Вопрос. Понятие «Финансы». Социально-экономическая сущность и функции финансов.
Важнейшим инструментом эк-ой политики и регулирования рын-ых отношений выступают финансы. Они стимулируют или, наоборот, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек пр-ва и обращения частных предприятий и фирм, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Финансы выражают отношения экономического базиса - ту часть пр-ныхотношений, которая связана с планомерным формированием, распределением и использованием фондов ден. ср-в, предназначенных для расширенного воспр-ва и динамичного развития эк-ки. Финансы занимают особое место в экон-их отношениях. Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру пр-ныхотношений в обществе. Социально-экон-ая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые рес-ы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды ден. ср-в. Финансы - обобщающая экон-ая категория, которая характеризует процессы ден. природы и ден-ые отношения в стране и в обществе. Сущность финансов, закономерности их развития и роль определяются экономическим строем общ-ва, а также природой и функциями государства. Финансовые отношения опосредуют процесс общественного Тного пр-ва. Областью возникновения и функционирования финансов является 2-я стадия воспр-венного процесса - распределение валового внутреннего продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Значит, важным признаком финансов как эк-ой категории является распределительный характер фин-ых отношений. В распределении фонда ден. ср-в участвует совокупность экон-их категорий. Однако специфической особенностью финансов является то, что материальными носителями фин-ых отношений являются финансовые рес-ы. Финансовые рес-ы - это специфическая форма движения ден. ср-в. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов ден. дох.ов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспр-во, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общ-ва. Финансовые рес-ы используются в фондовой, либо нефондовой формах. В условиях рын-ой эк-ки хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает форму, государство использует фондовую форму, что является целесообразным для интересов общ-ва в целом, так как это: - позволяет теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общ-ва; - обеспечивает концентрацию рес-ов на основных направлениях развития общественного пр-ва; - дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на пр-во. Характерными чертамисовременных финансов являются следующие: 1) ден. форма; 2) распределительный характер отношений; 3) распределение валового внутреннего продукта (в денежном выражении) через финансовые рес-ы, которые функционируют в фондовой либо не фондовой формах.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Функции финансов - это специфический способ выражения присущих финансам свойств. Распределительная функция- Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.Фин-ый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: фед-ый, региональный (на ур-не субъектов Федерации), местный (на ур-не органов местного самоуправления). Ему присуща многоступенчатость, порождающая, разные виды распределения —внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Поср-вом финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дох.а, но и на пр-во, накопление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль вразвитии государственного и частного секторов эк-ки, пр-венной и соц-ой инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. Д.Распределение национального дох.а происходит как между пр-венной и непр-венной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью фин-ого механизма изымает часть дох.а, полученного в одних сферах эк-ки, и направляет в др., в том числе в соц-ую сферу. Процесс перераспределения национального дох.а предопределяется характером фин-ой политики государства, раскладом политических сил в стране.В целом распределительная функция финансов позволяет: (1) создавать целевые фонды ден. ср-в на ур-не хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления; (2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между пр-венной и непр-венной сферами и соц-ыми группами; (3) создавать резервы на ур-не хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.Контрольная функцияпроявляется в контроле со стороны общ-ва за пр-вом, распределением и обращением экономического продукта.Через контрольную функцию можно узнать, как складываются пропорции в распределении ден. ср-в, насколько своевременно финансовые рес-ы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они используются. В условиях рын-ых отношений фин-ый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного пр-ва. Эта функция осущ-ся:1) финансовыми подразделениями предприятий в целях выявления резервов рационального использования рес-ов предприятия — фин-ых, материальных и трудовых (внутрифирменный фин-ый контроль);2) финансовыми и нал-овыми органами в отношении: предприятий в части полноты и своевременности нал-овых платежей и ненал-овых отчислений, правильности отражения затрат на пр-во и реализацию прод-ции (Тов и услуг) и т. д.;3) банками при кредитовании предприятий, когда проверяется фин-ая устойчивость заимополучателя, обеспеченность и гарантии погашения выдаваемого кредита. Контрольная функция финансов неотделима от распределительной функции и обслуживает не только распределительные отношения, но также и смену форм ст-ти в кругообороте ср-в предприятий.
Регулирующая функцияфинансов проявляется не только на ур-не государства, хозяйствующих субъектов, но и в орг-ции собственно фин-ых отношений, в иерархии ее Построения.
Вопрос. Содержание и принципы финансовой политики государства.
Под фин-ой политикой понимают комплекс мероприятий гос-ва по использованию фин-ых отношений, мобилизации фин-ых рес-ов, их распределению и использованию на основе фин-го законодательства. Фин-ая политика гос-ва является лишь ср-вом осуществления его соц-эконом-ой политики и выполняет вспомогательную роль. Именно в рамках соц-эконом-ой политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная фин-ая политика. По содержанию фин-ая политика предполагает:разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;создание адекватного фин-ого механизма – системы установленных государством форм, видов и методов орг-ции фин-ых отношений;управление фин-ой деят-тью государства и других субъектов хозяйственных отношений. Фин-ая политика РФ основывается на следующей системе социально-экон-их приоритетов: достижение соц-ой стабильности в обществе; оздоровление гос-ных финансов; восстановление нормального функционирования кредитной системы; поддержка сбалансированности натурально-вещественных и ден. потоков; достижение финансово-эк-ой самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства; создание равных условий в бюд-тно-нал-овой сфере для регионов; создание условий по пресечению фин-ых злоупотреблений и коррупции. Принципы проведения фин-ой политики: Зависимость от конечной цели; Сбалансированность всех отраслей хозяйства;Использование экон-их законов;Соответствие интересов всех членов общ-ва;Учет внутренних и внешних условий на основе реальных возможностей. Содержание фин-ой политики заключается в разработке общей концепции и определения ее главных задач: обеспечение условий для формирования максимально возможных фин-ых рес-ов; установление рационального с точки зрения государства распределения и использования фин-ых рес-ов; орг-цию регулирования и стимулирования экон-их и социальных процессов финансовыми методами; выработку инструментов фин-ого механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами. Фин-ая стратегия – основа фин-ой политики, предполагает разработку долгосрочного курса, рассчитанного на перспективу. Методы решения фин-ых задач, составляют фин-ую тактику. Фин-ая политика включает в себя: 1.Бюд-тная политика определяется конституцией, ден. кодексом. Она выражается во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами федерации, в распределении расх-ов между бюд-тами различных ур-ней. 2.Нал-овая политика Без нал-ов государство существовать не может; Нали имеют тенденции к росту; При повышении оптимального нал-ового порога экономика само разрушается; Высокий нал-овый порог приводит к утечке капитала. 3.Кредитно-ден. политика – предполагает действия государства по отношению к величине ден. массы и скорости обращения денег. Составной частью является эмиссионная политика, с помощью которой государство обеспечивает необходимое кол-во денег в обороте и увеличение дох.ов в бюд-т.
4.Ценовая политика выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные Ты и У 5.Таможенная политика – является составной частью нал-овой и ценовой политики т.к. таможенный сбор оказывает влияния на цены. Инструментом является таможенные пошлины – косвенный нал, взимаемых на Ты, ввозимые в страну и вывозимые из нее. 6.соц-ая политика предполагает мероприятия по согласованию между объемами фин-ой помощи (трансфертов) субъектам РФ и выполнением ими обязательств по финансированию бюд-тной сферы за счет собственных дох.ов; разработке механизмов компенсации дох.ов наименее обеспеченных слоев населения; реализации пенсионной реформы; упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части гос-ной помощи на малообеспеченные слои населения; регулированию вынужденной миграции. 7.инвестиционная политика предполагает: повышение роли бюд-та развития РФ как источника фин-ого обеспечения гос-ной инвестиционной политики; создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения; развитие ипотечного кредитования; привлечение прямых иностранных инвестиций. 8.политики в области международных финансов: интеграция в мировую фин-ую систему; усилия по признанию РФ страной с рын-ой экономикой; вступление в международные орг-ции (в частности, во Всемирную торговую орг-цию); урегулирование внешней задолженности РФ (прежде всего с участниками Парижского и Лондонского клубов кредиторов); укрепление позиций РФ в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития; повышение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам; полномасштабное участие РФ в группе восьми ведущих стран мира. Основные направления фин-ой политики в современных условиях: Преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно-кредитной системы; Комплекс мер по соц-ой защите населения; Сокращение внутреннего и внешнего долга. Реализ. фин-ой политики осущ-ся с помощью фин-ого механизма – это система фин-ых рычагов, воздействие на орг-цию, планир-ие и использование фин-ых рес-ов. Цель фин-ого механизма обеспечение эффективного функционирования всей фин-ой системы. Фин-ый механизм включает 5 взаимосвязанных элементов: 1финансовые методы – способы воздействия фин-ых отношений на фин-ый процесс (планир-ие, налообложение, кредитование, система расчетов, аренда, страх-ие и т.д.) 2финансовые рычаги – приемы действия фин-ых методов (финансовые санкции, амортизационные отчисление, процентные ставки, дивиденды).3Правовое обеспечение функц-ние фин-ого механизма.4Нормативное обеспечение 5Информационное обеспечение.
16вопрос. Финансовая система государства.
Фин-ая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность фин-ых отношений. Звенья фин-ой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:
1) централизованные финансы –гос-ный бюд-т; внебюд-тные фонды; гос-ный кредит; фонды имущественного и личного страх-ия; фондовый рынок;
2) децентрализованные финансы –финансы коммерческих предприятий и организаций; фин-ых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других фин-ых институтов); некоммерческих организаций;
3) финансы домашних хозяйств.
Централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования нац-ой эк-ки в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются рес-ы в бюд-тную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экон-их и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть фин-ых рес-ов. Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюд-т домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.
Сформировавшаяся к настоящему времени гос-ная бюд-тная системаРФ состоит из трех самостоятельных звеньев:
• республиканского (фед-го) бюд-та РФ;
• бюд-тов национально-гос-ных и административно-территориальных образований (республиканских бюд-тов республик в составе РФ, краевых, oбластных бюд-тов, областного бюд-та автономной области, окружных бюд-тов автономных округов, городских бюд-тов городов фед-го значения – Москвы и Санкт-Петербурга);
• бюд-тов муницип-ых образований (местных бюд-тов).
Гос-ный бюд-т – главное звено всей фин-ой системы. Бюд-т состоит из двух взаимосвязанных групп статей: дох.ных и расх-ных. В дох.ной части бюд-та содержатся источники поступления ср-в и их количественные параметры. В расх-ной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры. Внебюд-тные фонды– это ср-ва Правит-ва РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расх-ов, не включенных в бюд-т. Внебюд-тные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация ср-в для пенсионного обеспечения, социального страх-ия, обязательного медицинского страх-ия
Основными по размерам и значению являются соц. фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страх-ия, Фед-ый фонд обязательного медицинского страх-ия. К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюд-тные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др. Гос-ный кредит– еще одно самостоятельное звено гос-ных финансов, поскольку ему присущи не свойственные другим звеньям формы финансово-кредитных отношений по привлечению ср-в в централизованные фонды государства. Гос-ный кредит представляет собой особую форму ден. отношений между государством, юридическими и физическими лицами. Фонды имущественного и личного страх-ияпредназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Составным и наиболее динамично развивающимся звеном фин-ой системы выступает фондовый рынок, на котором происходит обращение капиталов. Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли с высоким ур-нем дох.а, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных ден. ср-в.
Финансы предприятий представлены совокупностью экон-их отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании децентрализованных фондов фин-ых рес-ов предприятий, организаций, учреждений. Это относительно самостоятельное звено финансов, оно обслуживает материальное прoизвoдcтвo, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюд-т и внебюд-тные фонды.Именно первичные дох-ы частных и гос-ных предприятий наряду с дох.ами физических лиц, создают основу системы гос-ных финансов.
финансы домашних хозяйств– эк-ие отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими дох.ами и расх-ми в рамках отдельной эк-ой ячейки общ-ва.