Понятие конфликта, его структура. Классификация и виды конфликтов. Роль психолога в разрешении конфликтных ситуациях.
Основные эффекты принятия экономических решений.
Задача.
Конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Отсутствие согласия обусловлено наличием у людей разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
Обычно к конфликтамприводят следующие причины:
1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями,мотивами, ролями членов группы;
2) присутствие противоборства между различными людьми (руководителя коллектива с неформальными лидерами, неформальными микрогруппами и разностатусными членами группы, разными микрогруппами);
3) разрыв отношений внутри определенных микрогрупп;
4) появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы.
Конфликт играет как конструктивную роль в малой группе, так и деструктивную (оказывает негативное воздействие на психическое состояние членов группы, ухудшает взаимоотношения между ними, негативно отражается на эффективности выполняемой ими совместной деятельности).
К позитивным функциям конфликтовотносятся:
1) разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (конфликт способствует установлению лучшего взаимопонимания между людьми, но это возможно только при социальном контроле за ходом конфликта);
2) информационная и связующая функции (люди могут проверить и лучше узнать друг друга);
3) сплочение и структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность совместных действий людей в группе);
4) стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути и аргументы в отстаивании своих позиций, способы достижения лучших результатов во взаимодействии);
5) снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идеи, которые ранее скрывали, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать варианты решения проблем);
6) диагностическая функция (при активизации действий каждая сторона сплачивается вокруг общих интересов, выявляются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен).
К негативным функциям конфликтаотносятся:
1) большие эмоциональные и материальные затраты, направляемые на разрешение конфликта;
2) исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, группе;
3) уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового;
4) неадекватное (завышенное) восприятие своей группы, коллектива по отношению к другим группам, представление о других группах как о врагах;
5) утверждение духа конфронтации в организации, группе или обществе в целом, придание большего значения борьбе и победе в конфликте, чем решению реальных проблем.
Классификация конфликтов
Конфликты можно классифицировать по разным основаниям.
В зависимости от способа разрешения конфликты бывают:
1) антагонистическими (предполагают способы их разрешения в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон, кроме одной, или полного отказа всех конфликтующих сторон, кроме одной, от стремления к достижению своих целей);
2) компромиссными (допускают несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, выбора способов решения, изменения сроков реализации поставленных задач, изменения условий взаимодействия и т.д.).
В зависимости от природы возникновения конфликты могут быть сгруппированы как:
1) социальные (высшая стадия развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп, социальных институтов, характеризующихся усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов), которые делятся на:
- межгосударственные;
- национальные;
- этнические;
- межнациональные;
2) организационные, протекающие в рамках предприятий, организаций и их подразделений и являющиеся последствием организационного регламентирования деятельности личности:
- функционального закрепления за работниками прав и обязанностей;
- внедрения формальных структур управления;
- распределительных отношений в организациях и т.д.;
3) эмоциональные или личностные (эти конфликты вызываются чувством зависти, антипатии, обусловлены быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов).
В зависимости от направления воздействия конфликты могут быть разделены на:
1) вертикальные (предполагают взаимодействие субъектов вертикального подчинения: руководитель - подчиненный, предприятие - вышестоящая организация);
2) горизонтальные (предполагают взаимодействие равных по иерархической власти субъектов).
В зависимости от преобладания последствий для участников конфликты бывают:
1) конструктивными (в качестве своих последствий имеют •преимущественно позитивные функции для группы, личности: сплочение коллектива, выработка новых решений сложных задач и т.д.);
2) деструктивными (ведут преимущественно к разрушению организаций, в которых они происходят).
По степени выраженности конфликтыделятся на:
1) открытые (характеризуются открытым столкновением оппонирующих сторон);
2) скрытые (при таких конфликтах отсутствуют агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы противодействия);
3) потенциальные (предполагают наличие конфликтной ситуации, но открытого столкновения не происходит, существует закомуфлированное скрытое противостояние).
В зависимости от количества участников конфликты могут быть разделены на:
1) внутриличностные (столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов);
2) межличностные (предполагают столкновение индивидов между собой);
3) между личностью и группой (возникают при несоответствии поведения личности нормам группы, ее ожиданиям);
4) межгрупповые (при которых конфликтующими сторонами выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие осуществлению своих намерений).
Структура конфликта. Структуру конфликта можно выразить формулой:
Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент
Конфликтная ситуация характеризуется наличием противоречия в интересах и потребностях сторон, которое, однако, может долго не осознаваться. Она отражает всю совокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его.
На конфликтную ситуацию обычно влияют: объект конфликта, его субъекты (стороны), позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон.
Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта.
Субъекты (стороны) конфликта - это непосредственные его участники.
Цели, мотивы и задачи конфликтующих сторон определяют позиции субъектов - внутренние и внешние. Первые представляют собой открыто предъявляемые требования к оппоненту. Вторые содержат истинные мотивы, повлекшие вступление в конфликт.
На конфликтную ситуацию большое влияние оказывает образ ситуации оппонента, его видение сложившихся условий. Часто образы ситуаций обеих сторон бывают прямо противоположными, а для разрешения конфликта важно уметь посмотреть на проблему глазами оппонента.
Работа психолога с конфликтом начинается с обращения одного или обоих учасников конфликта к психологу. (Психолог, работающий в организации, может оказаться в ситуации, когда к нему обращается руководитель, перед которым встала задача урегулирования конфликта). На этой стадии психологу после выслушивания проблемы человека необходимо принять решение о типе работы, релевантной данной проблеме- идет ли речь о психотерапевтической работе, или процесс работы с обоими участниками конфликта. Основанием для принятия решения в пользу того или иного вида работы психолога с конфликтом является знакомство с клиентом и гео проблемой. С этого начинается любая психологическая работа с клиентом и на этапе психолог может принять решение о целесообразности работы с данной проблемой не в режиме индивидуальной работы с клентом, но в рамках психолога [6].
Подводя итоги психологическое посредничество ориентировано на решение конкретных конфликтных ситуаций. Психологическое посредничество - это психологическая помощь людям в конфликтных ситуациях, которая направлена на восстановление нарушенных отношений и их продолжение на новой, более конструктивной основе. Наибольший опыт в области одновременной психологической работы с несколькими участниками ситуации накоплен в области семейной терапии. Ее целью становятся целостные изменения в семейной системе, а основные приемы направлены на выработку новых конструктивных способов взаимодействия, переход на новый диалогический уровень общения.
Психологическое посредничество представляет собой форму работы, соединяющую психологические представления о работе с конфликтами, возможности ситуационного подхода и опыт конфликтологии, накопленный в области переговорной практики и медиаторства. Ситуационный подход предполагает возможность целостного изменения ситуации за счет модификации ее базисных черт, что влечет за собой изменения в поведении и взаимодействии участвующих в данной ситуации людей. Психологическое посредничество направлено на процесс организации диалога между людьми. Оно основано на такой стратегии психологической-работы, в соответствии с которой позитивный опыт работы с конкретным конфликтом человека становится основой более глубоких изменений. Возможность взаимопонимания предполагает такое конструктивное взаимодействие, которое ведет к ослаблению противостоя.ния сторон. Организацию этого взаимодействия в конфликте берет на себя психолог. Процесс психологического посредничества переводит межличностный конфликт в форму коммуникативной ситуации с особыми правилами, взаимодействие в которой способствует урегулированию конфликта [7].
Процесс психологического посредничества включает в себя стадии раздельной работы с отдельными участниками конфликта и их совместные встречи и обсуждение конфликта. Особенностью контакта посредника с клиентом является необходимость нейтральной позиции посредника. Она означает незаинтересqванность в преимуществе той или иной стороны в конфликте, «победе» одной позиции, реализации отдельных интересов и т.д. Это безоценочная позиция психолога, ориентированного на восстановление отношений участников конфликта. Анализ конфликтной ситуации включает в себя выявление основных элементов, относящихся к пространству отношений участников конфликта. При этом психолог работает с образами конфликтной ситуации, которые имеются у ее участников и которые фактически и являются основным регулятором их поведения. Раздельная работа с участниками конфликта направлена на позитивное переопределение ими ситуации своего взаимодействия, важнейшим компонентом которого является принятие на себя ответственности за происходящее, что означает изменение позиции по отношению к партнеру, трансформацию требований к нему в готовность изменяться самому, переход к восприятию проблем конфликта как общих для его участников. Совместная встреча и обсуждение конфлика как этап психологического посредничества направлены на совместное переопределение участниками ситуации конфликта и тем самым ее преобразование в ситуацию совместной работы его участников, их сотрудничества. При совместном обсуждении работа посредника одновременно развивается в двух планах - организации конструктивного диалога по различным аспектам предмета переговоров и обеспечение такой психологической атмосферы обсуждения, которая способствовала бы ослаблению противостояния сторон и поиску соглашений. Психологический план процесса посредничества состоит в создании и поддержании конструктивной атмосферы, усилении согласия сторон, ослаблении их конфронтации, их объединении в работе над общей проблемой.
Понятие эффективности управленческого решения (в отличие от его качества) не может быть рассмотрено изолированно от его реализации, поскольку эффективность управленческих решений обусловливается как качеством самих решений, так и качеством их осуществления.
Оценка эффективности управленческих решений достигается определением действия множества факторов технического, организационного, экономического и социально-психологического характера, проявляющихся на разных стадиях процесса разработки и реализации решений.
Принято считать, что основными из них являются:
• компетентность и опыт работы лиц, принимающих решения;
• степень информированности лиц, принимающих решения;
• уровень коллегиальности в процессе разработки решения;
• удельный вес контролируемых решений;
• степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывавших решение, в его реализации;
• мотивация исполнителей;
• характер и степень ответственности руководителей за результаты решения.