Хозяйственное законодательство
Под источниками хозяйственного права понимаются юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы.
Все источники хозяйственного законодательства можно подразделить на следующие группы:
акты государственных органов;
акты субъектов хозяйствования Республики Беларусь;
акты органов бывшего СССР;
международные акты.
Источниками правового регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь являются:
Конституция Республики Беларусь;
Кодексы Республики Беларусь;
законы Республики Беларусь;
указы и декреты Президента Республики Беларусь;
распоряжения Президента Республики Беларусь;
постановления Правительства Республики Беларусь;
акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, национального банка Республики Беларусь;
акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и распоряжения в пределах, предусмотренных законодательными актами;
и другие.
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп. на 24 ноября 1996г.), в статье 13 гарантирует всем равные возможности свободного использования государственной и частной форм собственности в осуществлении хозяйственной деятельности [12].
Наиболее важными источниками хозяйственного законодательства являются кодифицированные акты законодательства, такие как: Гражданский кодекс Республики Беларусь[15], Уголовный кодекс Республики Беларусь[18]; Кодекс об административных правонарушениях Белорусской ССР[19]; Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь[16]; Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь[20] и другие.
В хозяйственной деятельности на первое место выступают нормы гражданского законодательства, т.е. те нормы Гражданского кодекса, в которых дано: закрепление предпринимательской деятельности; определены организационно-правовые формы предприятий в Республике Беларусь, а также особенности их создания и ликвидации; определено понятие права собственности, классификация хозяйственно-правовых договоров и др.
Нормы уголовного законодательства определяют, какие общественные деяния в предпринимательской деятельности являются преступлениями и закрепляются основания наступления уголовной ответственности за их совершение – незаконная предпринимательская деятельность, лжепредпринимательство, ложное банкротство, нарушение антимонопольного законодательства и др.
Хозяйственный процессуальный кодекс разрешает споры связанные с осуществлением хозяйственной деятельности между субъектами предпринимательства.
Помимо общих вопросов решаемых в кодифицированных актах, особенно следует отметить кодексы, в которых регулируются отдельные специализированные сферы хозяйственной деятельности, такие как: банковская, инвестиционная, таможенная и другие.
Ведущую роль в правовом регулировании хозяйственного законодательства играют законы Республики Беларусь. Классификация законов, регулирующих предпринимательство довольно обширная, мы остановимся только на основных.
Исходным законом, который в 90-х годах явился родоначальником предпринимательства, стал Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991г.[21]. Отдельные сферы связанные с организацией и обеспечением предпринимательства являются следующие Законы Республики Беларусь: «О предприятиях» от 14 декабря 1990г.[27]; «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992г.[28]; «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992г.[29]; «О товарных биржах» от 13 марта 1992г.[30]; «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000г.[31]; «О стандартизации» от 5 сентября 1995г.[37]; «О сертификации продукции, работ и услуг» от 5 сентября 1995г.[38]; «Об обеспечении единства измерений» от 5 сентября 1995г.[39]; «О ценообразовании» от 10 мая 1999г.[40]; «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республики Беларусь» от 19 января 1993г.[41]; «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10 декабря 1992г.[43]; «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» от 26 июня 1997г.[25] и другие.
Подзаконные акты также играют основополагающую роль в регулировании предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы и декреты, издаваемые Президентом Республики Беларусь, которые не должны противоречить Конституции Республики Беларусь. Они призваны восполнять пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую задачу решили, например, Декрет Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2000г. №22 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. N 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц»[54] и Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999г. №285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь»[58].
Постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников хозяйственного законодательства. Акты Правительства издаются в развитие и во исполнение законов. Среди них, можно назвать те, которые имеют наибольшее значение в предпринимательстве: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1999г. №550 «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» [77], Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 1992г. №715 «О порядке распоряжения государственным имуществом»[68].
В ряду источников хозяйственного права стоят акты министерств и ведомств, принятие в соответствии с их компетенцией. Среди них необходимо выделить акты, принятые Министерством иностранных дел Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством экономики Республики Беларусь. Например, Постановление Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 19 декабря 2000г. №174 «О совершенствовании работы по государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями»[89].
Огромное значение в хозяйственной деятельности отводится судебной практике, которая относится к актам законодательства. Это акты Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, например, в случае разрешения вопросов о незаконной предпринимательской деятельности: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2001г. №6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности»[106] или о порядке проведения дел о банкротстве субъекта хозяйствования: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000г. №9 «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц»[107].
Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предпринимателей, так и предприятий, регулировать внутрихозяйственную деятельность. Например, режим коммерческой тайны предприятия регулируется локальным нормативным актом.
Составной частью правовой системы Республики Беларусь являются общепризнанные акты бывшего СССР и нормы международного права.