Психология партнерских отношений в предпринимательстве: психологические основы партнерства в бизнесе, доверие предпринимателей друг к другу.
Понятие структуры малой группы. Виды групповых структур и их психологическая структура.
Задача.
Мы выделяем три типа партнерских взаимосвязей и, соответственно , 3 психологические основы партнерства. ( см. книгу Филинковой страницу 93)
К первому типу относятся партнерские отношения, имеющие характер семейных, родственных или чисто дружеских связей, характерных только для совладельцев бизнеса. Предприниматели специально подчеркивали характер отношений, связывающих партнеров, не называя впрямую основ для таких отношений. Психологическими основами дружеского или семейного бизнес-взаимодействия являются: глубокое доверие к партнеру, основанное на знании его, уверенность в личной преданности партнеров друг к другу, наличие единой цели деятельности.
Ко 2 типу относятся взаимоотношения, основанные на доверии и сотрудничестве и носящие дружеско-деловой характер. Отношения подразумевают честность, взаимопонимание, уважение и поддержку партнеров. Такие отношения характерны как для совладельцев бизнеса (не являющихся родственниками), так и для других видов партнерских отношений . Отношения сотрудничества основаны или на восприятии партнера как «своего» (доверие, основанное на тождестве), или на вере в личную честность своих партнеров.
К 3 типу относятся взаимоотношения партнеров, строящиеся на чисто экономическом основании и носящие строго договорной, деловой характер. Эти отношения совершенно не характерны для совладельцев бизнеса и относятся к индивидам или фирмам-партнерам, представляющим для предпринимателя внешнюю среду бизнеса, или к собственным наемным работникам, если таковые рассматриваются как партнеры. Психологической основой такого взаимодействия является недоверие к партнерам.
Три типа партнерских взаимосвязей не отделены друг от друга «глухой» стеной, но пересекаются и взаимно дополняют друг друга. Наличие взаимной экономической выгоды не означает отрицание доверия и взаимоуважения партнеров, или, наоборот, партнерство, построенное на личной преданности партнеров, необязательно не имеет договорной основы. Все дело в акцентах, которые расставляют предприниматели, в приоритетах взаимодействия.
Надежность предпринимателей как деловых партнеров является одним из наиболее важных факторов формирования доверия в предпринимательской среде. Доверие в бизнесе является не только нравственной, но, прежде всего, экономической ценностью.
Все фирмы на рынке взаимодействуют друг с другом посредствам заключения и выполнения контрактных соглашений. Общепризнанно, что абсолютно совершенных контактов нет. Контракт не гарантирует, что например, покупатель и продавец будут в точности его соблюдать, для этого необходимо их честное поведение. Поэтому одного контракта для реализации задуманного проекта, сделки и т.д. – мало. Для того чтобы он заработал, необходимо доверие между контрагентами.
Особенно важно доверие в сфере инновационных технологий. Для радикального инновационного прорыва фирмы, прямо конкурирующих на рынке сбыта , создают стратегические альянсы. Возможность такого сотрудничества «определяются дополнительностью знания, находящегося в распоряжение отдельных фирм, в то время как отношения конкуренции обусловлены «гонкой за доступ к знаниям» и попытками присвоения нематериальных активов, которыми владеет партнер». Разумеется, отношения кооперации немыслимы без взаимного доверия, которое позволяет фирмам партнерам:
1. Существенно экономить на расходах по контролю деятельности друг жруга;
2. Более гибко в сравнении с механизмами административного контроля подходить к разрешению спорных вопросов;
3. Быстро преодолевать неожиданные препятствия в развитии, непредусмотренные начальным контрактом;
4. Быстро изменять структуру партнерских отношений в ответ на изменения во внешней среде.
Дополняющий характер опыта и знаний фирм-партнеров создает благоприятные возможности для взаимного обучения и обмена информации. Непременным условием реализации этой возможности является формирование климата доверия до взаимного обмена технологиями и знаниями. Наличие доверия обуславливает частые надежные информационные обмены без обоюдных опасений в умещении интересов одной из сторон и, обогащая каждого партнера новейшими инновационными технологиями. Укрепляет и усиливает его позицию наа рынке.
Наконец доверие приобретает в качестве замещения собой несовершенного юридического контроля в области защиты прав собственника. Особенно важно доверие при разработке фирмами-участницами проекта инновационного продукта. Поскольку конечный объект исследования нельзя описать заранее, то нельзя и юридически разграничить и права интеллектуальной собственности.
Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непо средственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.