Экономическая классификация источников формирования активов субъектов хозяйствования

Лекция №2

Предмет и метод бухгалтерского учета

Вопросы:

1. Предмет бухгалтерского учета, его общая характеристика.

2. Объекты бухгалтерского учета.

3. Экономическая классификация активов субъектов хозяйствования.

4. Экономическая классификация источников формирования активов субъектов хозяйствования.

5. Понятие метода бухгалтерского учета.

6. Характеристика элементов методов наблюдения, измерения, регистрации, обобщения.

1. Предмет бухгалтерского учета, его общая характеристика. Все экономические науки, в число которых входит и наука о бухгалтерском учете, изучают производственные отношения, которые выступают их общим предметом и конкретизируются в определении предмета каждой экономической науки.

Предметом хозяйственного учета выступает процесс расширенного воспроизводства, включающий 4 стадии: производство, распределение, обмен, потребление.

Их реализация обеспечивает воспроизводство продукта, рабочей силы и производственных отношений.

В более конкретном смысле предметом бухгалтерского учета являются имущество организации, его состояние и движение в процессе хозяйственной деятельности, а также результаты использования этого имущества (т.е. непрерывно повторяющиеся хозяйственные операции).

2. Объекты бухгалтерского учета. Содержание предмета раскрывается в объектах бухгалтерского учета.

(расходы, доходы)
Экономическая классификация источников формирования активов субъектов хозяйствования - student2.ru

Экономическая классификация активов субъектов хозяйствования

Экономическая классификация источников формирования активов субъектов хозяйствования - student2.ru

Экономическая классификация источников формирования активов субъектов хозяйствования

Экономическая классификация источников формирования активов субъектов хозяйствования - student2.ru

5. Понятие метода бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета –совокупность способов и приемов, используемых при изучении объектов бухгалтерского учета.

Изучение метода бухгалтерского учета позволяет объяснить, какими конкретно способами и приемами бухгалтерия отражает предмет, как организуется наблюдение, измерение и регистрация отдельных объектов.

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.

Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, дает возможность проводить документальные проверки, обеспечивать сохранность имущества.

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества хозяйства в натуре данным учета: как элемент метода бухгалтерского учета – средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация служит дополнением к документации.

Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

Оценка – способ, с помощью которого активы хозяйствующего субъекта получают денежное выражение. Оценка активов хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки.

Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина каждого вида затрат, но и общая сумма, относящаяся к определенному объекту, т.е. определяется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.

Для постоянного контроля за хозяйственными процессами организации за состоянием активов и источников их образования необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно по стадиям кругооборота, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных активов.

В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производятся путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.

Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета и получение о них необходимой информации с целью текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью, обеспечивается системой счетов. Использование счетов объясняется тем, что сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета, счета же позволяют получать обобщенные их характеристики.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.

Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления активов с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Оно характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования. Это равенство сохраняется постоянно.

Результаты хозяйственной деятельности содержатся в отчетности организации. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.

6. Характеристика элементов методов наблюдения, измерения, регистрации и обобщения. В хозяйственном учете применяются методы: наблюдения, измерения, регистрации и обобщения. Эти методы, но в более специфическом виде используются и в бухгалтерском учете. Таким образом, основными методами в бухгалтерском учете являются:

1) Метод первичного наблюдения;

2) Метод стоимостного измерения;

3) Метод группировки и регистрации информации;

4) Метод полного обобщения и соизмерения информации.

Каждый метод включает приемы:

1) Метод первичного наблюдения – документацию и инвентаризацию;

2) Метод стоимостного измерения – оценку и калькуляцию;

3) Метод группировки и регистрации информации – систему счетов бухгалтерского учета и двойную запись;

4) Метод полного обобщения и соизмерения информации – бухгалтерский баланс и отчетность.

Методы и приемы бухгалтерского учета, составляющие его методологию, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечивается непрерывное сплошное и документальное обоснованное отражение в системе бухгалтерского учета учитываемых объектов в денежных, трудовых и натуральных измерителях, однородная группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Взаимосвязанное отражение этого имущества, источников его формирования и хозяйственные операции при помощи метода двойной записи на счетах, периодического сопоставления фактического наличия имущества и обязательств с учетными данными позволяют получить систематизированные достоверные итоговые отчетные показатели. Все это и создает систему бухгалтерского учета.

Наши рекомендации