Суть, функции и задачи торгового менеджмента.

Формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на товары в рамках избранного сегмента потребительского рынка.

Эта задача реализуется путём поиска торговым предприятием своей рыночной ниши на потребительском рынке, выявление основных параметров спроса покупателей в данном сегменте потребительского рынка, формирования эффективной ассортиментной политики направленной на удовлетворение покупательского спроса на товары, обеспечения устойчивости ассортимента товаров реализуемых торговым предприятием.

Обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей.

Эта задача реализуется путём удовлетворения всех основных требований покупателей к уровню торгового обслуживания, сущность которых с учётом специфики конкретного сегмента потребительского рынка сводится к тому, чтобы с наименьшими затратами времени и наибольшими удобствами приобрести в торговом предприятии необходимые товары. Эти требования обеспечиваются целым комплексом организационно-технологических мероприятий, формирующих в совокупности необходимый уровень торгового обслуживания.

3. Обеспечения достаточной экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процесса на предприятии.

Эта задача реализуется путём уменьшения затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов на организацию отдельных технологических процессов и операций, связанных с движением товаров и обслуживанием покупателей; на осуществление отдельных коммерческих операций и коммерческой деятельности в целом; на исполнение функций управления торговым предприятием.

Максимизация суммы прибыли, остающиеся в распоряжении торгового предприятия, и обеспечения его эффективного использования.

Эта задача реализуется путём оптимизации объёма товарооборота предприятия; эффективного управления его активами; проведения целенаправленной ценовой, амортизационной и налоговой политики; оптимизации соотношения капитализируемой и потребляемой частей прибыли.

Минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью торгового предприятия.

Эта задача реализуется путём эффективного управления различными коммерческими, финансовыми, инвестиционными и другими рисками, связанными с хозяйственной деятельностью предприятий торговли. Минимизация уровня хозяйственных рисков обеспечивает предсказуемость финансовых результатов деятельности торгового предприятия и стабильности его развития.

Обеспечения постоянного возрастания рыночной стоимости торгового предприятия.

Эта задача реализуется, прежде всего за счёт высокой инвестиционной активности предприятия, его способности эффективно аккумулировать собственные финансовые ресурсы на обеспечение прироста активов во всех его формах, повышения финансовой устойчивости предприятия. Кроме того, на возрастание рыночной стоимости торгового предприятия оказывает его высокая деловая репутация, завоёванные им маркетинговые позиции на потребительском рынке, обработанность внутренней технологии и осуществления хозяйственной деятельности и управления, а также другие так называемые «неосязаемые активы», способные приносить торговому предприятию дополнительную прибыль.

Эффективный торговый менеджмент, в полной мере реализующий свою основную цель и задачи, позволяет обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, необходимые темпы экономического развития торгового предприятия в стратегической перспективе, укрепление его финансового состояния и рост рыночной стоимости, формирование конкурентного преимущества торгового предприятия на потребительском рынке.

В наиболее общем виде функции любой управляющей системы сводятся к следующему алгоритму6: анализ – планирование – организация исполнения – контроль исполнения. Вместе с тем каждая управляющая система, в том числе и торговый менеджмент, имеет свои конкретные объекты управления и конкретные задачи. С учётом рассмотренного ранее круга задач торгового менеджмента состав его основных функций может быть определён следующим образом.

Управление персоналом.

Реализация этой функции представляет определённую сложность, так как применяемые в этой области управленческие решения непосредственно связаны с интересом работников и существенно влияют на уровень торгового обслуживания покупателей и финансово-экономические результаты деятельности предприятия. В силу отраслевой специфики деятельности затраты живого труда на предприятиях торговли довольно значительны. В процессе реализации этой функции в первую очередь обосновывается схема организационной структуры управления торговым предприятием как основа функционального разделения труда его персонала. Кроме того, реализация этой функции предполагает определение необходимой численности и состав персонала, эффективную организацию труда и постоянное управление его производительностью, организацию материального стимулирования, обеспечение подготовки и повышения квалификации работников.

Управление товарооборотом.

Реализация этой функции обеспечивает экономическую основу всей деятельности торгового предприятия, так как товарооборот характеризует основной объёмный показатель этой деятельности и достигнутые маркетинговые позиции. Эта функция является наиболее массовой и требует постоянной разработки управленческих решений на всех уровнях деятельности торгового предприятия. В процессе реализации этой функции проводятся анализ и прогнозирование торговой конъюнктуры, осуществляется планирование объёма и состава товарооборота, нормирование и планирование товарных запасов, планирование объёма и состава закупки и поступление товаров.

Управление доходами.

Реализация этой функции связана с формированием собственной финансовой базы развития торгового предприятия, осуществлением его деятельности на принципах самофинансирования (или по меньшей мере- на принципах самоокупаемости). Так как основу доходов торгового предприятия составляют доходы торговой деятельности (они формируются в виде разницы между ценой продажи и ценой закупки товаров), то в процессе реализации этой функции прежде всего разрабатывается ценовая политика предприятия. Кроме того, важная роль в процессе реализации этой функции отводится планированию доходов торгового предприятия.

Управление прибылью.

Реализация этой функции обеспечивает основное условие самофинансирования деятельности торгового предприятия и возможности возрастания его рыночной стоимости. Управление прибылью торгового предприятия включает два основных аспекта: управление формированием прибыли и управления её использованием. Процесс управления формированием прибыли связан с управлением доходами и издержками обращения торгового предприятия, разработкой эффективной налоговой политики, обеспечением эффективности коммерческих сделок по закупке товаров. Управление использованием прибыли подчинено задачам развития торгового предприятия и осуществляется путём оптимизации её распределения по отдельным направлениям.

Управление активами.

Реализация этой функции непосредственно связана с формированием и обеспечение эффективного использования производственного потенциала торгового предприятия. В процессе реализации этой функции исходя из намечаемы объёмов торговой деятельности выявляется реальная потребность в отдельных видах активов и определяется их общая сумма; оптимизируется состав активов с позиции эффективности комплексного их использования, а так же необходимой их ликвидности для обеспечения постоянной платежеспособности; обеспечивается ускорение оборота отдельных видов активов, в первую очередь товарных запасов, запасов материалов и тары, дебиторской задолженности и денежных средств; определяются формы и источники финансирования различных видов активов.

Управление капиталом.

В процессе реализации этой функции определяется общая потребность в капитале для реализации стратегии развития предприятия; формируется оптимальная его структура; изыскиваются возможности формирования финансовых ресурсов за счёт собственных источников; определяется необходимый объём привлечения заёмных средств на краткосрочной и долгосрочной основе; оптимизируются формы и источники привлечения заёмных средств.

Управление инвестициями.

Реализация этой функции связана с обеспечением развития торгового предприятия в стратегической перспективе и возрастания его рыночной стоимости. В процессе реализации этой функции формируются важнейшие направления инвестиционной деятельности торгового предприятия; осуществляется оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и финансовых инструментов и производится отбор наиболее эффективных из них; формируется инвестиционный портфель предприятия и осуществляется оперативное управление им.

Товары для детей.

Товары для новорождённых и детей ясельного возраста

Товары для девочек

Товары для мальчиков

Детская мебель и коляски

Игрушки

Юный умелец

Товары для женщин.

Верхняя демисезонная и зимняя одежда

Блузы и кофты

Костюмы и юбки

Платья

Домашняя и спортивная одежда

Обувь

Предметы женского туалета

Товары для невесты

Подарочные комплекты для женщин

Товары для мужчин.

Верхняя демисезонная и зимняя одежда

Костюмы и брюки

Сорочки и полуверы

Домашняя и спортивная одежда

Обувь

Предметы мужского туалета

Подарочные комплекты для мужчин

Товары для дома.

Товары для приготовления и хранения пищи и сервировки стола

Предметы убранства квартиры

Предметы для ухода за квартирой и стирки

Умелые руки

Столовое и постельное бельё

Подарочные наборы к свадьбе и новоселью

Товары для шитья и вязания.

Ткани для верхней одежды

Ткани для платья и блузы

Бельевые ткани

Шерсть и синтетика для вязания, пуговицы, отделочная фурнитура

Принадлежности для шитья и вязания

Наряду с постоянными в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или в период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счёт сокращения площади постоянных микрокомплексов. В отдельных случаях в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена специальная площадь для организации сезонных микрокомплексов.

Примерный перечень сезонных микрокомплексов в универмагах.

Наименование потребительских комплексов Наименование сезонных микро комплексов Период организации (месяцы)
«Товары для детей» «В школу» «В летний лагерь» «К Новому году» Август – сентябрь Май – август Декабрь – январь
«Товары для женщин» «К 8-му марта» « «Для летнего отдыха» Февраль – март Май – август
«Товары для мужчин» « «Для летнего отдыха» Май – август
«Товары для дома» « «Для сада и огорода» «Для дачи» «Для домашнего консервирования»   Май – сентябрь
«Культура в быту и организация досуга» « «Для зимнего спорта» « «Для летнего спорта» Октябрь – февраль Май - август

Комплексный принцип построения ассортимента товаров применяется не только в универсальных непродовольственных магазинах. В магазинах типа «Товары для женщин», «Товары для мужчин», «Товары для детей», «Товары для дома» («Хозтовары»), «Культура в быту», «Спорт и туризм» ассортимент товаров может быть сгруппирован по полной номенклатуре микрокомплексов, соответствующих специализации магазина. В специализированных магазинах типа «Одежда», «Обувь», «Галантерея-парфюмерия» и других ассортимент товаров может быть скомплектован в виде отдельных микрокомплексов.

Следующим этапом формирования ассортимента является определение количества реализуемых разновидностей товаров по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке.

N х a

где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в

определённом периоде;

О1,О2,…Оn – количество разновидностей товаров, отсутствующих в

продаже в момент проверок (из предусмотренных

ассортиментным перечнем товаров);

а – количество разновидностей товаров, предусмотренных

разработанным ассортиментным перечнем;

n – количество проверок.

При расчёте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует исключать товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.

Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:

- для универсамов и гастрономов – 0,90;

- для универмагов – 0,80;

- для магазинов обуви и одежды – 0,75;

- для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных, галантерейных товаров – 0,85.

Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров.

Индивидуальное предприятие.

Преимущества.

- близость к покупателям, возможность наибольшего учёта их индивидуальных потребностей

- быстрота реагирования на изменения в покупательском спросе, гибкость ассортиментной политики

- самый высокий уровень предпринимательской мотивации (работа на самого себя)

- быстрота создания предприятия

Недостатки.

- ограниченность финансовых ресурсов, определяющая ограниченность масштабов торговой деятельности и низкие темпы развития предприятия

- невозможность осуществления закупок товаров крупными партиями и получения соответствующих ценовых скидок

- высокая зависимость экономических и финансовых результатов деятельности от резких колебаний конъюнктуры отдельных товарных рынков

- низкий уровень конкурентоспособности

Партнёрское предприятие.

Преимущества.

- возрастание финансовых возможностей, определяющих расширение масштабов торговой деятельности и более высокие темпы развития

- возможность распределения функций управления предприятием

- солидарная ответственность по обязательствам предприятия

- быстрота создания предприятия

Недостатки.

- более низкий уровень мотивации предпринимательской деятельности

- меньшая оперативность в принятии управленческих решений

- возможность внутренних конфликтов среди учредителей по вопросам направлений деятельности, эффективности принимаемых решений, направлений использования прибыли и т.п.

Корпоративное предприятие.

Преимущества.

- неограниченные возможности формирования финансовых ресурсов путём эмиссии акций и облигаций

- самые высокие возможности развития в стратегической перспективе

- высокая конкурентоспособность за счёт удешевления закупки больших партий товаров, предоставления широкой номенклатуры торговых услуг и относительно снижения издержкоёмкости

Недостатки.

- сложность управления в связи с функциональной многоструктурностью и низкая оперативность принимаемых управленческих решений

- недостаточно оперативное реагирование на изменение ситуации на потребительском рынке в силу высоких масштабов деятельности

- открытость информации о результатах деятельности, которая может быть использована конкурентами

- необходимость формирования уставного фонда в высоком размере

- продолжительный период учреждения акционерного общества.

В результате рассмотренных выше данных можно обосновать следующие рекомендации.

Индивидуальные предприятия являются наиболее эффективной формой функционирования относительно небольших по размерам торговых предприятий, реализующих одну или несколько однородных групп продовольственных или непродовольственных товаров. По мере накопления предпринимателями необходимого стартового капитала этот вид может быть использован и для создания средних по размерам торговых предприятий.

Партнёрские предприятия являются наиболее эффективным видом функционирования средних торговых предприятий; это не исключает, однако, использование этого вида при создании как небольших (при объединении 2-3 партнёров), так и крупных торговых предприятий (при расширении состава их учредителей и привлечении значительного объёма их капитала).

Корпоративные предприятия являются наиболее эффективным видом функционирования крупных торговых предприятий, но в отдельных случаях этот вид может быть использован и для создания предприятий средних размеров (нижняя граница размера предприятия определяется установленной минимальной суммой уставного фонда акционерного общества).

На втором этапе в рамках избранного вида определяется конкретная организационно-правовая форма деятельности торгового предприятия. Этот выбор определяется рядом общих и индивидуальных факторов, основные из которых приведены ниже.

Общие.

- намечаемые масштабы торговой деятельности

- капиталоёмкость избранной торговой деятельности (удельные затраты капитала в данном сегменте потребительского рынка).

- Предусматриваемые темпы развития предприятия в стратегической перспективе

- Особенности предоставления налоговых и иных льгот предприятия отдельных форм

- Государственное регулирование минимального размера установленного фонда предприятий отдельных форм

Индивидуальные.

- имеющийся (возможный) размер стартового капитала, который предприниматель может вложить в торговый бизнес

- индивидуальная мотивация к формам предпринимательской деятельности (предрасположенность к индивидуальной или коллективной деятельности, отношение к формам партнёрского контроля и т.п.)

- уровень профессионализма предпринимателя (наличие специального торгового образования, практический опыт работы в торговле и т.п.)

- отношение предпринимателя к высоким хозяйственным рискам и личной имущественной ответственности по обязательствам.

Детальный анализ этих факторов позволяет сделать обоснованный выбор наиболее эффективной организационно-правовой формы деятельности торгового предприятия с учётом конкретных намерений и предпочтений его учредителей.

Суть, функции и задачи торгового менеджмента.

Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по объёму деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения.

Торговый менеджмент представляет собой процесс управления всеми основными аспектами деятельности торгового предприятия.

Он призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.

Как комплексная отраслевая научная дисциплина торговый менеджмент находится лишь в стадии зарождения. Торговый менеджмент, базируясь на теории общего менеджмента предприятия, интегрирует в себе приёмы и методы многих функциональных видов менеджмента применительно к специфике деятельности торгового предприятия. В частности, торговый менеджмент использует обширный арсенал методов производственного менеджмента, инновационного менеджмента, менеджмента персонала, финансового менеджмента и некоторых других видов функционального менеджмента, возможных к применению на предприятиях торговли.

Важной особенностью торгового менеджмента является комплексный характер формирования всех управленческих решений, связанных с различными сторонами деятельности торгового предприятия. Все эти управленческие решения теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечную эффективность хозяйственной деятельности торгового предприятия. Так, отдельное управленческое решение, направленное на совершенствование организации или технологии торгового процесса, каким бы прогрессивным оно не казалось с позиций инновационного менеджмента, может быть неэффективным с учётом специфики условий экономической деятельности предприятия и вызвать негативные последствия для его финансового состояния. Поэтому торговый менеджмент рассматривается как комплексная система действий, состоящая из разработки взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в конечную результативность хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Различия между конкретными организационными формами торговых предприятий, используемыми технологиями и условиями хозяйствования весьма существенны, что сказывается на особенностях процесса управления их деятельности и на конечных результатах этой деятельности. Торговый менеджмент призван учитывать эти различия в процессе разработки управленческих решений по всем аспектам деятельности, чтобы получить наилучшие результаты для данного торгового предприятия. Конкретные управленческие решения, используемые в процессе своей деятельности отдельными даже наиболее эффективно работающими торговыми предприятиями, не могут слепо копироваться другими торговыми предприятиями, т.к. они могут привести к отрицательным последствиям. Торговый менеджмент учит не использованию стандартных управленческих решений, а лишь алгоритму эффективной их разработки в конкретных условиях деятельности торгового предприятия. Даже наиболее эффективные управленческие решения, разработанные и реализованные на конкретном торговом предприятии, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Это связанно с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь – с изменением конъюнктуры потребительского рынка. Кроме того меняются во времени и внутренние условия функционирования торгового предприятия, особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому торговому менеджменту должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменения факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации труда и управления, финансового состояния и других параметров функционирования торгового предприятия.

Торговый менеджмент предусматривает многовариантность подходов к разработке конкретных управленческих решений в различных сферах деятельности торгового предприятия. Это предполагает, что подготовка каждого управленческого решения должно учитывать и альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, обеспечивающих достижение высоких конечных результатов деятельности торгового предприятия. Система таких критериев устанавливается самим торговым предприятием.

Торговый менеджмент должен быть ориентирован на стратегические цели развития торгового предприятия. Какими бы выгодными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с главной целью деятельности предприятия, стратегическими направлениями его развития или ведут к снижению эффективности его деятельности к перспективном периоде.

С учётом основных характеристик торгового менеджмента формируются его цели и задачи.

Основной целью торгового менеджмента является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия в стратегической перспективе и возрастания его конкурентной позиции на потребительском рынке.

Сходя из этой главной цели, торговый менеджмент призван решать следующие основные задачи.

Наши рекомендации