Глава 14. эффективность управления
Глава 14. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
Критерии оценки эффективности управления
В широком смысле понятие «эффективность управления»предполагает достижение целей с минимальными затратами ресурсов(времени, труда, финансов и т.п.).
Оценка эффективности, постоянно действующий процесс, осуществляемый на основе учета и анализа по критериям, поддающимся объективному измерению. Организация разрабатывает методологию и систему измерений, которые отражают приоритеты, соответствующие ее стратегии, и определяет:
· где, что и когда необходимо измерять (оценивать);
· кто должен выполнять этот процесс;
· с чем проводить сопоставления, чтобы сделать правильные выводы о состоянии и развитии организации.
Эффективность организации складывается из результатов каждого элемента ее деятельности: принимаемых решений, стратегий, результативности операционного управления, стилей руководства, организационной структуры и культуры, квалификации и ответственности персонала.
Конечный результат труда организации и группы является объективным критерием оценки деятельности ее руководства. В нем органически соединяются результаты руководителя и исполнителей, оцениваемые производственно-экономическими показателями: прибыльность, рентабельность, производительность, финансовая устойчивость, конкурентоспособность, качество и т.п.
Однако результаты труда не могут быть устойчивыми, если это не подкреплено позитивным психологическим состоянием коллектива. Критериям оценки его состояния являются:
· удовлетворенность членов коллектива различными аспектами пребывания в нем (отношениями с коллегами и руководителем, условиями труда, заработной платой и т.д.), которые проявляется в благоприятном либо неблагоприятном психологическом климате, стабильности либо текучести кадров;
· мотивированность членов коллектива (желание трудиться и сохранять пребывание в коллективе);
· авторитет руководителя и доверие к нему;
· объективность самооценки коллективом своей сплоченности и успешности деятельности.
Поэтому деятельность руководства признается удовлетворительной, если наблюдается удовлетворительное состояние как производственно-экономических показателей деятельности организации (группы), так и психологических факторов оказывающих влияние эту деятельность (табл. 14.1).
Таблица 14.1
Критерии оценки руководства
Психологические | Производственно-экономические |
Удовлетворенность работников членством в коллективе Психологический климат в коллективе Мотивация сотрудников Самооценка коллектива Авторитет руководителя Доверие | Прибыль Производительность Качество Платежеспособность и финансовая устойчивость Конкурентоспособность Эффективная организация производства Эффективность решений руководства и др. |
Выводы
Эффективность организации складывается из результатов каждого элемента ее деятельности: управления, принимаемых решений, стратегии, оперативного управления, организационной культуры, квалификации работников, используемой технологии и т.д.
В анализе эффективности деятельности руководства предприятия и конкретного менеджера, обязательно присутствует оценка психологического фактора. В этом состоит ее отличие от общей оценки эффективности работы организации.
Можно выделить четыре основные модели оценки эффективности деятельности организации и управления ею. В первой модели главное внимание уделяется внутренней экономичности, которая характеризует выпуск на единицу затрат. Во второй модели на первый план выдвигается качество трудовой жизни, под которым понимается степень удовлетворения важных личных потребностей членов организации посредством работы в ней. Третья модель оценивает степень эффективности в основном по способности организации как получать из окружающей среды необходимые для производства ресурсы, так и удовлетворять потребности внешней среды своей продукцией. В четвертой модели эффективность оценивается по степени удовлетворения ожиданий субъектов влияния (внешних и внутренних).
Эффективность организации зависит от целей, которые преследуют собственники и менеджеры. Так, цель достижения максимального роста стоимости предприятия способствует действенности организации в долгосрочной перспективе, а максимизация текущих прибылей снижает ее шансы на выживание в конкурентной борьбе.
Критерии эффективности зависят от особенностей национальной культуры и реализуемой государственной экономической политики.
Контрольные вопросы и задания
1. По каким критериям оценивается эффективность управления?
2. Назовите качества эффективного менеджера.
3. Охарактеризуйте первую модель оценки эффективности управления.
4. Охарактеризуйте вторую модель оценки эффективности управления.
5. Охарактеризуйте третью модель оценки эффективности управления.
6. Охарактеризуйте четвертую модель оценки эффективности управления.
7. Назовите группы показателей экономической эффективности.
8. Раскройте содержание метода оценки эффективности по финансово-экономической деятельности.
9. Раскройте содержание метода рейтинговой оценки эффективности деятельности.
10. Какие вы знаете модели дискриминантного анализа?
11. Раскройте основное содержание теории портфеля.
12. Раскройте содержание модели оценки доходности финансовых активов.
13. Раскройте содержание теории ценообразования опционов.
14. Назовите два основных направления экономической политики собственников и менеджеров.
15. Приведите примеры национальных приоритетов в оценках эффективности.
Глава 14. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ