Базовые модели оценки эффективности
Оценка эффективности управления организацией может проводиться в соответствии с четырьмя базовыми моделями: а) ориентированной на внутренние факторы производства; б) ориентированной на человека; в) открытой системы; г) заинтересованных групп.
Модель, ориентированная на внутренние факторы производства (первая модель), представляет организацию как механизм, формируемый комбинацией основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы и других используемых ресурсов. Она базируется на механистическом подходе, рассматривает организацию как закрытую систему и исходит из необходимости продуктивного использования всех видов ресурсов. Внимание концентрируется на оперативном управлении и внутренней экономичности. При этом должны обеспечиваться: нужное качество, низкие затраты и цены, эффективное распределение продукции и удовлетворение спроса. Достижение этих выходных параметров обеспечивает достаточность возврата вложенного капитала и рост организации.
Оценка эффективности управления осуществляется по показателям ресурсоотдачи (соотношению выпущенной продукции и затраченных ресурсов). Детально анализируются экономические результаты производственной деятельности, сопоставляются объемы производства продуктов и использованных производственных ресурсов.
Система общих и частных показателей обычно дополняется анализом технико-экономических параметров и факторов, которые воздействуют на эффективность (например, ассортимент продукции, использование средств производства и рабочего времени, динамика брака и затрат на его исправление и т.п.).
Модель, ориентированная на человека (вторая модель), исходит из определения организации как коллектива людей, выполняющих общую работу на принципах разделения и кооперации труда. Она рассматривает организацию как закрытую систему и основывается на теории человеческих отношений и поведенческих наук, согласно которой важнейшим фактором производительности является человек.
Методология оценки эффективности базируется на системе управления трудовыми ресурсами, включающей показатели их формирования, развития и повышения качества трудовой жизни. В связи с этим организации осуществляют планирование потребности в работниках, целенаправленный отбор и расстановку персонала, разработку стимулирующих систем оплаты труда, обучение и профориентацию, оценку труда, а также подготовку руководящих кадров. Большое внимание уделяется качеству трудовой жизни, под которым понимается степень удовлетворения важных личных потребностей членов организации посредством работы в ней, стилю руководства и его влиянию на показатели удовлетворенности работников своим трудом и производительности. Главное в этом подходе -- использование человеческих ресурсов в организации. Поэтому оцениваются такие параметры, как интеграция деятельности, удовлетворенность членов коллектива, их мотивированность, мораль, социальный и психологический климат, внимание к работникам, коммуникации, лояльность и участие работников в управлении.
Модель открытой системы (третья модель)представляет организацию как сложную систему, тесно взаимодействующую с внешним окружением. Ее основу составляет общая теория систем.
Главная идея данной модели заключается в признании зависимости организации и ее элементов от внешней среды, во многом предопределяющей ее систему управления. Ключевые факторы успеха деятельности организации находятся в двух сферах: а) внешней среде, поставляющей ресурсы необходимые для деятельности и потребляющей продукцию организации; б) внутренней среде, создающей предпосылки для использования возможностей и ликвидации угроз внешней среды.
Оценка эффективности осуществляется системно на основе четырех групп показателей:
· экономической эффективности;
· внутренней интеграции и координации;
· адаптации и реагирования на внешние воздействия;
· использования человеческого капитала.
При оценке эффективности управления главное внимание уделяется способности организации, получать из внешней среды необходимые для ее деятельности ресурсы и удовлетворять потребности последней производимой продукцией. Неспособность к такой деятельности ассоциируется с низкой эффективностью.
Модель заинтересованных групп (четвертая модель) представляет организацию как открытую систему и общественный институт, стремящийся к балансу противоречивых интересов групп влияния. В основу модели положена концепция заинтересованных групп.
Цели организации в этой модели трактуются не только в плане производства и сбыта каких-либо продуктов и получения прибыли, но удовлетворения запросов связанных с ней внешних субъектов влияния: потребителей, поставщиков, конкурентов, инвесторов, общества. Кроме того, необходимо учитывать и интересы внутренних групп влияния (персонала и функциональных подсистем: маркетинг, финансы, производство, инновации, кадры и т.п.) у которых собственные и не всегда совпадающие целевые установки. Каждая организация является центром пересечения интересов внешних и внутренних субъектов влияния, поэтому ее менеджмент должен координировать эти интересы, добиваясь баланса между ними.
Эффективность управления по этой модели базируется на выборе ценностей и определении политической ориентации организации, увязке собственных интересов с интересами партнеров по бизнесу, приведении социально-культурной политики в соответствие с нормами и ценностями коллектива и общества в целом. Она оценивается по степени достижения баланса интересов при удовлетворении ожиданий как внешних, так и внутренних субъектов влияния в процессе деятельности организации.