов 15 – 20%) недостаточны для осуществления инвестиций в расширение деятельности. Упускается из виду, что чистая прибыль не является собственностью предпри­ятия как юридического лица, она принадлежит его владельцам и ежегодно должна выплачи­ваться им в форме дивидендов. Решение о реинвестировании прибыли в развитие предприятия не самое легкое для людей, вложивших в него деньги с целью получения реального дохода, а не обещаний о процветании в будущем.

Практически все источники дополнительного капитала являются платными и закладывая их привле­чение в годовой план, финансовый менеджер должен четко представлять, за счет ка­ких допол­нительных денежных потоков он будет оплачивать пользование данными источни­ками. В наи­более общем виде объем дополнительного внешнего финансирования (DF) оп­ределяется по фор­муле:

Прогнозирование основных финансовых пропорций по методу процентной зависимости - student2.ru , (1)

где DA – потребность в приросте активов на 1 руб. реализации;

∆S – плановый прирост объема реализации, S1 ее планируемый уровень;

L – спонтанная краткосрочная кредиторская задолженность, увеличивающаяся по мере роста объемов продаж и не требующая уплаты процентов (задолженность поставщикам, персоналу, бюджету и т.п.)

∆L – прирост кредитоской задолженности на 1 руб. реализации;

NM – маржа чистой прибыли;

d – норма выплаты дивидендов.

В этом выражении потребность в приросте активов (∆А) уменьшается на сумму прироста спонтанной кре­диторской задолженности (∆L *∆S) и нераспределенной прибыли (NM * S1 * (1 - d)) после вы­платы дивидендов. Например, предприятие, активы кото­рого увеличиваются по мере роста продаж с коэффициентом 0,5, а спонтанные пассивы – 0,15, планирует увеличить объем реализации с 80 до 100 млн. рублей. Чтобы получить чистую прибыль в объеме 5 млн. рублей и направить 80% от ее суммы на выплату дивидендов, оно должно предусмотреть дополнительные внешние фи­нансовые источники в сумме:

0,5 * 20 – 0,15 * 20 – 5 / 80 * 100 * 0,2 = 10 – 3 – 1,25 = 5,75 млн. рублей.

Состав и структура дополнительных источников определяется предприятием исходя из конкретных условий его деятельности. Если речь идет о краткосрочном капитале, то наиболее предпочтительным было бы формирование его за счет спонтанной кредиторской задолженно­сти, то есть обязательств, возникающих перед поставщиками, персоналом, бюджетом и т.п. Преимуществом такого финансирования является его бесплатность – в определенных, разре­шенных законом пределах, предприятие имеет право не уплачивать проценты по такого рода задолженности. Однако, чрезмерное увлечение такими способами привлечения краткосрочного капитала грозит предприятию потерей репутации у своих контрагентов и крупными судебными исками от кредиторов, уставших ждать оплаты своих счетов.

Все остальные источники как краткосрочного, так и долгосрочного капитала являются платными, поэтому, планируя их привлечение, предприятие должно соизмерять цену этих ис­точников с ожидаемой доходностью инвестиций.

Понимание финансовых аспектов работы предприятия позволяет составлять прогнозные финансовые отчеты без разработки большого числа операционных смет. В результате получают приблизительную структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого пе­риода. Простота расчетов позволяет составлять многовариантные прогнозы, что зачастую ком­пенсирует их недостаточную точность. При использовании любого метода финансового плани­рования, исходным показателем является плановый объем продаж (S). В дополнение к нему не­обходимо иметь данные о следующих прогнозных показателях и соотношениях: валовая при­быль (GM) и маржа чистой прибыли (NM), сумма годовой амортизации (DA) оборачиваемость запасов (число оборотов за год) (Ti), длительность периода инкассации счетов дебиторов (td), средняя продолжительность периода оплаты счетов поставщиков и других кредиторов (tl), структура долгосрочного капитала (D/E) и целевой остаток свободных денежных средств на банковских счетах и в кассе предприятия (С).

Наши рекомендации