Экономическая классификация источников формирования активов субъектов хозяйствования

Экономическая классификация источников формирования активов субъектов хозяйствования - student2.ru

5. Понятие метода бухгалтерского учета.Метод бухгалтерского учета –совокупность способов и приемов, используемых при изучении объектов бухгалтерского учета.

Изучение метода бухгалтерского учета позволяет объяснить, какими конкретно способами и приемами бухгалтерия отражает предмет, как организуется наблюдение, измерение и регистрация отдельных объектов.

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.

Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, дает возможность проводить документальные проверки, обеспечивать сохранность имущества.

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества хозяйства в натуре данным учета: как элемент метода бухгалтерского учета – средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация служит дополнением к документации.

Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

Оценка – способ, с помощью которого активы хозяйствующего субъекта получают денежное выражение. Оценка активов хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки.

Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина каждого вида затрат, но и общая сумма, относящаяся к определенному объекту, т.е. определяется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.

Для постоянного контроля за хозяйственными процессами организации за состоянием активов и источников их образования необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно по стадиям кругооборота, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных активов.

В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производятся путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.

Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета и получение о них необходимой информации с целью текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью, обеспечивается системой счетов. Использование счетов объясняется тем, что сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета, счета же позволяют получать обобщенные их характеристики.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.

Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления активов с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Оно характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования. Это равенство сохраняется постоянно.

Результаты хозяйственной деятельности содержатся в отчетности организации. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.

6. Характеристика элементов методов наблюдения, измерения, регистрации и обобщения. В хозяйственном учете применяются методы: наблюдения, измерения, регистрации и обобщения. Эти методы, но в более специфическом виде используются и в бухгалтерском учете. Таким образом, основными методами в бухгалтерском учете являются:

1) Метод первичного наблюдения;

2) Метод стоимостного измерения;

3) Метод группировки и регистрации информации;

4) Метод полного обобщения и соизмерения информации.

Каждый метод включает приемы:

1) Метод первичного наблюдения – документацию и инвентаризацию;

2) Метод стоимостного измерения – оценку и калькуляцию;

3) Метод группировки и регистрации информации – систему счетов бухгалтерского учета и двойную запись;

4) Метод полного обобщения и соизмерения информации – бухгалтерский баланс и отчетность.

Методы и приемы бухгалтерского учета, составляющие его методологию, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечивается непрерывное сплошное и документальное обоснованное отражение в системе бухгалтерского учета учитываемых объектов в денежных, трудовых и натуральных измерителях, однородная группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Взаимосвязанное отражение этого имущества, источников его формирования и хозяйственные операции при помощи метода двойной записи на счетах, периодического сопоставления фактического наличия имущества и обязательств с учетными данными позволяют получить систематизированные достоверные итоговые отчетные показатели. Все это и создает систему бухгалтерского учета.


Наши рекомендации