Вопрос. Внебюджетные социальные фонды государства.
Гос-ные внебюд-тные фонды являются составной частью фин-ой системы РФ.
Гос-ный внебюд-тный фонд – это фонд ден. ср-в, образуемый вне фед-го бюд-та и бюд-тов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.Внебюд-тный фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дох.а государства на определенные соц. и эк-ие цели.Источники финансирования социальных внебюд-тных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер в зависимости от экономического и фин-ого состояния страны. Гос-ные целевые соц. внебюд-тные фонды имеют самостоятельные источники их формирования, обособленные от источников формирования бюд-та РФ и региональных бюд-тов. Эти фонды действуют на основе положений о фондах, утвержденных законодательными органами, либо положений, утвержденных органами исполнительной власти в соответствии с фед. и и региональными законами.Контроль за рациональным и целевым расх-ованием ср-в гос-ных (фед-ых) внебюд-тных фондов осуществляет Министерство финансов РФ. Гос-ные внебюд-тные фонды в РФ имеют соц-ую направленность и строго целевое назначение. В зависимости от целевого назначения гос-ные внебюд-тные фонды делятся на 2 группы: соц. фонды и эк-ие фонды.К гос-ным целевым соц-ым внебюд-тным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страх-ия РФ, фонд обязательного медицинского страх-ия (фед-ый и территориальные).
К гос-ным внебюд-тным экономическим фондам относят: территориальные дорожные фонды; внебюд-тные фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др. Внебюд-тные фонды решают две важные задачи: • обеспечение дополнительными ср-вами приоритетных сфер эк-ки; • расширение социальных услуг населению.
С помощью внебюд-тных фондов возможно: • влиять на процесс пр-ва путем финансирования, субсидирования, кредитования; • обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет штрафов за загрязнение окружающей среды; • оказывать соц. У населению за счет выплаты социальных пособий, пенсий; • предоставлять займы зарубежным партнерам.
Пенсионный фонд РФ Пенсионный фонд РФ – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения. Пенсия – это гарантированная ежемесячная ден. выплата гражданам для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово – кредитным учреждением, осуществляющим вою деят-ть в соответствии с законодательством РФ и положением о пенсионном фонде РФ. Пенсионная система РФ является составной частью государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране - всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности, соответствуют международной практике. Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции:- получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат гос-ных пенсий; - орг-цию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; - индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея ввиду в дальнейшем увеличение размеров гос-ных пенсий за счет вносимых гражданами ср-в; - межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда. Ден-ые ср-ва Фонда формируются за счет:- работодателей – предприятий и орг-ции, которые вносят в Фонд ден-ые ср-ва в виде социального нала (страхового взноса) по установленным ставкам;- взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деят-тью; дотаций из фед-го и республиканского бюд-тов, добровольных взносов физических и юридических лиц. Ср-ва Пенсионного фонда РФ используются на:- выплату гос-ных трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ; - оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;- выплаты пособий на погребение получателям пенсий;- финансовое обеспечение текущей деят-ти Пенсионного фонда и его органов; - прочие расх-ы.
Фонд социального страх-ия РФ Фонд социального страх-ия РФ – один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях. Фонд социального страх-ия РФ является автономным и строго целевым фондом. Фонд выполняет следующие функции:- концентрацию ден. ср-в государства на социальное страх-ие;- обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям;- оплату путевок на санаторно – курортное лечение работников;- участие в разработке и реализации гос-ных программ охраны здоровья работников и социального страх-ия;- частное финансирование санаториев – профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.Источниками образования Фонда являются:- взносы предприятий и организаций, которые вносят ден-ые ср-ва в виде единого социального нала по установленным ставкам;- ср-ва государственного бюд-та (в форме дотаций);- дох-ы от нал-ов, предусмотренных специальными нал-овыми режимами;частичная оплата путевок в санатории и дома отдыха;- прочие поступления;Размеры взносов, перечисляемых в Фонд, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается Фед. законом.Контроль за расх-ование ср-в на социальное страх-ие возложен на Фонд социального страх-ия РФ с участием профсоюзов.
Фонд обязательного медицинского страх-ия Медицинское страх-ие является формой соц-ой защиты интересов населения в охране здоровья, способом реализации гражданами своего конституционного права на медицинскую помощь. Современное медицинское страх-ие создается с целью гарантирования гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных ср-в и финансирования профилактических мероприятий, которые осуществляются за счет ср-в Фонда обязательного медицинского страх-ия. Медицинское страх-ие осущ-ся в двух видах: обязательном и добровольном. ОМС является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами обязательного медицинского страх-ия, которые гарантируют объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. Добровольное мед-ое страх-ие осущ-ся на основе программ добровольного медицинского страх-ия и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страх-ия, оно может быть коллективным и индивидуальным. Фонд медицинского страх-ия делится на фед-ый и территориальный, является юридическим лицом, самостоятельной финансово-кредитной системой. Основными задачами фонда медицинского страх-ия являются: • обеспечение реализации Закона РФ О медицинском страховании граждан в РФ; • обеспечение прав граждан в системе ОМС; • участие в разработке и осуществлении гос-ной фин-ой политики в области обязательного медицинского страх-ия; • разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению фин-ой устойчивости системы обязательного медицинского страх-ия и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой на всей территории РФ; • обеспечение всеобщности ОМС граждан.Уплата социального нала, зачисляемого в Фед-ый и территориальный фонды ОМС, осущ-ся в соответствии с НК РФ. Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Фед-ую нал-овую службу. Источниками фин-ых рес-ов фонда являются: • единый социальный нал; • ассигнования из фед-го бюд-та; • взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; • добровольные взносы физических и юридических лиц; • дох-ы от использования временно свободных фин-ых ср-в и др.
29вопрос. Финансовый контроль.
Одним из важнейших элементов упр-ния финансами явл фин.контроль, к-ый предопре-ся сущностью финансов, как системой ден.отношений, связанных с созданием, распред-ем и исп-нием совокупного продукта и нац.дох.а. В процессе осущ-ния финн.контроля анализ-ся деят-ть хоз.суб, учреждений, орг.власти и упр-ния. Задачи: 1. проверка состояния и эффек-ти исп-ния фин, труд.и матер-ых рес-ов предпр.и учрежд; 2. выявление резервов роста фин.рес-ов; 3. правильность оставления и исполнения бюд-та; 4. прав-ть ведения бу; 5. обеспечение соблюдения действующего закон-ва в обл.н/обл-ния ю/л, относящихся к различным организац-правовым формам. Объектами ФКв фин системе явл поступления всех видов дох.ов бюд-та и взносов во внебюд.фонды, кредитных и заемных ср-в, а так же исп-ние этих ср-в. Они м.б класс-ны след.образом: 1. По источникам фин ср-в: а) бюд-ты, внебюд.фонды, ср-ва от распоряжения и упр-ния собст-тью, наход-ся в распоряжении орг.власти; б) кред.и заемные ср-ва и ср-ва от размещения фин-ов в кред-фин.орг-ях. 2. По принадлежности фин.расх-ов и поступлений тому или иному виду орг-ции: а) орг.гос.власти и их структур.подразделения; б)ю/л всех форм собст-ти и организ-правовых норм; в) банки и др.фин.учрежд; г) предпр.и орг-ции, в УК к-ых есть доля орг.власти. 3. По признаку отражения поступления и расх-ния ср-в в том или ином типе норматив.док-та: а) бюд-т и бюд.внебюд.фондов и отчеты об их исп-нии; б) фед.и территор.программы, итоговые док-ты по их реал-ции.; в) законодат.и иные нормат-прав.акты по бюдж-фин.вопросам, проекты договоров и соглашения с фед.орг.гос.власти, суб РФ, заруб.партнерами. ФК может подразд-ся на гос.и негос. В от типа гос.органа гос.контроль подраз-ют: конт со стороны орг.представит, исполтнит, судебной власти и ведомственный контр. Используется неск-ко методов ФК: 1. док-ные и камеральные проверки, в ходе к-ых проверяются отдельные вопросы деят-ти орг-ции; 2. обследование - подразумевает более широкий охват проверяемых показатлей деят-ти орг-ции; 3. мониторинг(наблюдение) – пост.контроль со стороны наблюдат.органа за вып-ем отд.показ-лей деят-ти орг-ции; 4. надзор – пост.наблюд.и проверка орг-ций, получивших лицензию на осущ-ние опред.вида деят-ти; 5. ревизии – обязат.действия контр-щих органов по докум-ной проверке закон-ти, целесообр-ти и эффект-ти хоз.и фин.операций, совершаемых орг-цией в проверяемом периоде. По времени проведения выделяют: 1. предварит.- предшествует фактич.поступлению и расх-нию ср-в. Гл.цель- выявление возможности увелич.дох.ов и путей наиб.эффетивного исп-ния фин.рес-ов. 2. текущий- осущ-ся в процессе фин-ния плановых меропр. и мобилизации дох. Он заключ.в анализе операт.данных, текущ.отчет-ти. Позволяет предупредить неоправданное расх-ние ср-в и улучшить работу по моб-ции дох. 3. последующий- проверки ревизии, проводимые после поступления ср-в или исп-ния учреждениями выделен.им бюдж.ассигнований. Он предполагает тщательное выяснение в орг-циях закон-ти и целесооб-ти использ-ния, а так же сохран-ти ср-в, выявления внутрихоз.резервов, повышения техникоэкон.показателей работы, проверку постановки бу и достоверности предоставляемой отч-ти. Послед.контроль проводится в3 формах: докум-ная ревизия, проверка, анализ отчетов. Все рез-ты ревизии или проверки оформ-ся актом. В нем отражаются вопросы и период ревизии, выявленные нарушения и виновные должностные лица.