Бюджетный процесс и его стадии

Бюджетный процесс— это деятельность государствен-
ных органов и органов местного самоуправления по со-
ставлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюд-
жета и утверждению отчета об его исполнении. В соответ-
ствии с Бюджетным кодексом Украины бюджетный
процесс включает следующие стадии:

1) составление проектов бюджетов. Проект Государ-
ственного бюджета Украины составляет Кабинет Мини-
стров Украины. После принятия Верховной Радой Украи-
ны закона о Государственном бюджете во втором чтении
Совет министров Автономной Республики Крым, местные
государственные администрации и исполнительные орга-
ны сельских, поселковых, городских советов готовят про-
екты решений о соответствующих местных бюджетах;

2) рассмотрение и принятие закона о Государствен-
ном бюджете Украины, решений о местных бюджетах.
Закон о Государственном бюджете Украины рассматрива-
ется Верховной Радой Украины и принимается не позднее
1 декабря года, предшествующего плановому. Бюджет Ав-
тономной Республики Крым, областные и районные бюд-
жеты, городские (городов Киева и Севастополя, городов

республиканского АРК и городов областного значения)
рассматриваются и утверждаются соответствующим сове-
том не позднее чем в двухнедельный срок после офици-
ального опубликования закона о Государственном бюд-
жете Украины. Городские (городов районного значения)
бюджеты, районные в городах (если такие созданы), посел-
ковые и сельские бюджеты утверждаются соответствую-
щими советами не позднее, чем в двухнедельный срок после
утверждения районного или городского (городов Киева и
Севастополя, города республиканского АРК либо города
областного значения) бюджета;

3) исполнение бюджета. Исполнение Государственно-
го бюджета Украины обеспечивает Кабинет Министров
Украины. Исполнение местных бюджетов обеспечивают
местные государственные администрации, исполнительные
органы местных советов или городские, поселковые либо
сельские головы (если исполнительные органы в местном
совете не созданы). В случае необходимости на этой ста-
дии вносятся изменения в нормативно-правовые акты о
бюджетах;

4) подготовка и рассмотрение отчета об исполнении
бюджета и принятие решения по нему. Кабинет Мини-
стров представляет в Верховную Раду отчет об исполне-
нии Государственного бюджета Украины, а Верховная Рада
принимает решение по отчету. Регулярные отчеты о дохо-
дах и расходах Государственного бюджета должны быть
обнародованы. Местные исполнительные органы отчиты-
ваются об исполнении местных бюджетов перед соответ-
ствующими советами.

15.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
УКРАИНЫ

Государственный бюджет Украины— это централи-
зованный фонд финансовых ресурсов государства, необхо-
димый для материального воплощения функций Украин-
ского государства. Он утверждается Верховной Радой Ук-
раины в форме закона на один календарный год.

Проект закона о Государственном бюджете Украины
разрабатывает Кабинет Министров Украины. Он должен
быть представлен Верховной Раде Украины не позднее
15 сентября года, предшествующего плановому.

Верховная Рада Украины рассматривает проект закона
в трех чтениях и принимает Закон о Государственном
бюджете до 1 декабря года, предшествующего плановому.

Если до начала нового бюджетного периода не вступил
в силу закон о Государственном бюджете, Кабинет Мини-
стров Украины имеет право осуществлять расходы и взи-
мать обязательные платежи в бюджет в соответствии с
законом о Государственном бюджете на предшествующий
бюджетный период.

Кабинет Министров Украины обеспечивает исполнение
Государственного бюджета Украины. Обслуживание бюд-
жетных операций осуществляется Государственным каз-
начейством Украины.

Контроль за исполнением Государственного бюджета
возложен на Верховную Раду Украины. В частности, Счет-
ная палата от имени Верховной Рады Украины осуществ-
ляет контроль за использованием средств Государствен-
ного бюджета Украины. В случаях, определенных Бюд-
жетным кодексом (например, изменение структуры
расходов), Верховная Рада вправе внести изменения в за-
кон о Государственном бюджете. Верховная Рада Украи-
ны принимает решение по отчету об исполнении Государ-
ственного бюджета Украины.

ПОНЯТИЕ НАЛОГА И ЕГО ВИДЫ

Для осуществления функций государства и содержа-
ния государственного аппарата необходимы финансовые
средства. Доходы государства в значительной мере скла-
дываются из налоговых поступлений в бюджет.

Налог— это установленный государством обязатель-
ный платеж, который вносится в бюджет государства в
размерах и в сроки, определенные законом,.

Плательщиками налогов являются физические и юри-
дическими лица. Уплата налогов, установленных законом,
является конституционной обязанностью каждого че-
ловека.

Виды налогов в Украине и порядок их внесения в бюд-
жет определяются Законом Украины «О системе налого-
обложения» (18 февраля 1997 г.) и другими нормативно-
правовыми актами. В настоящее время Верховная Рада

Украины работает над принятием Налогового кодекса
Украины.

В Украине существуют следующие виды налогов:

1) по действию в пространстве различают общегосу-
дарственные и местные налоги. Общегосударственные
налоги устанавливаются Верховной Радой Украины, пла-
тельщик вносит их в государственный бюджет (например,
налог на добавленную стоимость, подоходный налог с фи-
зических лиц, налог на прибыль предприятий, акцизный
сбор). Местные налоги устанавливаются местными сове-
тами, эти налоги направляются в местный бюджет (на-
пример, налог на рекламу, коммунальный налог, гостинич-
ный сбор, рыночный сбор);

2) по методу взыскания налоговых средств различают
прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взыскива-
ются непосредственно с доходов или имущества физиче-
ских или юридических лиц (например, подоходный налог с
физических лиц). Косвенные налоги вносят в бюджет про-
изводители товаров и услуг, включая сумму налога в цену
товара или услуги (например, налог на добавленную сто-
имость);

3) по субъекту уплаты налога различают налоги, упла-
чиваемые физическими лицами (например, подоходный
налог); налоги, уплачиваемые юридическими лицами (на-
пример, налог на прибыль); налоги, уплачиваемые и физи-
ческими, и юридическими лицами (например, налог с вла-
дельцев транспортных средств):

4) по объекту налогообложения — различают налоги
на имущество (например, налог на землю) и налоги на
доходы (например, налог на прибыль);

5) по ставке налогообложения — прогрессивные (рас-
считываются по принципу: чем выше доходы, тем выше
ставка) и пропорциональные (имеют одинаковую ставку
для всех налогоплательщиков независимо от размеров
облагаемого имущества или доходов). Примером прогрес-
сивного налога является подоходный налог с граждан, а
пропорционального — налог на владельцев транспортных
средств.






15.6. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

операций, лица, пострадавшие от последствий аварии на
ЧАЭС и др.).



Уплата налогов и ежегодное представление в налого-
вую инспекцию декларации о своем имущественном по-
ложении и доходах — конституционная обязанность граж-
данина Украины. Важнейший из налогов с физических
лиц — подоходный налог.Порядок взыскания данного
налога установлен Декретом Кабинета Министров Украи-
ны «О подоходном налоге с граждан» (26 декабря 1992 г.,
с последующими изменениями).

Плательщиками данного налога выступают гражда-
не Украины, иностранные граждане и подданные, лица без
гражданства, постоянно проживающие в Украине или не
имеющие постоянного места проживания в Украине.

Объектом налогообложения являются доходы, полу-
ченные в денежной или натуральной форме, за исключе-
нием: всех видов социальной помощи и пенсий; алимен-
тов; средств, полученных от реализации имущества по но-
тариально удостоверенному договору; выигрышей;
дивидендов и некоторых других доходов.

Кроме того, подоходный налог взыскивается из сумм
авторского вознаграждения, из сумм доходов, полученных
гражданами не по месту основной работы, из сумм, полу-
ченных от занятия предпринимательской деятельностью.

Лица, постоянно проживающие в Украине, уплачивают
подоходный налог из совокупного дохода, полученного из
разных источников в Украине и за ее пределами за ка-
лендарный год.

Лица, не имеющие постоянного места жительства в
Украине, уплачивают подоходный налог с дохода, полу-
ченного из источников только в Украине за календар-
ный год.

Совокупный облагаемый доход уменьшается на сумму
минимума месячной заработной платы (необлагаемый
минимум — в настоящее время равен 17 гривням). До-
полнительно совокупный облагаемый доход уменьшает-
ся на сумму необлагаемого минимума одному из родите-
лей (опекуну, попечителю) на каждого ребенка в возрас-
те до 16 лет. Кроме того, совокупный облагаемый доход
уменьшается отдельным категориям граждан, указанным
в законе (инвалиды и участники войны, иных боевых

Нормативные источники

О подоходном налоге с граждан: Декрет Кабинета Мини-
стров в редакции от 26 декабря 1992 г.// В1домост1 Верховно!
Ради Украши. — 1993. — № 10. — Ст.77.

О системе налогообложения: Закон Украины от 18 февра-
ля 1997 г.// В1домост1 Верховно!' Ради Украши. — 1997. —
№ 16. — Ст.119.

Бюджетный кодекс Украины: Закон Украины от 21 июня
2001 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. —
№ 37-38. - Ст.189.

 
 
 


Глава 16.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на выполнение определенных действий. Например, только
при наличии лицензии могут осуществляться изготовле-
ние и реализация медикаментов и химических веществ,
изготовление спиртных напитков, табачных изделий, ме-
дицинская и юридическая практика, организация азарт-
ных игр и многое другое.


Наши рекомендации