Оценки погрешностей характеристик финансовых потоков.
Количественная оценка финансовых потоков инвестиционных проектов, в частности, денежных поступлений и платежей, представляет собой сложную задачу, поскольку на каждый из них оказывает влияние множество разнообразных факторов, а сами оценки охватывают достаточно длительный промежуток времени. В частности важно учитывать следующие характеристики инвестиционного проекта:
· возможные колебания рыночного спроса на продукцию;
· ожидаемые колебания цен на потребляемые ресурсы и производимую продукцию;
· возможное появление на рынке товаров-конкурентов;
· планируемое снижение производственно-сбытовых издержек по мере освоения новой продукции и наращивания объемов производства;
· влияние инфляции на покупательную способность потребителей и на объемы продаж.Поэтому такие оценки базируются на прогнозах внутренней и внешней среды предприятия. Использование прогнозных оценок всегда связано с риском, возрастающим при увеличении масштаба проекта и длительности инвестиционного периода.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ
Налоги и другие обязательные платежи обеспечивают формирование государственных доходов, являются основным источником государственного бюджета. Бюджет же необходим для финансирования расходов по государственному управлению, обороне, образованию, здравоохранению и т.п. Налоги очень сильно влияют на экономические результаты предпринимательской деятельности и могут сделать ее полностью невыгодной, убыточной. По закону РФ « Об основах налоговой системы в РФ» можно взимать 43 вида налогов, сборов, пошлин и других платежей. Такое количество налогов и их общий размер сковывают предпринимательскую деятельность, затрудняют их сбор. Доля налогов в ВВП РФ значительно выше чем в других промышленно развитых странах, что ведет к сокращению инвестиций, оттоку капитала в другие страны, сворачиванию производства или уклонению от уплаты налогов. Кроме того налоговое законодательство не стабильно, часто меняется, выходят многочисленные инструкции, письма, разъяснения усложняющие расчеты.
Основные понятия используемые при налогообложении:
Налоговая система – это совокупность разных видов налогов и методов их начисления. В построении налоговой системы и методах исчисления реализуются следующие принципы:
-однократность, т.е. с одной суммы налог должен взиматься только один раз;
-равномерность, т. е. единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил;
-определенность, т. е. порядок налогообложения (ставки, сроки, база исчисления) устанавливается заранее;
-безвозмездность, т. е. государство не предоставляет налогоплательщикам никакого эквивалента за вносимые в бюджет средства;
-отрицание обратной силы закона.
Налоговая система учитывает политические, экономические и социальные аспекты, должна обеспечивать доходы бюджета, способствовать росту производства и не должна усиливать социальную дифференциацию общества.
Налоговое право – это совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в государстве, порядок их взимания, связанный с возникновением, функционированием, изменением и прекращением налоговых отношений. Источником налогового права выступают налоговые законы, а также другие нормативные акты – нормы, правила, распоряжения правительства, инструкции налоговых органов, решения судов.
Налоги – это обязательные взносы плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.
Налогоплательщики –юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги, сборы, пошлины. Юридические лица – это организации (коммерческие и некоммерческие). Физические лица – это граждане:
· наемные работники, получающие зарплату на предприятии;
· индивидуальные предприниматели;
· собственники недвижимого (земельные участки, дома, квартиры..) и движимого (автомобили..) имущества;
· наследники имущества, авторских прав, получающие вознаграждение.
Объект налогообложения –доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество юридических и физических лиц и др.
Источник налога – доход субъекта, из которого оплачивает налог (заработная плата, прибыль, рента). По некоторым налогам объект и источник совпадают.
Налоговая база – величина дохода или имущества, подлежащего налогообложению, к которому будет применена налоговая ставка. Налоговая база может быть уменьшена по закону в соответствии с предоставляемыми данной категории налогоплательщиков льготами.
Налоговые ставка– определенная доля дохода (прибыли, имущества), подлежащая перечислению в бюджет в виде налога (величина налога). В зависимости от построения налога различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения, установленные в сотых долях они носят название процентных. Процентные ставки подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные ставки – это ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные ставки - это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения. Регрессивные ставки – это ставки, уменьшающиеся с ростом объекта обложения. Существует два вида прогрессии: простая и сложная. При простой прогрессии возросшая ставка применяется ко всему объекту обложения. При сложной прогрессии – объект налогообложения делится на части (ступени), каждая из которых облагается по своей ставке, т. е. повышенная ставка применяется не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень.
Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая объектом с одного субъекта.
Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.
Основные законы регулирующие налогообложение в РФ: «Об основах налоговой системы в РФ», «Об акцизах», «О налоге на прибыль предприятий».
Налоги в России подразделяются на три уровня:
-Федеральные;
-региональные;
-местные
Федеральные налоги устанавливаются федеральными органами управления России и взимаются на всей ее территории. При это суммы федеральных налогов поступают в бюджеты разных уровней, т. е. часть федеральных налогов направляется и в территориальные бюджеты.
К федеральным налогам относятся:
1. налог на добавленную стоимость;
2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3. налог на прибыль организаций;
4. налог на доходы от капитала;
5. налог на доходы физических лиц;
6. единый социальный налог;
7. государственные пошлины;
8. таможенные пошлины и таможенные сборы;
9. налог на добычу полезных ископаемых
10. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
11. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
12. лесной налог;
13. водный налог;
14. экологический налог;
15. федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Конкретные ставки этих налогов определяются законами республик и решениями органов власти краев, областей, автономных образований.
К региональным налогам относятся
1. налог на имущество организаций;
2. налог на недвижимость;
3. транспортный налог;
4. налог с продаж;
5. налог на игорный бизнес;
6. региональные лицензионные сборы.
Местные налоги взимаются местными властями (города, района) и поступают в местные бюджеты. К ним относятся:
1. земельный налог;
2. налог на имущество физических лиц;
3. налог на рекламу;
4. налог на наследование или дарение;
5. местные лицензионные сборы.
В зависимости от объекта обложения, формы взимания и взаимоотношений плательщика и государства налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на имущество). Налогоплательщик платит налог непосредственно государству. К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, заложенные как надбавка к цене товара и оплачиваемые потребителем. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые затем перечисляет государству (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства. Они предназначены для общегосударственных целей (оборона, образование и т. д.). Специальные или целевые налоги имеют строго определенное назначение (единый социальный налог).
Способы взимания налогов:
В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:
-кадастровый;
-изъятие налога до получения дохода владельцем дохода (у источника);
-изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации).
Первый способ предполагает использование кадастра, т. е. реестра, который содержит перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность.
При втором способе налог начисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход.
Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, т. е. официального заявления о полученных доходах. Налоговые органы исходя из указанной в декларации величины объекта обложения и действующих ставок устанавливают налоговый оклад.
Основные налоги:
1. Налог на добавленную стоимость (НДС). Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства. НДС является надбавкой к цене товара, которую оплачивает конечный потребитель. Ставка налога – 18%.
2. Акциз – косвенный налог, включаемый в цену отдельных видов товаров (табачных, винно-водочных, ювелирных изделий и др.). Определяется в % от отпускной цены товара. При добыче полезных ископаемых акциз может быть использован для отдельных месторождений с лучшими горно-геологическими или географо-экономическими условиями для изъятия собственником недр (государством) дифференцированной горной ренты (сверхприбыли).
3. Налог на прибыль организаций.Объектом налогообложения является прибыль, полученная организацией от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов. Ставка налога на прибыль – 24%, из которых 7,5% зачисляется в Федеральный бюджет, 14,5% - в бюджет субъекта РФ, 2% - в местный бюджет. Размер налогооблагаемой прибыли может быть уменьшен на сумму средств, направленных на финансирование капитальных вложений на расширение, техническое перевооружение производства, НИОКР, содержание жилого фонда, баз отдыха и других социальных объектов. Все налоговые льготы не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.
4. Налог на доходы физических лиц.Ставка налога – 13% от полученного дохода. Не облагается налогом сумма 400 руб. в месяц на одного работника ( до тех пор пока доход не превысит 20 т. руб.).
5. Единый социальный налогустановлен в процентах от заработной платы одного работника. Налог составляет 26,0%.
6. Налог на добычу полезных ископаемыхсоставляет от 3,8 – 16,5% (в зависимости от вида полезного ископаемого, например: золото – 6%, нефть и природный газ - 16,5%) от стоимости добытых полезных ископаемых ( с учетом фактических потерь). Сумма налога на добычу по всем видам полезных ископаемых (кроме углеводородного сырья) поступает: 40% в Федеральный бюджет, 60% в бюджет субъекта РФ; по углеводородному сырью распределение 80% и 20% соответственно. Налог включается в себестоимость продукции.
7. Налог на имущество организации составляет 2% от среднегодовой стоимости имущества и выплачивается из прибыли.
Рекомендуемый библиографический список:
Список основной литературы:
1. Гольдман Е.Л., Назарова З.М., Маутина А.А. Экономика геологоразведочных работ: Геолого-экономическая оценка. Ценообразование. Финансы. Маркетинг. Учебное пособие. М., Изд. Дом “ Руда и металлы”, 2003.
2. Алискеров В.А., Заверткин В.Л. Экономика минерального сырья и геологоразведочных работ. Учебник. М., Геоинформмарк, 1998.
3. Исеева Л.И. Экономика предприятия и отрасли. Учебное пособие. СПб. Изд. СПГГИ, 2004.
4. Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник Практикум. М., Финансы и статистика 2006.
5 Федченко А.А., Исеева Л.И.,Лобов Н.М. Экономика предприятия: Сборник задач. СПб. Изд. СПГГИ, 2004