Вопрос. Бюджетный процесс в РФ.
Порядок осуществления бюд.ного процесса в РФ был существенно изменен в течении 2007 г. (апрельские), т.е. составление проектов бюд-ов на 2007 г. осуществлялось в соответствии со старой редакцией бюд.ного кодекса, а проекты бюд-ов начиная с 2008 г. по новым правилам.
Бюд.ный процесс – это регламентируемое нормами право деятельности органов гос-ной власти, органов местного самоуправления и др. участников бюдж. процесса по составлению и рассмотрению проектов бюдж. проектов бюдж. гос-ых внебюдж. фондов, их утверждению и исполнению, а также по контролю за их исполнением.В систему органов обладающих бюд.ными полномочиями входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муницип. фин-ого контроляКаждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.
Участники бюдж. процесса обладающие бюдж. полномочиями на федеральном ур-не:Президент РФ;Гос-ная Дума фед-го собрания РФ;Совет федерации фед-го собрания РФ;Мин. Фин. РФ;Федеральное казначейство;Органы осуществляющие сбор дох.ов бюдж.;ЦБ РФ;Счетная палата РФ;Федеральная служба финансово-бюд.ного надзора; Гос-ые внебюдж. фонды;Главные распорядители и распорядители бюдж. ср-в и иные органы.
В бюдж. процессе основную роль играют законодательные и исполнительные ветви власти. ЦБ (не относиться ни к одной из ветвей власти), в мировой практике орган, который занимается выпуском нац-ой ден. единицы, принято называть ден. валютой. Основные задачи: осуществление денежно-кредитной политики в РФ;принимает участие в исполнении закона о бюдж.;контролирует др. финансово-кредитные институты.Счетная палата РФ – это постоянно действующий орган гос-ого фин-ого контроля. Подотчетна Федеральному Собранию и в соответствии с законодательством РФ не зависит от Правит-ва РФ. Стадии бюдж. процесса:Составление проекта бюдж.;Рассмотрение и утверждение проекта бюдж.;Исполнение закона о бюдж.; Составление и утверждение отчета об исполнении закона о бюдж.Проект федер бюдж и проекты гос-ых внебюдж фондов составляются и утверждаются сроком на 3 года (очередной фин год и плановый период). Проект бюдж субъекта РФ и проекты бюдж территориальных гос-ых внебюдж фондов, а также проекты местных бюдж (кроме бюдж городских и сельских поселений) составляются и утверждаются сроком на 1 или 3 года. В первом случае исполнительный орган власти в обязательном порядке разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план. В аналичном случае правовым актом представительного органа поселения мо. быт предусмотрены разработка и утверждение среднесрочного плана поселения.Среднесрочный финансовый план субъекта РФ или муницип. образования – это документ, содержащий основные параметры соответствующего бюдж, разрабатывается ежегодно. Проект среднесрочного фин-ого плана утверждается высшим исполнительным органом соответствующего уровня и предоставляется в законодательный или исполнительный орган одновременно с проектом бюдж.
Утвержденный среднесрочный финансовый план должен содержать следующие параметры:прогнозируемый общий объем дох.ов и расх-ов соответствующего бюдж и соответствующего консолидированного бюдж;объемы бюдж ассигнований по главным распорядителям бюдж ср-в, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расх-ов бюдж;распределение в очередном финансовом году и плановом периоде между муницип.и образованиями дотаций на выравнивание уровня бюдж обеспеченности;нормативы отчислений от нал-овых дох.ов в местные бюдж;дефицит или профицит бюдж;верхний предел гос-ого внутреннего и внешнего долга.Показатели среднесрочного фин-ого плана носят индикативный характер и мо. быть изменены при разработке и утверждении очередного среднесрочного плана. Составление проектов бюдж это исключительно прерогатива Правит-ва РФ и высших исполнительных органов власти, субъектов РФ и муницип. образований. Непоср-венное составление проектов бюдж осуществляют Мин. Фин. РФ, финансовые органы субъектов РФ и муницип. образований.Составление проекта бюдж основывается на следующих документах:бюдж послание президента РФ федеральному собранию. Бюдж послание направляется не позднее марта года предшествующего очередному фин. году, в бюдж послании определяется бюдж политика РФ на очередной фин. год и плановый период;«прогноз соц-эконом развития соответствующей территории». Прогноз составляется на срок не менее 3-х лет для всех территориальных образований кроме поселений (для них возможно составление на 1 год). Прогноз соц-эконом развития составляется МЭРТ путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров 2-ого года планового периода. Прогноз одобряется высшим исполнительным органом;на «основных направления бюдж и нал-овой политики» (прямая задача Мин. Фин.);баланс финансовых рес-ов представляет собой баланс всех дох.ов и расх-ов РФ, субъектов РФ, муницип. образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс фин. рес-ов составляется на основеотчетного баланса за предыдущий год в соответствии с прогнозом соц-эконом развития соответствующей территории, является основой для составления проекта бюдж.
Составленный проект бюдж с пакетом сопроводительных документов передается Мини. Фин. для рассмотрения и утверждения в Правительстве РФ, после утверждения Правит-во направляет эти документы для рассмотрения и утверждения Госуд. Думу РФ, также проект получает счетная палата РФ (счетная палата в основном состоит из аудиторов, которые осуществляют проверку представленных документов).
Рассмотрение проекта бюдж в Гос. Думе проходит в 3-х чтениях. Каждое чтение имеет предмет рассмотрения, утверждение проекта бюдж в одном из чтений означает что были утверждены лишь те характеристики проекта бюдж которые являются предметом рассмотрения этого чтения. Характеристики, утвержденные в предыдущих чтениях не мо. быть изменены в последующих.1 чтениеПредмет рассмотрения это основные характеристики бюдж. В соответствии с нормами бюдж кодекса которые применяются для бюдж любого уровня к основных характеристикам бюдж относятся:Общий объем дох.ов бюдж (ранее первой основной характеристикой являлись распределение дох.ов бюдж по группам, подгруппам, статьям, подстатьям дох.ов бюдж РФ);Общий объем расх-ов;
Дефицит или профицит бюдж;Основные характеристики фед-го бюдж:Прогнозируемый в очередном фин. году и плановом периоде общий объем дох.ов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых дох.ов федер. бюдж;Приложение устанавливающее нормативы распределения дох.ов между бюдж и бюдж системой РФ;Общий объем расх-ов в очередном фин. году и плановом периоде;Условно утверждаемые расходы;Объем нефтегазового трансферта;Верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга на конец очередного фин. года и каждого года планового периода;Нормативная величина резервного фонда;Дефицит или профицит федер. бюдж.В первом чтении обсуждаются концепция, прогноз соц-эконом развития РФ, а также прогнозируемый объем ВВП и ур-нь инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федер. бюдж, и основные направления бюдж и нал-овой политики.
В первом чтении Гос. Дума заслушивает:Доклад Правит-ва РФ;Доклад комитета по бюдж;Доклад председателя счетной палаты.
Бюдж комитет (или комитет по бюдж) – это рабочая группа внутри Госдумы которая состоит из профильных подкомитетов, депутаты входящие в состав бюдж комитета организуют работу Гос. Думы по рассмотрению и утверждению проекта бюдж. Одна из главных задач бюдж комитета работа с поправками. Бюдж комитет собирает поправки от субъектов право-законодательной инициативы (те кто имеет право вносить поправки), формирует их сводные таблицы. Профильный подкомитеты проводят анализ поправок и представляют свои рекомендации о принятии или отклонении каждой из поправок. Бюдж комитет выносит эти поправки на рассмотрение в Госдуме для голосования (т.е. принять или отклонить поправку может только Госдума в целом). Заслушав все доклады Госдума решает принять или отклонит законопроект в 1 чтении. В случае отклонения законопроекта в 1 чтении Госдума может: направить законопроект в согласительную комиссию. Согласительная комиссия состоит из представителей Госдумы, Совета Федерации, Правит-ва РФ, все эти представители разрабатывают согласованный вариант основных характеристик в соответствии с выдвинутыми предложениями и рекомендациями, по окончании работы согласительной комиссии Правит-во РФ вносит на рассмотрение Госдумы согласованные основные характеристики федер. бюдж;вернуть законопроект в правит-во на доработку;поставить вопрос о доверии правительству.Предмет рассмотрения 2 чтения:перечень главных администраторов дох.ов и источников финансирования дефицитов федер. бюдж;бюдж ассигнования (расх.) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расх., классификации расх. бюдж. РФ (в рамках общего объема расх. утвержденного в 1 чтении);распределение между субъектами РФ межбюдж трансфертов;программы гос-ных внутренних и внешних заимствований РФ;программы гос-ых гарантий РФ в руб. и в иностранной валюте;приложение по долгосрочным целевым программам;текстовые статьи законопроекта.Бюдж комитет проводит работу с поправками. Готовит проект постановления гос-ой Думы о принятии или отклонении законопроекта во 2 чтении. В случае отклонения законопроекта Госдума может направить его в согласит. комиссию. Предмет рассмотрения 3 чтения:Утверждается ведомственная структура расх. федер. бюдж. Для рассмотрения в 3 чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый Госдумой федер закон о федер бюдж на очередной фин. год и плановый период направляется для рассмотрения и одобрения в Совет федерации. Совет Федерации не может вносить поправки в Закон о бюдж!!! Одобренный Советом Федерации бюдж направляется президенту на подписание и обнародование.Исполнение Закона о бюдж. В РФ устанавливается казначейское исполнение бюдж на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюдж., управление счетами бюдж. и бюдж ср-вами. Эти органы являются комиссарами всех получателей и распорядителей бюдж. ср-в, и осуществляют платежи от имени и по поручению бюдж. учреждений.Бюдж. всех ур-ней бюдж системы РФ исполняются на основе единства кассы и подведомственности расх. Кассовое обслуживание исполнения бюдж. бюдж. системы РФ осущ-ся фед. казначейством (Пр. бюдж. сист.). исполнение бюдж. по дох.ам предусматривает:перечисление и зачисление дох.ов на единый счет бюдж.;распределение в соответствии с утвержденным бюдж. регулирующих дох.ов;возврат излишне уплаченных в бюдж сумм дох.ов;учет дох.ов бюдж. и соответствующие отчетности о дох.ах соответствующего бюдж. Бюд. по расходам исполняется в пределах фактического наличия бюдж. ср-в на едином счете бюдж с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования:составление и утверждение бюдж росписи;утверждение и доведение уведомлений о бюдж ассигнованиях до распорядителей бюдж ср-в, а также утверждение смет дох.ов и расх-ов распорядителям бюдж ср-в и бюдж учреждениям; принятие ден. обязательств получателями бюдж ср-в, подтверждение и выверка исполнения ден. обязательств. Процедура финансирования заключается в расх-овании ден. ср-в. В целях управления ср-вами федер. бюдж., гос-ым долгом и совершение платежей права открытия и закрытия счетов федер. бюдж. определение их режима принадлежит Федер. казначейству. Единый счет федер. бюдж. находиться в банке России (ЦБ).Исполнение федер. бюдж. по расходам осущ-ся с использованием лицевых счетов бюдж. ср-в. Лицевые счета открываются в едином учетном регистре федер. казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя бюдж. ср-в.Федер. казначейство регистрирует все операции в главной книге федер. казначейства, главная книга казначейства ведется на основе единого плана счетов бюдж. учета. Данные главной книги казначейства являются исходной базой для формирования отчетов об исполнении федер. бюдж. Правит-во РФ предоставляет ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении федер. бюдж. в федеральное собрание. Один экземпляр каждого из этих отчетов представляется в счетную палату РФ. Ежеквартальные отчеты утверждаются Правит-вом РФ.
Исполнение федер. бюдж. завершается 31.12, счета, используемые для исполнения бюдж. подлежат закрытию в 24 часа 31.12. Ср-ва полученные бюдж. учреждениями от предпринимательской деятельности и не используемые на эту дату зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые счета.
После завершения операций по принятым бюдж. обязат-вам завершившегося года, остаток ср-в на едином счете федер. бюдж. подлежит учету в качестве остатка ср-в на начало очередного фин-ого года.Составление и утверждение отчета. В конце каждого фин. года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федер. бюдж. и бюдж. каждого гос-ого внебюдж. фонда в отдельности. На основании этого распоряжения все получатели бюдж. ср-в готовят годовые отчеты по дох.ам и расходам. В отчетах бюд.ных учреждений в обязательном порядке отражаются степень выполнения задания по предоставлению гос-ых или муницип. услуг. Данные о дох.ах полученных в результате оказания платных услуг, данные о дох.ах полученных в результате использования гос-ого или муницип. имущества.Главные распорядители бюдж. ср-в сводят и обобщают отчеты подведомственных им учреждений. Федеральное казначейство готовит отчет о кассовом исполнении закона о бюдж. Мин. Фин. опираясь на эти данные, составляет отчет об исполнении федер. бюдж. для федер. собрания РФ. Отчет Ми. Фин. представляется для рассмотрения в Правит-во РФ, Правит-во РФ направляет этот отчет в Госдуму и счетную палату РФ. Счетная палата осуществляет внешнюю проверку отчета (т.е. проводят качественный фин. анализ представленных документов). Результаты и выводы по анализу оформляются в «Заключении» счетной палаты.Гос. Дума не приступает к рассмотрению отчета до тех пор пока не получит заключение от счетной палаты. При рассмотрении отчета в Гос. Думе заслушиваются следующие доклады:Доклад Правит-ва РФ;Доклад Генерального Прокурора о нарушениях бюдж. законодательства;Заключение председателя счетной палаты.В результате стандартной процедуры рассмотрения и утверждения отчет об исполнении бюдж. приобретает статус Федер. закона.Неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка осуществления бюдж. процесса признается нарушением бюдж. законодательства РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.В соответствии с кодексом РФ об административных правонарушениях к нарушителям бюдж. законодательства мо. быть применены следующие меры:предупреждение о ненадлежащем исполнении бюдж. процесса;Блокировка расх-ов;Изъятие бюдж. ср-в;Приостановление операций по счетам в кредитных организациях;Наложение штрафа;Начисление пени и т.д.