Виды стимулирования труда наемных работников.

Материально-денежное стимулирование - это поощрение работников денежными выплатами по результатам трудовой деятельности. Применение материально-денежных стимулов позволяет регулировать поведение объектов управления на основе использования различных денежных выплат и санкций.

Основной частью дохода наемного работника является заработная плата, которой иногда присваивают статус мощного стимула. Однако по оценкам психологов, эффект увеличения заработка позитивно действует в течении трех месяцев. Затем человек начинает работать в том же, привычном для него расслабленном режиме. Журнал «Человек и труд» №2, 2001 г., с. 73.На нее влияют: совершенствование нормирования труда, внедрение научной организации, модернизация рабочих мест, перегруппировка рабочей силы, сокращение излишнего персонала, усиление заинтересованности в более сложном и квалифицированном труде.

Тарифный разряд должен реально отражать квалификацию работника, что будет способствовать росту не только по вертикали, но и по горизонтали. Доплатам свойственны черты поощрительных форм материального стимулирования, доплата является формой вознаграждения за дополнительные результаты труда, за эффект полученный на конкретном участке. Доплаты же получают лишь те, кто участвует в достижении дополнительных результатов труда, дополнительного экономического эффекта. Доплаты в отличие от тарифа не являются обязательным и постоянным элементом заработной платы. Увеличение размера доплат зависит главным образом от роста индивидуальной эффективности труда конкретного работника и его вклада в коллективные результаты.

К доплатам относятся надбавки к тарифным ставкам за совмещение профессий, увеличение объема выполняемых работ, профессиональное мастерство и высокие достижения в труде. Среди этих прогрессивных форм стимулирования наиболее распространенная - надбавка работника за совмещение профессий и должностей.

Надбавка к заработной плате - денежные выплаты сверх зарплаты, которые стимулируют работника к повышению квалификации, профессионального мастерства и длительному выполнению совмещения трудовых обязанностей.

В целом же следует отметить, что система доплат к тарифным ставкам позволяет учесть и поощрить ряд дополнительных количественный и качественных характеристик труда, не охваченных тарифной системой. Эта система создает стимулы относительно длительного действия. Но для ее эффективного функционирования необходимо на предприятии иметь четкую систему аттестации работников всех категорий с выделением определенных признаков или даже критериев для установления того или иного вида доплат и с широким участием в этой работе трудового коллектива.

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Важнейшим направлением материально денежного стимулирования является премирование. Премия стимулирует особые повышенные результаты труда и ее источником является фонд материального поощрения. Она представляет одну из важнейших составных частей заработной платы.

Цель премирования - улучшение, прежде всего конечных результатов деятельности, выраженных в определенных показателях.

Применение премии призвано обеспечить оперативную реакцию на изменение условий и конкретных задач производства.

Механизм премирования представляет совокупность взаимосвязанных элементов. Обязательными его составляющими являются: показатели премирования, условия его применения, источник и размер премии, круг премируемых.

Источником выплаты премии служит фонд материального поощрения, который образовывается за счет прибыли предприятия в размере четырех процентов от фонда заработной платы.

Социальное стимулирование представляется как материальное не денежное. Главной направленностью выступают отношения между людьми, выраженное в признательности руководства заслуг работника.

Это поощрение материально не денежными стимулами и социальными отношениями в коллективе.

Необходимо сразу установить временной интервал после которого работник может поощряться. Он должен быть не менее двух месяцев работы. Исключения могут составлять особо активные и предприимчивые вновь прибывшие работники, которые могут предложить иные возможности, дающие не только повышение качества труда, но и эффективность всего производства. Они в первые же дни раскрывают и претворяют в действие свой потенциал, а их квалификация позволяет грамотно изложить свои наработки.

Моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда и основывается на специфических духовных ценностях человека.

Моральные стимулы - это такие стимулы, действие которые основывается на потребности человека в общественном признании.

Сущностью морального стимулирования является передача информации о заслугах человека, результатах его деятельности в социальной среде. Оно имеет информационную природу, являясь информационным процессом в котором источником информации о заслугах работников выступает субъект управления; приемником - объект стимулирования, работник и коллектив, каналом связи - средства передачи информации. Поэтому, чем точнее передается такая информация, тем лучше система выполняет свою функцию.

Одним из основных условий высокой эффективности морального стимулирования является обеспечение социальной справедливости, то есть точного учета и объективной оценки трудового вклада каждого работника. Убежденность в обоснованности, справедливости признания трудовых заслуг работника, в правильности его поощрения поднимает моральный авторитет труда, возвышает личность, формирует активную жизненную позицию.

Особое значение имеет принцип гласности морального поощрения, то есть широкой информированности всего коллектива. Всесторонняя информация о результатах, достигнутых работниками и торжественная обстановка при вручении наград. Для этого необходимо каждого работника информировать не только устно, но и выдать брошюру с моральными стимулами за качественную работу. И на видном месте, на предприятии, вывесить плакат - таблицу с занесением фамилии и баллов каждого работника, и доску почета с отличившимися.

Моральные стимулы различаются набором элементов, которые формируют пространственную и временную определенность оценочной информации о человеке и которые называется элементами стимулирующего механизма. Эти элементы наполняют форму и содержание вручения поощрения, создают кураж и праздничное настроение.

К внутренним элементам относятся: содержание, текст о заслугах и вид носителя - трудовая книжка, свидетельство, удостоверение, бланк; фотография; значок.

К внешним: название стимула, официальный статус, процедура вручения, частота применения, эстетические достоинства. Они влияют на авторитет, значимость, фактический статус.

31. Формирование номенклатуры и ассортимента продукции.

Номенклатура продукции — совокупность всех ассортиментных групп продукции и единиц продукции, предлагаемых потреби­телям конкретным предприятием.

Чистая номенклатура продукции — количество выпускаемых ком­панией ассортиментных групп продукции. Например, компания «Проктер энд Гэмбл» производит шесть ассортиментных групп, в том числе зубные щетки, туалетные принадлежности, одноразо­вые подгузники, обезболивающие средства и косметику.

Глубина номенклатуры продукции — количество вариантов ис­полнения каждой торговой марки (продукции) в рамках ассор­тиментной группы. Если, например, зубная паста «Аквафреш» предлагается в трех вариантах расфасовки и двух состояниях (паста и гель), то глубина номенклатуры данного товара будет равна шести.

Гармоничность номенклатуры продукции — степень сходства между продукцией различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, условий производства, каналов распреде­ления. Например, ассортиментные группы продукции компании «Проктер энд Гэмбл» гармоничны, так как все они являются това­рами широкого потребления, проходящими через одни и те же каналы распределения.

Ассортимент — это определенная совокупность продукции, объ­единенная в группы по какому-либо признаку.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каж­дого вида и (или) наименования продукции в общем наборе.

Характеристики ассортимента:

  • глубина — количество разновидностей в каждой подгруппе про­дукции;
  • широта — количество видов, разновидностей и наименований однородных и разнородных групп продукции, предлагаемых торговым предприятием;
  • полнота — способность набора продукции однородной группы удовлетворять одинаковые потребности потребителей.

Ассортиментная политика — цели, задачи и основные направ­ления формирования ассортимента продукции, определяемые руководством службы сбыта.

Формирование ассортимента продукции:

  • разработка и установление в определенном порядке номенк­латуры продукции, образующей необходимую совокупность для торговли;
  • деятельность по составлению набора продукции, позволя­ющего удовлетворить фактические или прогнозируемые потреб­ности потребителей.

Принципы формирования ассортимента продукции:

  • обеспечение достаточной полноты продукции частого спроса и простого ассортимента, незаменяемых или трудно заменяемых в потреблении;
  • обеспечение достаточной широты видов продукции по каждой группе и подгруппе в зависимости от ассортиментного профиля торгового предприятия;
  • установление определенного количества разновидностей по каждому виду продукции в зависимости от товарного профиля и зоны деятельности торгового предприятия;
  • учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в дан­ной зоне деятельности торгового предприятия.

Ассортиментный минимум (перечень) — минимально допустимое количество видов продукции повседневного спроса, определяющих профиль розничного торгового предприятия.

Оптимальный ассортиментный набор предусматривает состав продукции установленного спроса, возможность введения в ассор­тимент продукции импульсивного спроса и обновления продукции альтернативного спроса.

Представительный ассортиментный набор — это набор демонстра­ционных изделий в торговом зале, содержащий весь ассортимент данной группы продукции,

Виды ассортимента:

  • простой — набор продукции, представленный небольшим коли­чеством групп, видов и наименований, удовлетворяющих огра­ниченное число потребностей потребителей;
  • сложный — набор продукции, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих разнообразные потребности потребителей;
  • групповой — набор однородных видов продукции, объединенных общностью признаков;
  • видовой — набор продукции различных видов и наименований;
  • марочный — набор продукции, относящейся к одному виду ма­рочных наименований;
  • развернутый — набор продукции, включающий значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородной про­дукции, но отличающихся индивидуальными признаками;
  • сопутствующий — набор неосновной для данного торгового пред­приятия продукции, выполняющий вспомогательные функции;
  • смешанный — набор продукции разных групп, видов, наимено­ваний, отличающихся значительным разнообразием функци­онального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих продовольственной и непродоволь­ственной продукцией;
  • оптимальный — набор продукции, удовлетворяющий реальные потребности с максимальным эффектом для потребителя при минимальных затратах на ее разработку, производство и доведение до потребителя;
  • реальный — набор продукции, имеющийся на конкретном тор­говом предприятии;
  • прогнозируемый — набор продукции, который удовлетворяет пред­полагаемые потребности потребителей.

Показатель ассортимента — количественное выражение свойств ассортимента; при этом измеряется количество видов и наимено­ваний продукции.

Свойства ассортимента:

  • устойчивость (стабильность) — обеспечение постоянного ассор­тимента продукции всех групп, подгрупп, видов и разновиднос­тей в торговом зале предприятия;
  • рациональность — способность набора продукции наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности различных потребителей;
  • гармоничность — свойство набора продукции разных групп, ха­рактеризующее степень их близости.

Стабилизация ассортимента — состояние набора продукции, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Гармонизация ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора продукции, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному ассортименту или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующих потребностям потребителей.

Обновление ассортимента — способность набора продукции удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых видов продукции.

Сокращение ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора продукции за счет уменьшения его широты и полноты.

Расширение ассортимента — количественные и качественные изменения набора продукции за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.


Наши рекомендации