Вопрос. Затраты предприятия на производство продукции и выручка.
В процессе предпринимательской деят-ти предприятие несет ден-ые затраты. Их характер, состав и структура зависят от многих факторов: организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевой принадлежности, места, занимаемого хозяйствующим субъектом на рынке Тов и капитала, инвестиционной, фин-ой и учетной политики, а также установленных законодательно правил и принципов поведения хозяйствующих субъектов в нал-овой, кредитной, страховой и фондовой сферах. Исходя, из экономического содержания все ден-ые расх-ы можно разделить на три группы:Расх-ы, связанные с извлечением прибыли;Расх-ы, не связанным с извлечением прибыли;Принудительные расх-ы Затраты на пр-во и реализацию прод-ции классифицируются по учетному признаку, по способу отнесения на единицу произведенной прод-ции, по степени однородности затрат.Распределение затрат предприятия по учетному признаку определяется действующим законодательством и является основой для определения законодательной базы. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету расх-ы орг-ции в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений подразделяются на: - расх-ы по обычным видам деят-ти; - операционные расх-ы; - внереализационные расх-ы.Приформировании расх-ов по обычным видам деят-ти должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на соц. нужды, аморт., прочие затраты.Понесенные предприятием ден-ые расх-ы на закупку сырья, материалов и других элементов материальных затрат компенсируются лишь в том объеме, который затрачен на реализованную прод-цию. Оставшаяся часть оседает в нереализованной гот.прод и складских запасах. Не все фактически понесенные предприятием затраты в отчетном периоде являются основанием для их полного включения в себест-ть произведенной и реализованной прод-ции, что имеет важное значение для внутрифирменного планирования и для налообложения прибыли. Затраты на оплату труда, напротив, включаются в состав себест-ти прод-ции при их фактическом начислении независимо от того, произвело ли предприятие реальные ден-ые выплаты.Отчисления на соц. нужды — один из видов принудительных расх-ов, которые законодательно возложены на хозяйствующие субъекты. Это платежи по обязательному социальному страх-ию и отчисления в соц. внебюд-тные фонды — Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страх-ия, Фонд социального страх-ия. Аморт. основных фондов включается в состав себест-ти прод-ции по установленным нормам к балансовой ст-ти основных фондов, и их величина сказывается на общей сумме подлежащих к уплате нал-ов. Амортизационные отчисления не представляют собой ден-ые затраты. Это расчетная величина, позволяющая предприятию накапливать собственные ср-ва для инвестиций. Отдельная группа затрат включает в себя затраты, связанные с подготовкой следующего периода пр-ва. К ним относятся: остатки незавершенного пр-ва, резерв предстоящих расх-ов и платежей и расх-ы будущих периодов.Прочие затраты представляют собой обширную группу различных по экономическому содержанию затрат с разнообразными способами отнесения их на себест-ть прод-ции. В их состав входят командировочные, представительские расх-ы, затраты на рекламу, погашение %-ов по краткосрочным банковским кредитам.Переменные расх-ы прямо пропорциональны объему пр-ва. Это расх-ы на сырье и материалы, технологическое топливо и энергию, сдельная з/п и др.По степени однородности затраты подразделяются на элементные и комплексные. Такое деление необходимо прежде всего при планировании себест-ти новых видов прод-ции, когда выявляются все затраты по их видам. Соотношение между отдельными элементами затрат представляет собой структуру затрат на пр-во. Все затраты на пр-во и реализацию прод-ции составляют ее полную себест-ть. Для предприятия себест-ть является основой для определения цен на производимую прод-цию и соответственно базой для определения прибыли от реализации прод-ции и нала на Pr. Планир-ие затрат на пр-во и реализацию прод-ции важно прежде всего для определения оптимальной ценовой политики предприятия. Необходимым условием при этом является раздельное планир-ие переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичного размера пр-ныхзапасов.При стабильной эк-ой ситуации планир-ие переменных затрат не представляет особого труда и осущ-ся двумя взаимодополняющими методами: - по эмпирическим нормам расхода на единицу прод-ции; - по фактическим данным за истекший период о себест-ти прод-ции.Постоянные расх-ы существенно не меняются при уменьшении или увеличении объема выпуска прод-ции, изменяется лишь их относительная величина на единицу произведенной прод-ции. При планировании постоянных затрат решающее значение имеет их взаимосвязь с объемом выпуска. Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можно решить вопрос оптимизации величины прибыли. Такая зависимость называется эффектом пр-венного рычага.Эффект пр-венного рычага проявляется в силе его воздействия. Сила воздействия пр-венного рычага определяется по формуле:
Сила воздействия
Пр-венного = Выручка от реализации - Переменные затраты
рычага Pr от реализации
Выручка — основной источник формирования собственных фин-ых рес-ов предприятия. Она формируется в результате деят-ти предприятия по трем основным направлениям: - основному; - инвестиционному; - финансовому.
1.Выручка от основной деят-ти выступает в виде выручки от реализации прод-ции (выполненных работ, оказанных услуг).
2.Выручка от инвестиционной деят-ти выражается в виде фин-ого результата от продажи внеоборотных активов, реализации цен.бум.
3.Выручка от фин-ой деят-ти включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
С целью учета дох-ы орг-ции в зависимости от их характера, условия получения и направлений деят-ти подразделяются на: дох-ы от обычных видов деят-ти; операционные дох-ы; внереализационные дох-ы.Дох.ами от обычных видов деят-ти являются выручка от продажи прод-ции и Тов, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Операционными дох.ами являются: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов орг-ции; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и др. виды интеллектуальной собственности; Pr, полученная организацией от совместной деят-ти и др. Внереализационными дох.ами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в помещение причиненных орг-ции убытков; Pr прошлых лет, выявленная в отчетном году; курсовые разницы; прочие внереализационные дох-ы и др. Чрезвычайными дох.ами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деят-ти (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.): страховое возмещение, ст-ть материальных ценностей, остающихся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.Законодательно закреплены два метода отражения выручки от реализации прод-ции: - по отгрузке Тов - метод начислений; по мере оплаты — кассовый метод.
Второй метод — определение выручки по фактическому поступлению ср-в на ден-ые счета. Моментом образования выручки для целей налообложения считается дата поступления ср-в на счета предприятия.Годовое планир-ие выручки эффективно при стабильной эк-ой ситуации. В условиях нестабильности годовое планир-ие затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия. Поэтому для определения прибыли возможно и необходимо квартальное планир-ие.Оперативное планир-ие выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную прод-цию на ден-ые счета предприятия.Общая сумма выручки от основной деят-ти включает в себя выручку от реализации прод-ции, выручку от выполненных работ и выручку от оказанных услуг промышленного и непромышленного характера.
Существуют два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный. I. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной прод-ции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Тогда выручку от реализации (В) можно определить по следующей формуле: В = Р-Ц, где Р — объем сопоставимой реализованной прод-ции; Ц— цена единицы реализованной прод-ции. 2. Расчетный метод, основой которого является объем реализуемой прод-ции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планир-ие выручки от реализации прод-ции осущ-ся по аналии с планир-ием затрат на пр-во и реализацию прод-ции: В = Он + Т— Ок, где Он— нереализованные остатки гот.прод на начало планируемого периода; Т — Тная прод-ция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде; Ок — остатки нереализованной гот.прод на конец планируемого периода. Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается з/п, возмещается износ основных фондов, формируется Pr предприятия.
Вопрос. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
Pr предприятия. Планир-ие и направления использования прибыли.
Pr- форма ден. накоплений, эк. категория, харак-теризующая фин. результат хоз. деят-ти предприятия.Pr от реализации прод-ции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации прод-ции в действующих отпускных ценах без НДС, акциза и затратами на ее пр-во и реализацию. Валовая Pr (маржа) – разница между выручкой от реализации прод-ции без нал-ов и неполной пр-венной себест-тью (затраты на материалы, з/плата с начислениями, общепроизводс-ные затраты).Pr от реализации – разница между валовой Prю и постоянными затратами (коммерческие, управленческие расх-ы).Pr до налооблажения – это сумма прибыли от реализации, операци-ой прибыли и внереализац. прибыли.
Операционная Pr опред-ся как разница между операционными дох.ами и операционными расх-ми.К операционнымдох.ам относятся: Дох-ы от продажи Тно-материальных ценностей;-Дох-ы от продажи основных ср-в; От продажи нематериальных активов;От участия в уставном капитале др. организаций; Проценты по ценным бумагам; От совместной деят-ти; Проценты , полученные за предоставление в пользование заемных ср-в;Проценты, полученные за использование ден. ср-в банками;Арендная плата (если не яв-ся осн. деят-тью).К операционным расходам относятся расх-ы по вышеперечисленным операциям.Внереализац. Pr – разница между внереализац. дох.ами и внереализационными расх-ми.
К внереализационным дох.ам относятся:-Курсовые разницы, штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров; -Активы, полученные безвозмездно; Pr прошлых лет, выявленная в отчетном году;Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок давности.Pr от обычной деят-ти = Pr до налооблажения - нал на Pr и др. аналич. нали из прибыли (нал на имущество, сбор на благоустройство и содержание милиции). Чистая (нераспределенная) Pr = Pr от обычной деят-ти + дох-ы от чрезвычайных обстоятельств – расх-ы от чрезвычайных обстоятельств. Для оценки эффективности пр-ва используется Pr до налооблажения (балансовая Pr).Для эк. анализа предприятия выявляется динамика роста балансовой прибыли и определятся общая рентабельность предприятия. Методы распределение прибыли должны способствовать решению следующих задач: укреплению дох.ной базы гос. бюд-та; Обеспечение хозяйственной самостоятельности предприятия; Обеспечение соц.-эк. развития предприятия; Повышение эффект-ти пр-ва. Первоочередными платежами считаются платежа из прибыли в бюд-т. Осн. Нал - на Pr. Др. нали и сборы уплачиваются за истекший квартал по установленным ставкам. Чистая Pr направляется на развитие пр-ва и погашение соответствующих кредитов; прирост норматива собственных оборотных ср-в и погашение взятого для этого кредита; природоохранные мероприятия; приобретение акций, облигаций других предприятий; содержание объектов соц.-культ. назначения и др. Указанные направления использования прибыли предприятие определяет самостоятельно и финансирует из образуемых на предприятии фондов, кот. мо. иметь и др. источники финансирования (например, фонд развития пр-ва– амортизационные отчисления). Кол-во фондов и их названия определяются предприятия самостоятельно. Предприятия сами устанавливают нормат. отчисления от прибыли в эти фонды. Нераспределенная Pr может быть направлена на: выплату дох.ов учредителям и акционерам; прочие выплаты по решению учредителей и акционеров (на выполнение социальных программ, на благотворительные цели); формирование резервного капитала; увеличение уставного капитала; покрытие убытков прошлых лет. Pr планируется раздельно по видам,а именно: Pr от продажи прод-ции и Тов; Pr от реализации прочей прод-ции и услуг неТного характера; Pr от реализации основных ср-в; Pr от реализации другого имущества и имущественных прав; Pr от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.; Pr (убыток) от внереализационных операций. Основными методами планирования прибыли являются: метод прямого счета; аналитический метод; метод совмещенного расчета. Метод прямого счетаДанный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой прод-ции. Сущность его в том, что Pr исчисляется как разница между выручкой от реализации прод-ции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себест-тью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле: П = (О × Ц) - (О × С), где О — объем выпуска прод-ции в планируемом периоде в натуральном выражении;Ц — цена на единицу прод-ции (за вычетом НДС и акцизов);С — полная себест-ть единицы прод-ции. Pr по Тному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на пр-во и реализацию прод-ции, в которой определяется себест-ть Тного выпуска планируемого периода: Птп = Цтп - Стп, где Цтп — ст-ть Тного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);Стп — полная себест-ть Тной прод-ции планируемого периода. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на Тный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой прод-ции. Pr на реализуемую прод-цию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:Прп = Врп - Срп, где Врп — планируемая выручка от реализации прод-ции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);Срп — полная себест-ть реализуемой в предстоящем периоде прод-ции.
Более детально Pr от объема реализуемой прод-ции в плановом периоде определяется по формуле:Прп = Пон + Птп - Пок, где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной прод-ции на начало планового периода;Птп — Pr от объема выпуска Тной прод-ции в плановом периоде;Пок — Pr от остатков нереализованной прод-ции в конце планового периода. Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой прод-ции в ценах и по себест-ти. Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментногопланированияприбыли. При этом методе Pr суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется Pr в остатках гот.прод, не реализованных на начало планируемого периода. Аналитический методЭтот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой прод-ции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую Pr. При аналитическом методе Pr рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году прод-ции, а по всей сравнимой прод-ции в целом. Pr по несравнимой прод-ции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себест-ть сравнимой Тной прод-ции за тот же период; 2) исчисление объема Тной прод-ции в планируемом периоде по себест-ти отчетного года и определение прибыли на Тную прод-цию исходя из базовой рентабельности; 3) учет влияния на плановую Pr различных факторов: снижение себест-ти сравнимой прод-ции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д. После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется Pr от реализации Тной прод-ции. Кроме прибыли от реализации Тной прод-ции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается Pr от реализации прочей прод-ции и услуг неТного характера, Pr от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные дох-ы и расх-ы. Pr от прочей реализации (прод-ции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.Pr (убытки) от традиционных статей внереализационных дох.ов и расх-ов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деят-ти, а также внереализационных дох.ов и расх-ов и с учетом прибыли от реализации Тной прод-ции определяется валовая (общая) Pr предприятия. Метод совмещенного расчетаВ этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, ст-ть Тной прод-ции в ценах планируемого года и по себест-ти отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую Pr таких факторов, как изменение себест-ти, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода. Получение определенной массы прибыли определяет эффективность пр-ва, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.