Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и ответственность за его нарушение
Функции антимонопольного органа осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС России). Статус ФАС России основывается на ст. 10, 77 Конституции РФ, а также определяется ст. 22 – 26 Закона о защите конкуренции и Положением о федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2004 г. № 311.
ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, руководство его деятельностью осуществляет Правительство России. Федеральная система антимонопольных органов России состоит из ФАС и территориальных органов (управлений).
Основные функции ФАС России закреплены в ст. 22 Закона о защите конкуренции. Они конкретизированы в п. 5 Положения о ФАС России.
ФАС России в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, ХС обязательные для исполнения предписания; выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции; рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, продажи государственного или муниципального имущества; обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства и др. (ст. 23 Закона о защите конкуренции).
В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки проверяемого лица. Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа.
Антимонопольное законодательство прежде всего направлено на защиту публичных интересов. Этот вывод непосредственно следует из целей Закона о защите конкуренции (ч. 2 ст. 1). Для достижения данных целей ХС и органы власти должны действовать в рамках действующего законодательства и не выходить за пределы запретов, установленных антимонопольным законодательством: их поведение не должно быть направлено на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, ущемление или возможности ущемления интересов других лиц.
В случаях нарушения данных запретов антимонопольный орган в пределах предоставленных ему полномочий вправе выдавать предписания и предупреждения (соответственно ст. 23 и ст. 39.1 Закона о защите конкуренции), которые содержат требования о прекращении соответствующего правонарушения, недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции; обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства; выдавать предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства; привлекать правонарушителей к административной ответственности и т.д.
Согласно ст. 41 Закона о защите конкуренции предписание выдается антимонопольным органом на основании решения комиссии по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В нем указываются определенные действия, которые необходимо осуществить в установленный срок правонарушителю.
Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (ст. 39 Закона о защите конкуренции).
Антимонопольные органы наделены правом выдачи предписания о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией (п/п «и» п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).
Предупреждение – правовое средство антимонопольного воздействия, направленное на устранение последствий правонарушения, а также причин и условий, способствовавших возникновению правонарушения, без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Предупреждение выдается ХС, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения п. 3 и п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении указанных норм закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.