Период оборота оборотных средств – это время, за которое оборотные средства проходят период производства и обращения, т.е. совершают полный кругооборот.
Т =
Таблица 4.1.
Состав оборотных средств.
Оборотные производственные фонды | 1. Производственные запасы: 1.1. Сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты 1.2. Вспомогательные материалы 1.3. Топливо 1.4. Тара 1.5. Запасные части для ремонта 2. Незавершенное производство 3. Расходы будущих периодов | Нормируемые оборотные средства |
Фонды обращения | 4. Готовая продукция на складе | |
5. Товары отгруженные, но не оплаченные покупателями 6. Дебиторская задолженность и средства в прочих расчетах 7. Денежные средства на счетах и в кассе | Ненормируемые оборотные средства |
Таблица 4.2.
Состав и структура оборотных средств по степени ликвидности.
Группа оборотных средств | Статьи актива баланса |
1. Наиболее ликвидные активы | 1.1. Денежные средства: 1.1.1. касса 1.1.2. расчетный счет 1.1.3. валютный счет 1.1.4. прочие денежные средства 1.2. Краткосрочные финансовые вложения |
2. Быстро реализуемые активы | 2.1. Товары отгруженные 2.2. Дебиторская задолженность: 2.2.1. за товары, работы, услуги 2.2.2. по векселям полученным 2.2.3. с дочерними предприятиям 2.2.4. с бюджетом 2.2.5. с персоналом 2.2.6. с прочими дебиторами 2.3. Прочие оборотные средства |
3. Медленно реализуемые активы | 3.1. Запасы за вычетом расходов будущих периодов и НДС по приобретенным ценностям |
ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ
Вопросы для обсуждения
1. Назовите положительные и отрицательные стороны увеличения количества запасов на предприятии.
2. Какие потери несет предприятие вследствие роста размеров дебиторской задолженности?
3. Назовите основные направления ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятия.
ТЕСТЫ
1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает:
а) величину оборотных средств, приходящуюся на рубль реализованной продукции;
б) величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль оборотных средств;
в) количество оборотов оборотных средств за анализируемый период.
2. Какое из утверждений противоречит двум другим?
а) на предприятии А коэффициент оборачиваемости оборотных средств выше чем на предприятии В;
б) период оборота оборотных средств ниже на предприятии А по сравнению с предприятием В;
в) коэффициент загрузки оборотных средств на предприятии А выше, чем на предприятии В.
Задачи.
1. Величина запасов на начало года 5 млн. руб., на конец года – 7 млн. руб. Выручка от реализации продукции за год – 60 млн. руб., себестоимость реализованной продукции – 48 млн. руб. Рассчитать коэффициент оборачиваемость и длительность оборота запасов в отчетном периоде. Как можно оценить изменения в управлении запасами предприятия, если выручка от реализации в предыдущем году составила 55 млн. руб., себестоимость реализованной продукции 42 млн. руб., среднегодовая величина запасов – 5 млн. руб.?
2. Определить норматив оборотных средств в запасах готовой продукции, если среднесуточный выпуск продукции в отпускных ценах предприятия 80 тыс. руб., среднесуточный выпуск продукции по производственной себестоимости- 60 тыс. руб., длительность производственного цикла изготовления продукции- 2,5 дня, время, необходимое для подготовки и отгрузки продукции – 1 день.
Тема 5. Персонал фирмы и мотивация труда
Трудовые ресурсы являются главным ресурсом любого предприятия. Рациональная структура кадров и эффективное их использование позволяют предприятию реализовать выработанную стратегию и являются важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентные преимущества предприятия.
Изучив данную тему, вы узнаете:
- содержание понятия «управление персоналом предприятия»;
- что такое кадровый потенциал предприятия;
- количественные и качественные характеристики персонала;
- каким образом планируется численность работающих;
- методы мотивации и формы оплаты труда, применяемые на предприятии.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Персонал предприятия (фирмы) – совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии, входящих в его списочный состав и состоящих с фирмой как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.
Кадровый потенциал предприятия – это способности персонала приносить доходы предприятию, достаточные для присутствия на целевом рынке и увеличения завоеванной доли рынка.
Человеческий капитал – это приобретенные знания, навыки, мотивация и энергия, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг.
Креативность – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий устойчивую характеристику личности.
Рабочие – лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием услуг.
Руководители –работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений: директора, начальники, управляющие, заведующие, председатели, главные специалисты и заместители по названным должностям.
Специалисты –работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и др. работами: администраторы, бухгалтеры, диспетчеры, инженеры, инспекторы, редакторы, ревизоры, экономисты, энергетики, ассистенты названных специалистов.
Лизинг персонала –это привлечение во временное пользование необходимого персонала со стороны с целью оперативного решения недостатка кадрового обеспечения.
Списочная численность работников – это численность работников списочного состава на определенную дату. Она включает наемных работников, работавших по трудовому договору (контракту) и выполнявших постоянную, временную или сезонную работу один день и более и работавших собственников организации, получающих заработную плату в данной организации.
Явочная численность –это число работников списочного состава, явившихся на работу в данный день, включая находящихся в командировках. Это необходимая численность для выполнения производственного задания по выпуску продукции.
Среднесписочная численность – это численность работников за определенный период, например месяц. Она исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Среднесписочная численность работников за квартал или год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации в периоде и деления полученной суммы на число месяцев в периоде.
Средняя численность - это численность работников организации за период, включающая: среднесписочную численность работников, среднюю численность внешних совместителей, среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Производительность труда - отражает эффективность использования трудовых ресурсов и определяется количеством продукции, произведенной на одного рабочего (среднегодовая выработка), либо в единицу времени (среднечасовая выработка).
Трудоемкость –затраты труда на единицу произведенной продукции или выполняемыхработ.
Выработка –определяется делением общего объема продукции (выполненных работ) на среднюю численность рабочих (работающих) или на количество отработанных дней (среднедневная выработка), часов (среднечасовая выработка).
Трудоемкость –определяется делением отработанного времени на количество произведенной продукции (выполненных работ).
Нормирование труда –это определение необходимых затрат рабочего времени на выполнение конкретного объема работ в конкретных организационно-технических условиях.
Таблица 5.1
Методы планирования численности работников предприятия.
Методы расчета численности работников | Расчет |
1. По трудоемкости производственной программы | Чпл = (Тпл / Фп)/ Квн где: Тпл – плановая трудоемкость производственной программы, нормо-час; Фп - полезный (эффективный) фонд рабочего времени одного рабочего в год, ч Квн- средний коэффициент выполнения норм времени (выработки) рабочими |
2. По нормам выработки | Чпл = (ВПпл / Нвыр)/ Квн где: ВПпл – плановый объем продукции (выполняемых работ) за определенный период времени; Нвыр- плановая норма выработки в тех же единицах измерения за тот же период времени; Квн- средний коэффициент выполнения норм времени (выработки) рабочими |
3. По нормам обслуживания | Чпл = (Ко х С х Ксп) / Но где: Ко – количество единиц установленного оборудования; С - количество рабочих смен; Но - норма обслуживания оборудования на одного рабочего, единиц Ксп- - коэффициент перевода явочной численности рабочих в списочную; Ксп = Фн / Фп Фн - номинальный фонд времени, часы; Фп - полезный (эффективный) фонд времени, часы. |
4.По рабочим местам | Чпл = М х С х Ксп где: М – число рабочих мест |
Мотивация – это процесс побуждения индивидуума к деятельности для достижения целей организации и личных целей.
Рис. 5.1. Формы и системы оплаты труда
ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ
Вопросы для обсуждения
1. На какие группы и по каким признакам можно классифицировать персонал фирмы?
2. Дайте характеристику особенностей и сфер применения различных форм оплаты труда на предприятии
3. Дайте характеристику основных методов планирования численности работающих.
4. Раскройте содержание понятия «мотивация труда».
Тесты.
1. Тарифный коэффициент равен 2, что означает:
а) работнику соответствует второй квалификационный разряд
б) тарифная ставка работника данного разряда в 2 раза выше минимального размера оплаты труда, установленного законодательством
в) тарифная ставка работника данного разряда в 2 раза выше тарифной ставки работника первого разряда
2. Темп роста объема выпуска продукции на предприятии составил 120%, темп роста численности 109 %. Как изменилась производительность труда?
а) производительность труда выросла
а) производительность труда понизилась
а) по приведенным данным нельзя судить об изменении производительности труда
Задачи.
1. Рассчитать заработок рабочего 4 разряда при сдельно-прогрессивной оплате труда, если ему установлено плановое задание на месяц 350 деталей (норма времени 30 мин на деталь). Фактически рабочий изготовил 420 деталей. Сдельные расценки увеличиваются за перевыполнение плана на в пределах 10% - в 1,5 раза, свыше 10% - в 2 раза. Часовая тарифная ставка рабочего сдельщика 4 разряда – 35 руб.
2. Рассчитать планируемую численность рабочих-сдельщиков на предприятии, если количество рабочих дней в году 250, планируемое количество невыходов по уважительным причинам – 30 дней, продолжительность смены – 8 часов, коэффициент выполнения норм – 1,2. Годовая программа выпуска изделий 80960 шт., трудоемкость одного изделия – 1,5 чел.час.
Тема 6. Управление затратами фирмы.
Принятие многих управленческих решений, например, определение цен на продукцию или предоставляемые услуги, выбор наиболее выгодной структуры производства, во многом является искусством. Однако, в основе этих решений лежат количественные оценки, в первую очередь, уровень затрат на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции является важнейшим показателем, определяющим конкурентоспособность предприятия (фирмы). Это связано с тем, что: во-первых, в ней находит отражение эффективность использования всех видов ресурсов предприятия (фирмы), уровень организации и управления ее деятельностью; во-вторых, она непосредственно влияет на цены на продукцию (услуги), а, следовательно, и на размер прибыли, получаемой предприятием.
Изучив данную тему, вы узнаете:
- в чем различие между понятиями затрат и расходов предприятия;
- по каким критериям классифицируются затраты предприятия;
- каким образом составляется смета себестоимости реализованной продукции;
- что такое калькулирование и какие методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяются на предприятии.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходы от обычной деятельности – это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, с приобретением и перепродажей товаров, с выполнением работ или оказанием услуг.
Прямые затраты – это затраты непосредственно связанные с производством продукции. Они могут быть включены в себестоимость отдельных видов продукции на основании установленных норм (основная заработная плата производственных рабочих, сырье, основные материалы).
Косвенные затраты- связаны с работой цеха, предприятия в целом и одновременно относятся ко всем видам выпускаемой продукции. Их нельзя прямо отнести на себестоимость изделия. В конце отчетного периода они распределяются между видами продукции пропорционально условно выбранной базе распределения.
Управленческий учет (Managerial Accounting) - представляет собой вид деятельности, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Он включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.
Рис. 6.1. Классификация расходов, формирующих себестоимость продукции.
|
Себестоимость продукции (работ, услуг) - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Калькулирование –это исчисление себестоимости единицы продукции работ, услуг в целях планирования, а также в целях определения выгодности производства отдельных изделий и установления цен на продукцию.
Таблица 6.1.
Типовой перечень калькуляционных статей.
№ п/п | Статьи калькуляции |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Сырье и материалы; Возвратные отходы (вычитаются); Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций; Топливо и энергия на технологические цели; Заработная плата производственных рабочих; Отчисления на социальные нужды; Расходы на подготовку и освоение производства; Общепроизводственные расходы; Общехозяйственные расходы; Потери от брака; Прочие производственные расходы |
12. | Итого производственная себестоимость. Коммерческие расходы. |
Итого полная себестоимость. |
Маржинальный доход - это разность между выручкой от реализации и переменными затратами. По своему экономическому содержанию он включает сумму на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли.
Мд= В – Зпер.
Мдед = Цед – Зпер. ед.
Точка безубыточности – объем производства, при котором предприятия за счет выручки от продаж покрывает все затраты на производство (постоянные и переменные) и предприятие получает нулевую прибыль:
Тбез. = Зпост./ (Цед – Зпер. ед.) = Зпост./ Мдед
Центр ответственности (responsibility center) – это сегмент организации, в рамках которого руководитель несет ответственность за результаты его деятельности.
Центры нормативных затрат - это производственные подразделения (цеха), выпускающие продукцию, поступающую на дальнейшую обработку в подразделения предприятия.
ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ
Вопросы для обсуждения
1. В каких целях служит классификация затрат (расходов) на прямые и косвенные?
2. В результате чего происходит снижение себестоимости единицы продукции при увеличении объемов производства?
3. Какими методами можно снижать уровень переменных затрат на производство и реализацию продукции?
4. В чем преимущество использования системы директ-костинг?
ТЕСТЫ
1. Какие из перечисленных затрат относятся к условно-постоянным?
а) затраты на сырье и материалы
б) основная заработная плата основных производственных рабочих
в) заработная плата управленческого персонала
г) амортизация
2. По способу включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты подразделяются на:
а) простые и комплексные
б) постоянные и переменные
в) прямые и косвенные
г) основные и накладные
3. Какой метод учета затрат следует применять в индивидуальном и мелкосерийном производстве сложных изделий, а также при производстве опытных, экспериментальных работ, на предприятиях сферы услуг?
а) нормативный
б) попередельный
в) позаказный
Задачи
Предприятие производит три вида продукции: А, В, С. За отчетный период затраты на производство продукции составили:
Вид затрат | Продукция А | Продукция В | Продукция С |
Сырье и материалы Возвратные отходы Потребленные услуги (газ, электроэнергия) Заработная плата производственных рабочих | - |
Общехозяйственные расходы составили 22000 руб. Определить
а) себестоимость продукции каждого вида, если общехозяйственные расходы распределяются пропорционально заработной плате основных производственных рабочих
б) рассчитать плановый размер прибыли, получаемой предприятием от каждого вида продукции, если плановая рентабельность продукция А – 10 %б продукции В – 20 %, продукции С – 15%.
Тема 7.
Система планов предприятия. Планирование производства и сбыта продукции (работ, услуг).
В рыночной экономике предприятия (фирмы) не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. План продаж занимает центральное место в системе планов предприятия и служит отправной точкой для разработки всех остальных планов. На основе плана продаж разрабатывается план производства продукции. Внешним ограничителем плана производства продукции является спрос, или, точнее, план продаж, составленный на основании маркетинговых исследований рыночной конъюнктуры и спроса на продукцию. Вместе с тем, существуют внутренние факторы в деятельности предприятия (фирмы), ограничивающие его возможности по выпуску продукции. Оптимизация плана производства как по количественным показателям, так и по его структуре позволяет добиться увеличения прибыли предприятия.
Изучив данную тему, вы узнаете:
- что такое планирование и роль данного процесса в системе управления предприятием;
- какие методы планирования используются на предприятии;
- виды планов, разрабатываемых на предприятии;
- последовательность разработки плана производства продукции (работ, услуг);
- какие показатели содержит план производства и методику их расчета;
- что такое производственная мощность предприятия и почему она выступает внутренним ограничителем при разработке плана производства продукции (работ, услуг);
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Планирование – это непрерывный циклический процесс, имеющий целью привести возможности предприятия в соответствие с условиями рынка. Он включает: постановку целей предприятия на определенную перспективу; анализ способов их достижения и ресурсного обеспечения; выбор вариантов достижения целей и организацию выполнения планов.
Нормативный метод планированияпредполагает, на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов, расчет потребности предприятия в различных видах ресурсов и в их источниках.
Расчетно-аналитический метод планирования заключается в том, что на основе анализа достигнутого показателя, принимаемого за базу, и индекса изменения его в плановом периода рассчитывается плановая величина данного показателя.
Балансовый метод планирования предполагает увязку имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них путем построения балансов.
Метод оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. В качестве критериев оптимальности могут быть: максимум объема продаж или доли рынка, максимум прибыли, минимум текущих затрат и т.п.
Экономико-математическое моделированиепозволяет найти количественное выражение взаимосвязей между показателями и факторами их определяющими. Данный метод включает этапы: сбор и анализ данных за период; выявления факторов, влияющих на изменение основного показателя; построение экономико-математической модели; использование модели в целях планирования показателя.
Сетевое планирование –предполагает описание всей деятельности в виде комплекса работ или задач с определенными взаимосвязями между ними. Для расчета и анализа сетевого графика используется набор сетевых процедур известных под названием «метода критического пути». Применяется для разработки календарных графиков работ.
Номенклатура продукции – это укрупненный классифицированный перечень ее видов, каждый из которых планируется отдельно от других поименно.
Ассортимент – это детализированная группировка продукции в соответствии с ее характеристиками и потребительскими свойствами (по исполнениям, размерам, сортности).
Валовая продукция– весь объем законченных и незаконченных изделий и работ, предназначенных к реализации и включающий стоимость выработанных за данный период готовых изделий и полуфабрикатов за вычетом стоимости полуфабрикатов своего производства, направленных в переработку на своем предприятии. В состав валовой продукции включается также стоимость выполненных работ на сторону и для своих непромышленных производств и хозяйств.
ВП = ТП + НЗПк.п. –НЗПн.п.
Товарная продукция –включает: стоимость готовой продукции, сданной на склад и предназначенной к реализации на сторону, а также своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия; стоимость полуфабрикатов собственной выработки, предназначенных к отпуску на сторону; стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия. Отличается от валовой продукции тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
Реализованная продукция – объем продукции, поступившей в данном периоде на рынок и подлежащей оплате потребителями.
РП= ТП + ГПн.п. – ГПк.п.
Объем чистой продукции –определяется вычитанием из стоимости товарной (валовой) продукции величины материальных затрат, включая амортизацию. При этом исключается стоимость сырья и материалов, покупных изделий, топлива, энергии, полуфабрикатов,
материальных затрат в общепроизводственных, общехозяйственных и внепроизводственных расходах.
Производственная мощность – это максимально возможный выпуск продукции планового ассортимента или объем переработки сырья при полном использовании установленного оборудования и производственных площадей в соответствии с установленным режимом работы с учетом применения передовой технологии, научной организации производства и труда.
Пропускная способность по однородной группе оборудования рассчитывается по формуле:
М =
где: М – пропускная способность оборудования , ед.;
n – количество установленного оборудования в группе;
Фд – действительный фонд времени работы единицы оборудования за год, ч.;
Квн – коэффициент выполнения норм;
tшт.- норма времени на обработку изделия, ч.
Среднегодовая мощность – рссчитывается:
Мc= М0 + М1n1/12 – М2n2/12
где: М0 – мощность на начало года;
М1 - мощность вводимых объектов;
n1 - число полных месяцев эксплуатации с момента ввода объектов до конца планируемого периода;
М2 - мощность выбывающих объектов;
n2 - число полных месяцев, оставшихся после выбытия объектов до конца года.
ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы преимущества и недостатки применения принципов синхронизации и эмансипации при разработке плана производства;
2. В чем преимущества принципа диверсификации?
3. В каких целях применяются различные стоимостные показатели плана производства продукции?
4. Каким образом производственная мощность предприятия влияет на показатели плана производства и каковы способы ее увеличения?
ТЕСТЫ
1. Использование какого из принципов планирования производственной программы позволяет при высоких затратах на оборудование минимизировать складские запасы:
а) принцип синхронизации
б) принцип эмансипации
2. Использование какого из принципов планирования производственной программы позволяет при увеличении складских расходов сохранить постоянный средний уровень занятости:
а) принцип синхронизации
б) принцип эмансипации
3. Может ли на предприятии объем произведенной продукции совпадать с объемом реализованной продукции:
а) да
б) нет
Задачи
1. Какой максимальный план производства на год можно довести цеху, если известно, что: в цехе работает 49 станков; режим работы двухсменный; продолжительность смены – 8 ч.; число рабочих дней в году –258; регламентированные простои на ремонт оборудования составляют 4 % от номинального фонда времени; норма времени на обработку одного изделия – 1,2 ч
2. Разработать план производства продукции на предстоящий год в разрезе кварталов на основании данных:
Таблица 7.1.
Показатели | I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | Итого |
1. Объем продаж, ед. | |||||
в т.ч.: | |||||
продукция А | |||||
продукция В | |||||
продукция С | |||||
3. Запасы на конец периода, ед.: продукция А продукция В продукция С | - | ||||
4. Запасы на начало периода, ед.: продукция А продукция В продукция С |
Тема 8. Финансовые ресурсы и финансовое планирование на предприятии.
Финансовое планирование – это систематическое планирование, учет, контроль и анализ деятельности предприятия (фирмы) в финансовом выражении. Финансовое состояние предприятия является основой формирования рациональных отношений с контрагентами, кредитными организациями и бюджетом. Информация, полученная в процессе финансового анализа, позволяет предприятиям вырабатывать оптимальные текущие и стратегические управленческие решения, выбирать надежных партнеров, предвидеть результаты своей деятельности и избежать риска потери ликвидности и платежеспособности.
Изучив данную тему, вы узнаете:
- в чем заключается роль и задачи финансового планирования на предприятии;
- какие этапы и подсистемы включает процесс финансового планирования;
- какие плановые формы разрабатываются в процессе текущего финансового планирования;
- в чем суть бюджетного планирования и какие виды бюджетов разрабатываются на предприятии.
- цели проведения финансового анализа;
- основные направления и методы проведения финансового анализа.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Финансовое планирование – это процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предпринимательской фирмы необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде.
Финансовый план - инструмент, позволяющий достичь финансового равновесия в деятельности предприятия, которое заключается в сбалансированности денежных поступлений и выплат, при достижении желаемых показателей прибыльности, а также при заданном уровне ликвидности и платежеспособности.
Финансы – это система денежных отношений фирмы, возникающих в процессе ее функционирования и представляющих собой совокупность денежных поступлений и выплат.
Финансовый механизм - система воздействия на финансовые отношения посредством финансовых рычагов с помощью финансовых методов, заключающаяся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
Рис. 8.1. Структура сводного бюджета предприятия.
Финансовые ресурсы предприятия (фирмы) – это денежные фонды, формируемые при образовании предприятия, и пополняемые в результате производственно-хозяйственной деятельности за счет реализации товаров и услуг, от реализации выбывшего имущества организации, а также путем привлечения внешних источников финансирования.
ВА – внеоборотные активы ;
ОА – оборотные активы предприятия;
СК – собственный капитал;
ДО – долгосрочные обязательства;
КО – краткосрочные обязательства.
СК+ДО – инвестиционный (перманентный) капитал
Рис. 8.2. Структура баланса предприятия
Ликвидность актива – понятие, характеризующее скорость трансформации его в денежные средства.
Ликвидность баланса– степень покрытия обязательств предприятия активами, сроки превращения которых в деньги соответствует срокам погашения обязательств.
Финансовая устойчивость предприятия– характеризует обеспеченность запасов и затрат предприятия собственными источниками формирования и характеризует уровень независимости предприятия от заемных средств. Финансовая устойчивость характеризуется стабильным превышением доходов над расходами, свободным маневрированием денежными средствами и эффективным их использованием в процессе хозяйственной деятельности.
Платежеспособность – это способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства, вытекающие из коммерческих, кредитных и иных операций коммерческого характера.
Горизонтальный анализ –сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим (или базовым) периодом в целях выявления динамики изменения показателей.
Вертикальный анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на итоговый результат в целом.
Трендовый анализ –сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов.
Рис. 8.3. Структура собственного капитала предприятия.
ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ
Вопросы для обсуждения
1. Раскройте роль и место финансового планирования в системе планирования деятельности предприятия (фирмы).
2. Назовите основные подсистемы финансового планирования и опишите их взаимосвязь.
3. Какие формы разрабатываются в процессе текущего финансового планирования?
4. Раскройте сущность понятия финансовой устойчивости предприятия.
5. Что лежит в основе оценки ликвидности баланса?
ТЕСТЫ
1. К заемным и привлеченным источникам формирования финансовых ресурсов предприятия относятся:
а) кредиты банков
б) средства, полученные от эмиссии облигаций
в) благотворительные взносы
г) средства, используемые в результате отсрочки платежа за поставленное сырье и материалы (кредиторская задолженность)
д) средства, взятые взаймы у другого предприятия по договору займа;
е) средства, полученные под залог имущества;
ж) задолженность предприятий-покупателей за отгруженную продукцию (дебиторская задолженность)
з) задолженность предприятия перед персоналом по заработной плате
и) уставный капитал
к) амортизационные отчисления
л) резервный капитал
2. К собственным источникам формирования финансовых ресурсов предприятия относятся:
а) кредиты банков
б) средства, полученные от эмиссии облигаций
в) благотворительные взносы
г) средства, используемые в результате отсрочки платежа за поставленное сырье и материалы (кредиторская задолженность)
д) средства, взятые взаймы у другого предприятия по договору займа;
е) средства, полученные под залог имущества;
ж) задолженность предприятий-покупателей за отгруженную продукцию (дебиторская задолженность)
з) задолженность предприятия перед персоналом по заработной п<