Цены по форме организации торговли и характеру ценовой информации включают такие основные виды цен, как цены прямых контрактов, цены биржевые, цены аукционов (тендерные цены), цены справочные
При анализе системы цен необходимо учитывать следующее: во-первых, все многообразие видов цен нужно рассматривать в единстве (изменение одних видов цен обязательно влечет изменение других видов цен), во-вторых, разнообразие цен, различие конкретных задач их установления не должны приводить к ценовым противоречиям, а должны быть подчинены общенациональным интересам.
СТРУКТУРА ЦЕНЫ - совокупность элементов затрат и чистого дохода, заключаемых в цене. В самом общем виде цена есть сумма издержек производства плюс прибыль. В свою очередь издержки производства (валовые) состоят из постоянных и переменных издержек. В состав постоянных издержек входят амортизационные отчисления, необходимые затраты на прошлые обязательства, накладные расходы, т. е. издержки, которые несет фирма, даже если она ничего не производит. К переменным издержкам относятся все остальные издержки производства, непосредственно связанные с выпуском продукции. Это — затраты на зарплату, сырье, электроэнергию, на накопление и т. д. В свою очередь общая сумма прибыли делится на собственно прибыль и налог на добавленную стоимость. Структура оптовых цен предприятия включает в себя валовые издержки производства плюс прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС).
Оптовая цена промышленности, по которой продукция реализуется конечному потребителю, включает, помимо оптовой цены предприятия, величину издержек, прибыли и НДС снабженческо-сбытовых организаций.
Наконец, розничная цена включает оптовую цену промышленности плюс издержки, прибыль и НДС всех торговых организаций.
Структура цен на сельскохозяйственную продукцию близка к структуре цен на промышленные товары.
33. Законодательство о ценах и ценообразовании.
34. Органы ценообразования
В Российской Федерации основы ценовой политики находятся в введении государства, что должно найти отражение в законодательстве. В настоящее время такого Федерального закона нет, поэтому важнейшие направления государственной ценовой политики регулируются такими законодательными и правовыми нормативными актами, как федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Система органов ценообразования представлена на рис. 14.
Согласно действующей практики, главным органом ценообразования является Правительство РФ и Федеральные органы исполнительной власти – Министерство экономики и входящий в его состав департамент цен.
Функциями Правительства РФ являются:
утверждение перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат регулированию;
установление порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги;
Рис. 14. Органы ценообразования РФ
установление порядка государственного регулирования применения тарифов на электрическую и тепловую энергию по представлению Федеральной энергетической комиссии РФ;
осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по государственному регулированию цен (тарифов).
Правительству РФ также дано право пересматривать перечни продукции, товаров, услуг, цены (тарифы), которые подлежат регулированию на внутреннем рынке страны, и изменять порядок регулирования в случае необходимости.
На департамент цен в составе Министерства экономики возложены следующие функции:
формирование предложений по вопросам проведения единой государственной ценовой политики и их реализация;
разработка порядка регулирования цен (тарифов);
разработка методологии ценообразования, обеспечивающей единую политику ценового регулирования на всей территории Российской Федерации;
систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народно-хозяйственного комплекса и подготовка предложений по совершенствованию как механизма ценообразования, так и государственной политики цен;
осуществление государственного контроля за соблюдением порядка регулирования цен;
координация деятельности органов контроля цен субъектов Федерации.
На органы контроля цен субъектов Российской Федерации возложены функции регулирования цен (тарифов) на те товары, продукцию и услуги, которые в соответствии с законодательными нормативными актами находятся в их компетенции (локальные естественные монополии).
Проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, кроме отраслей, отнесенных к естественной монополии, осуществляется Министерством по антимонопольной политике, создающим подчиненные ему территориальные органы для исполнения своих функций. Основными задачами антимонопольных органов являются:
содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Под монополистической деятельностью понимаются действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти всех уровней управления, направленные на недопущение ограничения или устранения конкуренции;
государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Для решения этих проблем антимонопольные органы:
направляют в Правительство РФ предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства к практики его применения;
дают рекомендации органам исполнительной власти по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;
разрабатывают и осуществляют меры по демонополизации производства и обращения;
контролируют соблюдение антимонопольных требований при создании, регистрации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
контролируют приобретение акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ, которое можно привести к доминирующему положению.
Таким образом, на антимонопольные органы возложены функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе и за соблюдением порядка ценообразования.
Что касается отраслей естественных монополий, то их деятельность регулируется Федеральными органами естественных монополий, также создающими в субъектах Российской Федерации территориальные органы исполнительной власти по регулированию деятельности естественных монополий.
Государственная ценовая политика Российской Федерации не может быть реализована без эффективного контроля за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов. Контроль является не самоцелью, а составной частью управления экономическими объектами и процессами.
Органы ценообразования и контроля цен существуют в Российской Федерации с 1967 года. В середине 1989 года в автономных республиках, краях, областях и городах республиканского подчинения были образованы государственные инспекции цен, а в городах и районах введены должности инспекторов по контролю за ценами. Таким образом, Роскомцен имел вертикальную структуру управления и четкий механизм контроля за исполнением своих решений на территории Российской Федерации.
После ликвидации Российского комитета цен в 1994 году единая система органов ценообразования и контроля цен распалась. Функции федерального органа контроля по ценовой политике перешли к Министерству экономики. Органы ценообразования и контроля цен субъектов Российской Федерации были переформированы и стали функционировать под различными названиями в структуре органов соответствующей исполнительной власти.
Таким образом, в настоящее время органами контроля цен являются:
на федеральном уровне – Министерство экономики РФ;
на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов РФ;
на местном уровне – органы местного самоуправления (контроль распространяется на субъекты предпринимательской деятельности муниципальной собственности).
Помимо них, право контролировать деятельность имеют и другие государственные органы:
финансовые и антимонопольные органы;
органы регулирования естественных монополий;
государственная налоговая инспекция;
государственная торговая инспекция.
Различие между ними заключается в том, что органы контроля цен в случае нарушения дисциплины цен имеют право принимать решения о применении финансовых санкций и взыскании штрафов и реализовывать их через налоговые органы в бесспорном порядке, а другие органы, выявившие нарушения, должны передавать материалы и акты проверок органам контроля цен для принятия решений.
К нарушениям государственной дисциплины цен относятся:
завышение государственных регулируемых цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных или минимальных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;
завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;
завышение установленных надбавок (наценок) к ценам и тарифам, а также начисление непредусмотренных надбавок и непредставление установленных скидок;
нарушение предприятиями-монополистами дисциплины цен;
установление монопольно высоких или низких цен и тарифов;
нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
завышение цен на продукцию, у которой есть конструктивные или технологические недостатки;
применение свободных цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями, если такой порядок законодательно определен.
К предприятиям, допустившим нарушения в области цен и ценообразования (кроме предприятий-монополистов и естественных монополий), применяются экономические санкции: сумма, полученная в результате нарушения дисциплины цен, изымается в доход бюджета за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после выплаты всех налогов и обязательных отчислений без уплаты штрафа независимо от финансового положения предприятия. Эта сумма рассчитывается как разница между фактической выручкой от реализации продукции, работ, услуг по завышенным ценам и стоимостью этой продукции, работ, услуг по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с законодательством. Кроме этого, с предприятия в таком же размере взыскивается штраф и оно обязано снизить цены на свою продукцию, товары, услуги до соответствующего уровня. При повторном нарушении взимается штраф в двойном размере, кроме этого, к ответственности привлекаются лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен. Сумма штрафов зачисляется во внебюджетные фонды местной администрации по местонахождению предприятия. Если предприятие самостоятельно выявило нарушение, то оно вносит в бюджет сумму излишне полученной прибыли без уплаты штрафа.
Предприятия естественных монополий несут ответственность за завышение цен (тарифов), установленных органами естественных монополий в виде штрафа в размере 15 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, они должны возместить убытки, если в результате завышения цен они возникли у потребителей их продукции. В то же время если для естественных монополий были установлены цены без достаточного экономического образования и это причинило им убытки, то они вправе требовать возмещения.
Предприятия-монополисты также несут ответственность за нарушение антимонопольного законодательства согласно Закону «О конкуренции и ограничении коммерческой деятельности на товарных рынках».
Кроме того, органы контроля цен субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 146 и 224 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях могут накладывать штраф на руководителей предприятий, нарушивших дисциплину цен, в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Сложность ситуации состоит в том, что контроль за ценами не имеет законодательной базы, а регулируется теми правовыми нормативными документами, о которых говорилось ранее.
Отсутствие правового статуса органов контроля цен ведет к тому, что арбитражные суды нередко признают недействительными решения органов исполнительной власти субъектов Федерации о взыскании финансовых санкций за нарушение дисциплины цен. Решения о взыскании в доход бюджета таких сумм принимается только органами ценообразования и контроля цен согласно Порядку применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, утвержденному Роскомцен, Минфином и Госналогслужбой России 1 декабря 1992 г. № 01–17/030-23, № ВЗ-6-05/410, а исполняются органами государственной налоговой службы. Исполнение решений органов ценообразования и контроля за ценами об изъятии сумм в доход соответствующих бюджетов за нарушение порядка применения регулируемых цен и тарифов относится исключительно к компетенции государственной налоговой службы и ее органов на местах.
Очевидно, назрела необходимость принятия Федерального закона «О государственном контроле цен за соблюдением порядка регулирования цен». В законе должны быть четко определены:
перечень органов контроля цен, их функции, права, обязанности;
порядок взаимоотношений между органами контроля и субъектами предпринимательской деятельности;
ответственность за нарушение дисциплины цен;
порядок применения санкций и механизм реализации этих решений.
35. Понятие и источники бухгалтерского учета.
Принятие этого закона создаст необходимую правовую базу для проведения государственной ценовой политики и контроля за ее исполнением.
Понятие бухгалтерского учета. В условиях рыночной экономики для принятия правильных решений различным категориям пользователей необходимо наличие достоверной, достаточно полной информации о хозяйственной деятельности субъекта. Такой информацией являются бухгалтерский учет и отчетность.
Легальное определение бухгалтерского учета дано в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с последующими изменениями) (далее — Закон о бухгалтерском учете). Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Источники правового регулирования бухгалтерского учета. Прежде всего источником права, который имеет наивысшую юридическую силу и нормы которого регулируют отношения по бухгалтерскому учету, является Конституция РФ. Пункт «р» ст. 71 Конституции РФ относит бухгалтерский учет к ведению РФ.
Закон о бухгалтерском учете является основным источником права, регулирующим деятельность по бухгалтерскому учету.
В соответствии со ст. 3 и 5 Закона о бухгалтерском учете источники права в сфере бухгалтерского учета по юридической силе можно разделить на следующие группы:
законодательство РФ о бухгалтерском учете, состоящее из: Закона о бухгалтерском учете и других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ;
положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Правительством РФ. В настоящее время издано 20 положений (стандартов) по бухгалтерскому учету;
методические указания, инструкции, рекомендации и иные документы, которые разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, профессиональными объединениями бухгалтеров на основе и в развитие федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, положений по бухгалтерскому учету. В эту группу входят планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению;
локальные нормативные акты самой организации, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые ее руководителем в пределах принятой учетной политики. Данные документы, их форма, содержание, порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.
Пункт 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете закрепляет положение о том, что регулировать бухгалтерский учет своими подзаконными актами могут только те органы, которым такое право предоставлено федеральными законами. Центральное положение в системе этих органов занимает Министерство финансов РФ.
В настоящее время к органам, регулирующим бухгалтерский учет, относятся: Центральный банк РФ; Федеральная служба по финансовым рынкам; орган по надзору за страховой деятельностью.
В п. 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете приведен перечень правовых актов, которые вправе принимать органы, регулирующие бухгалтерский учет. Этот перечень не является исчерпывающим.