Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, его размер. Фонды и резервы.

Основой формирования имущества субъектов хозяйствования может являться имущество, принадлежащее как государству, так и частным лицам, т.е. в формировании имущественной базы субъектов хозяйствования могут участвовать все предусмотренные законодательством формы собственности - государственная и частная. Законом Республики Беларусь от 14 декабря 1990г. «О предприятиях» определены источники формирования имущества субъектов хозяйствования. В их состав входят:

- денежные и материальные взносы учредителей;

- доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;

- доходы от ценных бумаг;

- кредиты банков и других кредиторов;

- капитальные вложения и дотации из бюджетов;

- безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и физических лиц;

- иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.

Среди фондов и резервов предприятия, прежде всего должен быть выделен уставный фонд, который представляет собой совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности и гарантий прав кредиторов, в размерах, определенных учредительными документами.

Так, вкладом в уставный фонд хозяйственного товарищества или общества может быть любое имущество, не изъятое из оборота, включая деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку (п.6 ст.63 ГК Республики Беларусь). Возможность оценить имущественный вклад в уставный фонд в деньгах – основной его признак. В частности, в качестве вклада в уставный фонд могут быть внесены исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (на использование объектов авторского права и объектов промышленной собственности) в соответствии с лицензионным договором, заключенным субъектом исключительных прав в установленном законом порядке, а также охраняемая по договору между владельцем и приобретателем охраняемая информация, имеющая определенную ценность (ноу-хау). Не может служить вкладом в уставный фонд информация, не удовлетворяющая предъявляемым к «ноу-хау» требованиям, установленным законодательством, например, специальные знания и навыки определенного лица, сведения о конъюнктуре на рынке и т.п., поскольку такие знания, навыки и сведения не могут удовлетворить требования возможных кредиторов хозяйственного товарищества или общества.

Вкладом в уставный фонд могут быть ценные бумаги (акции, облигации, векселя, двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей - складское свидетельство и залоговое свидетельство и т.п.). Денежная оценка имущественного вклада определяется учредителями (участниками) общества по их соглашению, а в случаях, предусмотренных законодательством - подлежит независимой экспертной проверке в соответствие с Положением о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996г. №92 (с изм. и доп.) [66]. В уставный фонд коммерческой организации не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено собственником, законодательством или договором.

Порядок формирования уставного фонда определен нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь применительно к каждому виду организаций.

Минимальные размеры уставного фонда устанавливаются Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (от 16 марта 1999г., изм. и доп. от 16 ноября 2000г.). Так, согласно пункта 6 Положения, минимальный размер уставного фонда для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения устанавливается в сумме эквивалентной – 800 евро; крестьянских (фермерских) хозяйств – 150 евро; для обществ с ограниченной ответственностью – 1600 евро; для закрытых акционерных обществ - 3000 евро; для открытых акционерных обществ – 12500 евро и т.д.

Минимальные размеры уставных фондов организаций определяются в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля к евро на первое число месяца, в котором учредительные документы представляются в регистрирующие органы. Минимальные размеры уставных фондов организаций с иностранными инвестициями, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, а также открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации устанавливаются соответственно специальным законодательством.

Порядок изменения размера уставного фонда и существующие при этом ограничения определены законодательством. Так, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. Если стоимость указанных активов менее определенного законодательством минимального размера уставного фонда, эта организация подлежит ликвидации в установленном порядке (п.1 ст. 47 ГК Республики Беларусь).

Помимо уставного фонда предприятия имеют и иные фонды: накопления, потребления, амортизационный. Фонд накопления – это средства направляемые на производственное развитие или иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами. Под фондом потребления понимают средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива организации и иных аналогичных мероприятий (работ). Амортизационный фонд – является специальным фондом для полного восстановления основных средств предприятия.

В составе капитала предприятий также учитывается и резервный фонд, который формируется в добровольном или обязательном порядке, за счет отчислений для покрытия непредвиденных расходов (долгов) предприятия.

Контрольные вопросы

1. Определите состав имущества субъекта хозяйствования на основе которого он может осуществлять предпринимательскую деятельность?

2. Каково содержание права собственности?

3. Как реализуется право собственности?

4. Дайте определение права хозяйственного ведения и его характеристику?

5. Что означает право оперативного управления?

6. Как реализуется право оперативного управления?

7. Как реализуется право аренды?

8. Определите состав источников формирования имущества субъектов хозяйствования?

9. Какое имущество может являться вкладом в уставный фонд хозяйственного товарищества или общества?

10. Каковы особенности формирования уставного фонда организаций?

11. Какие Вы знаете фонды предприятия?

Тема. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования.

Лекция 5.

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

экономическая несостоятельность (банкротство); признаки экономической несостоятельности (банкротства); должник; кредитор; антикризисный управляющий; временный управляющий; конкурсные кредиторы; собрание кредиторов; комитет кредиторов; процедура, применяемая в отношении должника; защитный период; конкурсное производство; санация; ликвидационное производство; мировое соглашение.

Понятие и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования

Правовой институт несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений является весьма актуальным. Это проявляется в возможности оградить эффективно действующих на рынке субъектов хозяйствования от участников хозяйственного оборота, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность убыточно и не рентабельно, которые, зачастую заключая договор в последствии не в состоянии исполнить принятые на себя обязательства. Чтобы обезопасить предприятия от таких должников, возникает необходимость официального признания этих хозяйствующих субъектов «несостоятельными» и, возможно, в последствии полностью ликвидировать их.

Гражданский кодекс Республики Беларусь указывает на два вида субъектов хозяйствования, которые могут быть признаны экономически несостоятельными (банкротами) – это гражданин являющийся индивидуальным предпринимателем, а также юридическое лицо. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан экономически несостоятельным (банкротом) в судебном порядке (ч.1. п.1 ст.24 ГК Республики Беларусь). Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридического лица, действующего в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (ч.1 п. 1 ст. 61 ГК Республики Беларусь).

Прежде чем дать понятие «экономической несостоятельности», следует обратить внимание, что этот термин сопровождается термином «банкротство». Ранее действующее законодательство рассматривало эти понятия как неравнозначные, ныне Гражданский кодекс Республики Беларусь оценивает их как тождественные и взаимозаменяемые понятия.

В статье 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» содержится определение экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования [31]. Под экономической несостоятельностью (банкротством) понимается признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер. Из определения можно выделить существенные признаки экономической несостоятельности (банкротства):

- неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений (уплатить кредитору денежную сумму по договору и в иных случаях предусмотренных гражданским законодательством);

- неспособность должника исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоговых платежей и сборов, пошлин и иных платежей в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, в том числе экономических (финансовых) санкций, примененных к должнику).

Государственное регулирование отношений связанных с процедурой банкротства субъектов хозяйственной деятельности осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь и непосредственно департаментом по санации и банкротству.

Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) осуществляется с помощью следующей нормативной базы:

- Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст.24 и ст.61);

- Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»;

- Указ Президента Республики Беларусь от 14 августа 2000 г. № 442 «О совершенствовании правового регулирования взыскания задолженности с субъектов хозяйствования» [57];

- постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 9 «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц» [107];

- Положение об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально - квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденном Министерством экономики Республики Беларусь от 16 января 2002 г. № 9 [98].

- др.

Наши рекомендации