Общая характеристика порядка создания и прекращения субъектов хозяйственной деятельности (юридических лиц).

Субъекты хозяйствования, здесь речь пойдет о юридических лицах, создаются по воле их учредителей, при этом государство осуществляет контроль за соблюдением законности при создании новых участников хозяйственного оборота посредством обязательной государственной регистрации юридических лиц (ст.47 ГК).

Юридические лица могут создаваться собственником имущества или уполномоченным им органом (учреждения, унитарные предприятия), учредителями (членами) создаваемого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы).

Единого акта законодательства Республики Беларусь. регулирующего создание юридических лиц, не существует, но имеются акты законодательства, которые определяют порядок создания отдельных видов юридических лиц.В зависимости от особенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

Суть распорядительного способа создания юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке создаются государственные юридические лица на основании приказа или распоряжения органа государственной власти и управления.

В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства либо общественного объединения. Соответствующий орган, проверяет законость создания юридического лица и дает положительный или отрицательный ответ о создании такого вида юридических лиц. Таким способом, в частности, создаются предприятия с иностранными инвестициями

При явочно-нормативном (регистрационном) порядке создания юридического лица не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению могут образовать юридическое лицо. Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации.

Независимо от способа создания все юридические лица подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.п.1 и 2 ст.47 ГК).

Вновь созданные (реорганизованные) хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия (коммерческие организации), потребительские кооперативы, учреждения, финансируемые собственником (коммерческие организации), объединения коммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций регистрируются и перерегистрируются в порядке, установленном Положением, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования».

Органы, осуществляющие государственную регистрацию (перерегистрацию) юридических лиц определены соответственно Положением от 16 марта 1999 г. № 11 и Декретом Президента от 26 января 1999 г. № 22. В соответствии с п.13 Положения от 16 марта 1999 г. государственная регистрация указанных в этом Положении юридических лиц осуществляется:

- юридических лиц (предприятий) с иностранными инвестициями - Министерством иностранных дел;

- банков и небанковских кредитно-финансовых организаций - Национальным банком;

- страховых и перестраховочных организаций - Комитетом по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов;

- субъектов хозяйствования в свободных экономических зонах, за исключением банков и страховых, перестраховочных организаций - администрациями свободных экономических зон;

- субъектов хозяйствования, за исключением указанных выше, - облисполкомами (Минским горисполкомом), которые вправе делегировать часть полномочий по государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования, занимающихся преимущественно производственной деятельностью, осуществляется также горисполкомами областных центров.

В соответствии с установленной процедурой государственной регистрации в регистрирующий орган представляются документы, перечень которых установлен пунктами 23-32 Положения от 16 марта 1999 г., п.п.3 и 4 Положения от 26 января 1999 г., другими актами законодательства. Этими же пунктами данных Положений установлены и требования к названным документам. Так, исходя из норм установленных этими пунктами Положения требуется следующий перечнь документов для государственной регистрации юридического лица:

- заявление, оформленное в установленном порядке;

- анкета установленного образца, представляемая каждым учредителем (физическим лицом);

- копия решения о создании коммерческой (некомерческой) организации, утвержденная в установленном порядке, или протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение;

- учредительные документы (по два экземпляра копий устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации, в случаях, если законодательством это предусмотрено и нотариально засвидетельствованых, если в соответствии с законодательством это предусмотрено);

- документны, подтверждающие формирование уставного фонда в соответствии с законодательством;

- документы содержащие сведения о собственниках имущества ( копию трудовой книжки, заверенную по последнему месту работы; копию пенсионного удостоверения, заверенную органом социального обеспечения по месту жительства или иным полномочным органом; справку органа занятости, если такая имеется);

- нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в одном экземпляре, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, выступающего в качестве учредителя (участника) вновь создаваемой коммерческой (некомерческой) организации по месту нахождения;

- гарантийное присьмо или другой документ, подтверждающий право на размещение коммерческой (некомерческой) организации.

За государственную регистрацию вновь создаваемых юридических лиц взимается плата в размере 60 евро (исключение см. п.15.1 Положения).

На основании решения о государственной регистрации регистрирующий орган вносит сведения о юридическом лице в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного образца. Руководителю зарегистрированной организации выдается удостоверение.

Отказ о государственной регистрации допускается по основаниям, предусмотренными пунктами 40-41 Положения от 16 марта 1999 г. и пункт 11 Положения от 26 января 1999 г.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке (п.1 ст.47 ГК).

Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает реорганизацию и ликвидацию юридических лиц.

Сущность реорганизации юридического лица состоит в том, что ее последствием является не прекращение его деятельности, а общее (генеральное) или частное (сингулярное) правопреемство.

В отличие от реорганизации юридического лица его ликвидация влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.1 ст.57 ГК).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной.. Добровольная ликвидация производится по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В подпункте 1 пункта 2 статьи 57 ГК дан примерный перечень оснований, при наличии одного из которых принимается решение о добровольной ликвидации юридического лица. К ним относятся: истечение срока, на который создано юридическое лицо; достижение цели, ради которой оно создано; признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. Учредители (участники) коммерческой организации при прекращении ее деятельности обязаны провести ликвидацию этой организации в срок, согласованный с регистрирующим органом.

Принудительная ликвидация юридического лица допускается по решению суда или иных органов, в том числе регистрирующего органа, в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Некоторые из оснований принудительной ликвидации юридического лица по решению суда предусмотрены в статье 57 ГК: непринятие решения о ликвидации в соответствии с изложенным выше подпунктом 1 пункта 2 статьи 57; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица; признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства; в иных случаях, предусмотренных законодательством (подпункт 2 п.2 ст.57 ГК).

Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает ликвидацию юридического лица, помимо изложенных в статье 57 оснований и по иным основаниям. Подпункт 3 пункта 2 статьи 57 ГК предусматривает в случаях, предусмотренных законодательными актами, ликвидацию юридического лица по решению иных органов. Они вправе ликвидировать (прекратить деятельность) субъектов хозяйствования в случае: осуществления деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации, либо не предусмотренной ее учредительными документами, либо без специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства; сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд; нарушения сроков регистрации акций, установленных законодательством; наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления коммерческой организацией в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органу сообщений о причинах возникновения убытков, наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые фонды более 6 месяцев подряд с даты государственной регистрации коммерческой организации; препятствия доступу должностных лиц уполномоченых в соответствии с законодательством органов в помещения, используемые коммерческой организацией для осуществления хозяйственной деятельности; размещения органов управления коммерческой организации, а также документов бухгалтерского учета и отчетности не по месту нахождения коммерческой организации; неоднократного непредставления статистической и иной обязательной отчетности в установленный законодательством срок; отсутствия движения средств на счетах в банках в течение 3 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией банку, регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах отсутствия движения средств на счетах; неосуществления предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд (вида экономической деятельности, предусмотренного учредительными документами, в любом шестимесячном периоде) и ненаправления коммерческой организацией регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах неосуществления такой деятельности; осуществление недобросовестной рекламы и неоднократного нарушения прав потребителей; нарушения прав работников, установленных законодательством; уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставнёого фонда (п.42.3 Положения от 16 марта 1999 г.).

Требование о ликвидации юридического лица предъявляются государственным органом или органом местного управления или самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательством. Такое требование адресуется лицам, принимающим решение о ликвидации (п.3 ст.57 ГК).

Государственными органами, имеющими право предявлять требования о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования являются: органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Министерства юстиции, Министерства статистики и анализа, Комитета государственной безопасности, Государственного налогового комитета и Государственного комитета финансовых расследований (п.42 Положения от 16 марта 1999г.).

Процедура ликвидации юридического лица определена статьями 59-60 ГК. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц. Этот орган вносит в Единый государственный регистр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п.1 ст.58 ГК), с этими сведениями может ознакомиться любое заинтересованное лицо (п.4 ст.47 ГК). Те же субъекты, которые приняли решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации (п.2 ст.58 ГК). Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (ч.2 п.3 ст.57 ГК). К ликвидационной комиссии переходят правомочия по управлению делами юридического лица. Она от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (п.3 ст.58).

Процесс ликвидации состоит из следующих стадий:

1. Выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица.

2. Составление промежуточного ликвидационного баланса.

3. Продажа имущества ликвидируемого юридического лица.

4. Выплата денежных сумм кредиторам. (п.3 ст.60 ГК).

5. Составление ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (п.5 ст.59 ГК). Пункт 62 Положения от 16 марта 1999 г. предусматривает, что ликвидационный баланс утверждает ликвидационная комиссия. Расходы, связанные с ликвидацией юридического лица, производятся за счет средств этого лица в первоочередном порядке (п.63 Положения от 16 марта 1999 г.).

При недостатке имущества некоторых юридических лиц кредиторы могут потребовать удовлетворения их требований за счет имущества их учредителей (участников). В случаях, когда при принятии решения о ликвидации юридического лица или при утверждении промежуточного ликвидационного баланса будет установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения требований его кредиторов, ликвидация юридического лица должна проводиться по правилам законодательства о банкротстве (ст.61 ГК).

Имущество ликвидированного юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица (п.7 ст.59 ГК). Имущество коммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику (ч.2 ст.62 Положения от 16 марта 1999 г.).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц (п.8 ст.59 ГК). Регистрирующий орган на основании документов преречисленных в пункте 64 Положния, исключаею юрилическое лицо из Единый государственный регистр юридических лиц.

Решение регистрирующего органа о ликвидации субъекта хозяйствования может быть обжаловано в хозяйственный суд в установленном законодательством порядке (п.71 Положения от 16 марта 1999 г.).

Предприятие – основной субъект хозяйственной деятельности. Законодательство о предприятиях (общие положения).

Главной фигурой в хозяйственной деятельности граждан является создание предприятий. Предприятие на протяжении многих десятилетий являлось опорной базой социалистической экономики и по настоящее время выполняет ряд различных функций. Сегодня на рынке действуют не только государственные предприятия, но и появилось большое количество предприятий частной формы собственности.

Одним из муссируемых вопросов в юридической литературе является вопрос о сущности предприятия. Что понимается под предприятием? Законодательство рассматривает предприятие в двух правовых аспектах.

Закон Республики Беларусь «О предприятиях» от 14 декабря 1990г. определяет предприятие, как самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Здесь предприятие определяется, как субъект хозяйственной деятельности.

Гражданский кодекс Республики Беларусь в статье 132, дает характеристику предприятию, как объекту гражданских правоотношений, относя предприятие к недвижимому имуществу. Под предприятием, как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Его особенность заключается в том, что этот имущественный комплекс охватывает все виды имущества, предназначенные для его деятельности: недвижимое (земельные участки, здания, сооружения), движимое (оборудование, инвентарь, сырье, продукцию), права требования и долги, а также исключительные права (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), если иное не предусмотрено законодательством или договором. Пункт 2 статьи 132 ГК предусматривает возможность совершения сделок, как в отношении имущественного комплекса в целом, так и его части (купля-продажа, аренда, залог и т.п.). Следовательно, мы будем рассматривать предприятие, как юридическое лицо.

Главной задачей предприятия является осуществление хозяйственной деятельности направленной на получение прибыли для удовлетворения потребностей трудового коллектива и интересов собственника имущества. Предприятие может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством. Отдельными видами деятельности оно имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В основе предприятия может лежать как собственность государства, так и собственность частных юридических и физических лиц.

Предприятия могут образовывать союзы, хозяйственные ассоциации, концерны и другие объединения по отраслевому, территориальному или иным принципам в целях координации и защиты своих интересов, которые действуют на основе устава объединения, утверждаемого его учредителями.

Все предприятия возможно классифицировать по ряду признаков:

1. По признаку происхождения капитала на: государственные (учрежденные государственными органами); частные (учрежденные гражданами и юридическими лицами частной формы собственности); смешанные (в уставном капитале которых имеются доли государственной и частной форм собственности); совместные (с участием иностранных инвесторов); иностранные (полностью принадлежащие иностранным инвесторам).

2. По признаку основной деятельности на: промышленные, торговые, инвестиционные, транспортные, в сфере услуг и др.

3. По экономическому показателю и количеству занятых работников на: малые, средние и крупные.

Предприятия также возможно классифицировать в зависимости от создаваемой организационно-правовой формы.

Хозяйственную компетенцию предприятия составляет возможность участия предприятия в предпринимательской деятельности и иных сферах хозяйствования, что довольно полно перечислено в Законе Республики Беларусь «О предприятиях», согласно нормам установленным в Законе, предприятие имеет право:

· самостоятельно планировать свою деятельность и определять перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников;

· свободно выбирать контрагентов и предмет заключаемого договора;

· самостоятельно устанавливать цены, на производимую (реализуемую) им продукцию, работы, услуги, исключением является установление цен компетентными государственными органами;

· самостоятельно, на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о движении цен, организовывать материально-техническое обеспечение собственного производства и капитального строительства;

· открывать счета в любых банках и пользоваться банковскими кредитами на коммерческой основе;

· самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством;

· другие виды деятельности.

При этом предприятие имеет право на коммерческую тайну в объеме, установленном его руководителем.

В связи с этим необходимо определить, как соотносятся общие положения регулирующие статус предприятия, со специальным регулированием отдельных

видов предприятий в зависимости от их организационно-правовой формы.

Наши рекомендации