Зарубежный опыт управления государственной и муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в государственной собственности, предназначено для удовлетворения общественных интересов собственника - государства.
Установлен общий принцип не отчуждаемости для государственного имущества. Неприменим срок давности к оспариванию приобретения доли государственного имущества.
Необходимое государству имущество оно может экспортировать или реквизировать. Например, среди способов приобретения права собственности, используемых государством, в Законе о государственном имуществе 1964 год (Испания) названы возмездное приобретение, дарение, экспроприация, захват. В большинстве развитых капиталистических стран в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность.
В Великобритании государственной собственности соответствует «имущество короны». К ней относятся: территориальные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые.
Существует закон о собственности короны 1961 года который относит к ней землю, которую суверен использует, находясь у власти. Эти земли включают в себя:
- территорию, изначально принадлежавшую короне или перешедшую к ней в последствии;
- береговую полосу, затопляемые во время прилива, наплывы, шахты;
- земли и права на землю, перешедшие к короне в качестве выморочного имущества или в следствии конфискации.
Всеми территориями, примыкающими к побережью или судоходным рекам, землями береговой полосы, землями между уровнем прилива (высшим) и уровнем отлива, примыкающими к морским заливам, владеет Корона.
Также она обладает исключительным правом на разработку полезных ископаемых на морском дне и в недрах (подробно порядок разработки месторождений урегулирован в Законе о континентальном шельфе 1964 года, а также в Законе о юрисдикции над территориальными водами от 1878 года).
Короне принадлежит исключительное право на:
- разработку месторождений золота и серебра, располагающихся на землях короны или на территориях подданных английской королевы;
- разработку соляных месторождений;
- изыскание и разработку месторождений, нефти, минеральных масел и природного газа.
В Конституции Испании(1978) статья 132 гласит, что «государственной собственностью является имущество, определенное законом, а также во всех случаях: прибрежная зона, пляжи, территориальные воды, природные ресурсы экономической зоны и континентальный шельф. Использование, защита и сохранность государственной и национальной собственности регулируется законом».
Гражданский кодекс Испании (1889 год) определяет, что к собственности, находящейся в общем, пользовании, относятся дороги, каналы, реки, водопады, порты и мосты, построенные государством, берега, пляжи, и редуты. Кроме названных выше объектов, Закон о государственном имуществе 1964 года причисляет к государственной собственности:
- имущество, которое находится в собственности государства и предназначенное для общего пользования;
- вещные права, которые вытекают из аренды, объектов принадлежащих государству;
- другие права, владения государственным предприятием;
- собственность, для государственной службы или для развития национального богатства;
- права на совместную собственность, принадлежащую государству.
Во Франциив состав исключительной собственности страны, французский гражданский кодекс включает:
- дороги и улицы, за состоянием которых следит государство,
- реки, судоходные и сплавные реки, берега, морские наплывы, порты, гавани, рейды и другие территории Франции, и др территории кот не могут быть в частной собственности;
- ворота, стены, рвы, оборонительные сооружения укреплений и крепостей.
Бесхозное имущество, то есть имущество, никем не освоенное, и имущество лиц умерших без наследников, также отнесено к государству. Исключительной собственностью государства являются большие озера Ле-Берте и Линесен.
Французское законодательство относит к числу объектов государственного имущества воздушное пространство, недра земли, шахты и недвижимое имущество, предназначенные для их эксплуатации.
Правому положению собственности государства посвящена глава 2 книги 3 Гражданского кодекса Италии. Статья № 822 относит к гос собственности следующее: морские побережья, рейды и порты, реки, озера, другие воды (в соответствии с положением специальных законов), а также изделия, определенные для национальной обороны.
Также в состав государственного имущества входят:
- государственные дороги, автодороги и железные дороги, аэропорты, акведуки;
- здания, представляющие историческую, археологическую или художественную ценность;
- библиотеки, музеи, архивы,;
- другое имущество, отнесенное к статусу государственного специальными законами.
Если же типы собственности, которые перечислены выше, приобретены регионами на любых законных основаниях, то такое имущество подчиняется правовому режиму, установленному Государственным Кодексом Италии для государственного имущества (статья №281 от 16 мая 1970 года).
Имущество, входящее в состав государственного, неотчуждаемо, на него может быть обращено взыскание в пользу третьих лиц, лишь в случаях, установленных законом, относящихся к этому имуществу.
Органы гос власти реализовывают управление государственной собственностью. Защиту права собственности на эту собственность они осуществляют в порядке, установленном административным и гражданским законодательством.
Имущество, принадлежащее провинциям и коммунам, подчинено тому же режиму, что и прочее государственное имущество. Этот же правовой режим действует и на коммунальные рынки и кладбища.
В состав гос имущества входят принадлежащие государству, провинциям и коммунам права на имущество, принадлежащее другим лицам, в тех случаях, когда это имущество необходимо для достижения целей, представляющих общественный (государственный) интерес.
Частью гос имущества является:
- леса, шахты, карьеры и торфяники, разрабатываемые месторождения;
- объекты, найденные в земле и представляющие историческую, археологическую, палеонтологическую или художественную ценность;
- имущество, предоставляемое президенту Республики;
- казармы, вооружение, военные самолеты и корабли.
В состав имущества государства, провинций и коммун входят здания, предназначенные для размещения в них государственных учреждений, а также иное имущество, предназначенное для осуществления государственной службы.
Государству принадлежит бесхозное имущество.
Имущество государства, регионов и коммун подчиняется правовому режиму, установленному Гражданским Кодексом и специальными законами.
Передача имущества из состояния государственного достояния в собственность государства на основании заявления, сделанного государственным органом. Сообщение о такой передаче имущества публикуется в официальном издании. Переход части государственного достояния к имуществу провинций доводится до сведения общественности в соответствии с правилами, установленными регламентами коммун и провинций.
В СШАгосударственная собственность появилась и развивается в основном путем аккумуляции денежных средств в гос бюджете и их использования для государственного стимулирования экономики, в том числе и для создания отдельных государственных предприятий.
В гос собственности находятся: дороги, порты, электростанции, научные и исследовательские центры, земля, почтовая служба, ирригационные сооружения. Стоимость активов государства составляет на данный момент более 30% национального богатства США, федеральное правительство - крупнейший страховой агент.
В особенности велика роль государства как собственника на землю. На его долю приходится 39,5% земельной площади страны, в том числе федеральному правительству принадлежит 33,7%, штатам - 5%, муниципалитетам - 0,8%. Около 50% принадлежащей федеральному правительству земельной площади находится на Аляске.
Правительство страны может приобрести землю у штатов, у частных лиц и корпораций за ту цену, которую получил бы продавец, если бы торг состоялся на земельном рынке.
Федерации на праве собственности могут принадлежать любые др объекты, помимо земли.
Государство играет важную роль, в атомной промышленности, в производстве электроэнергии, в транспорте. Федерации принадлежит несколько крупных железных дорог страны и все автострады, большое число гражданских аэропортов, судостроительных верфей.
В США для гос собственности характерно, что большая ее часть находится в руках местной власти. Удельный вес последних в общей сумме гражданского имущества в восьмидесятых годах составлял 75% (накануне II мировой войны - 50%).
Преобладающая часть государственной собственности сдается в аренду частным монополиям. После II мировой войны были сданы в аренду государственные заводы по производству алюминия, предприятия атомной промышленности, сталелитейные заводы.
Таким образом в развитых капиталистических странах, таких как Испания, Великобритания, Франция, США и Бельгия государственная собственность имеет важное экономическое значение, а также стратегическое. Государство владеет тем, чего не может иметь частное лицо физически, или же в случае владения каким - либо объектом он превращается в монополиста. А это опасно для государства.
7.1. Опыт приватизации государственной собственности за рубежом
В 1970-е в развитых странах Запада начался переход от кейнсианских методов государственного регулирования к неоклассическим. Это предполагало значительное сокращение размеров государственного сектора, переход от прямых к косвенным методам централизованного регулирования экономики. Когда в начале 1990-х разрушилась социалистическая система, то в постсоциалистических странах приватизация тоже призвано была стать главным звеном реформ.
Первопроходцем приватизации в виде крупномасштабной экономической реформы в национальных масштабах стало в 1979–1987 консервативное правительство Великобритании М.Тэтчер.
В Великобритании приватизация началась в 1979 году и продолжается до сих пор. Большую часть общей суммы в 97 миллиардов долларов, поступившей от приватизации в период с 1979 по 1995 гг., правительство Великобритании получило от приватизации 48 крупнейших компаний, таких как Бритиш Телеком, Бритиш Гэз, Бритиш Эйруэйз и Бритиш Петролеум. Среди других основных достижений британской программы приватизации можно назвать:
1) значительно возросшую эффективность и прибыльность бывших государственных предприятий;
2) значительный рост числа акционеров (от 4% взрослого населения в 1979 г. до более 25% в середине 90-х годов);
3) значительное сокращение государственных субсидий ГП.
Хотя бюджетный дефицит в стране по-прежнему большой, в 1995 году он составлял 6% от ВВП, общее влияние приватизации на состояние государственных финансов Великобритании было положительным.
Основными чертами британской приватизации являются ее постепенность, акцент на получении прибыли, тщательная подготовка законных и нормативных рамок для каждого отдельного случая продажи.
Великобритания стимулировала широкое владение акциями посредством особого внимания к их розничному распределению, установления скидок на предлагаемую цену, доступности акций через посредничество банков и широкомасштабных рекламных кампаний в средствах массовой информации, а также создания различных программ стимулирования покупки акций сотрудниками предприятий и структур, предлагающих акции.
Еще одной характерной чертой была эффективная система регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период, включая лицензирование и контроль за ценами, создание режима потолка цен, ограничивающего возможности приватизированных монополий в повышении цен. Регулирование с помощью установления потолка цен срабатывает гораздо лучше, чем традиционное регулирование на основе уровня возврата инвестиций, которое не способствует эффективности.
Опыт Великобритании по распродаже государственных предприятий был использован многими странами мира – и развитыми, и развивающимися.
В 1986 широкомасштабную приватизацию начало проводить социалистическое правительство Франции: за три года премьерства по инициативе премьер-министра Ж.Ширака были приватизированы телекоммуникационная компания Alcatel Alsthom, национальный канал TF1, 5 крупных сберегательных банков, 2 большие финансовые группы. В 1990–2000-е во Франции прошло еще несколько «волн» национализации.
Французская программа приватизации, начатая в 1986 году правительством Ширака, была приостановлена в 1988 году и возобновлена в 1993 году правительствами Балладура и Жюппе частично из-за озабоченности по поводу бюджета.
Отличительной чертой французской программы является сохранение правительством значительного контроля за приватизированными компаниями. Во Франции впервые были опробованы методы, которые позднее были использованы в других странах, в частности, во франкоговорящих странах Африки. Они включают методы:
1) автоматическое распределение акций между сотрудниками приватизированных компаний;
2) частное размещение крупных блоков акций у «стабильного ядра» (noyau dur) институциональных инвесторов, которые не будут использовать эти акции в спекулятивных целях, способствуя таким образом их будущему твердому положению на фондовом рынке.
Французское правительство часто использовало «золотую акцию». Однако это использование предотвратило выгодную операцию по слиянию Рено с Вольво в 1994 году, когда акционеры Вольво отказались одобрить эту сделку, предоставляющую неограниченные полномочия французским властям.
Франция показала образец высоких темпов и объемов приватизации в короткие сроки. То, что было сделано в Англии за 6 лет, во Франции сделано за 14 месяцев. Она ставила задачу изменить роль госсектора в национальной экономике. Программа приватизации была рассчитана на 5 лет. За 14 месяцев (с 1986 г.) было приватизировано 15 крупных компаний, контролировавших более тысячи предприятий. Приватизацию осуществляло Министерство экономики, сочетая централизованное регулирование и рыночные рычаги.Принятие гибкого законодательства обеспечило Министерству экономики возможность проводить процесс приватизации по схеме: иностранным инвесторам — не более 20%; стабильным акционерам — 15-30; персоналу приватизируемых компаний — 10 % предложенного капитала.Значителен сам принцип французской приватизации, основанный на методе создания автономных центров принятия решений в лице крупных предприятий, независимых от государственного аппарата. Формируя «твердые ядра» стабильных акционеров, сыгравшие ключевую роль в организации новых независимых структур, государство оградило себя от малейшего риска, который мог бы появиться, если бы эта организация опиралась на рыночные механизмы.Внешними объективными факторами успеха приватизации в Англии и Франции явились развитие биржевого рынка, обуздание инфляции и большой объем сбережений домашних хозяйств.В ходе приватизации в развитых странах им, как правило, удавалось повысить эффективность работы экс-государственных предприятий, страдавших от бюрократического управления и отсутствия конкуренции. Великобритания в результате реформ в определенной степени восстановила свой статус одного из экономических лидеров Западной Европы.Среди развитых стран широкомасштабные приватизационные мероприятия проводились только Европе, поскольку в странах других регионов не было крупного государственного сектора.
Среди развивающихся государств наиболее активно и относительно успешно приватизация проходила в Латинской Америке. Лидирующую роль играла Мексика: на ее долю в конце 1980-х – начале 1990-х приходилось около 20% стоимости всех приватизационных сделок развивающихся стран. В Бразилии летом 1998 произошла самая крупная в мире приватизационная сделка – государственный телекоммуникационный холдинг Telebras был продан на конкурсных торгах за почти 19 млрд. долл.
В других развивающихся странах приватизация проходила менее успешно. В Африке сильная коррупция делала проведение приватизации скорее способом обогащения политической элиты, чем средством оздоровления экономики. В Азии государственное управление было относительно успешным, поэтому приватизация здесь оказалась менее широкой, чем в других регионах.
Если в развитых странах в покупке прав на приватизируемые предприятия участвовали в основном рядовые граждане, то в развивающихся странах большая доля бывшей госсобственности скупалась иностранными фирмами.
7.2. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства
Термин «государственно-частное партнерство» - перевод распространенного в мире понятия public-private partnership. В зарубежных странах, как и в России, чтобы подчеркнуть приоритетную роль частного сектора, иногда используется термин «частно-государственное партнерство».
Интерес к инвестиционной составляющей сотрудничества государственной власти и частного бизнеса возник достаточно давно: первая постройка канала по концессионному принципу во Франции датируется 1552 г. Активно государственно-частное партнерство в концессионной форме использовалось многими странами, в том числе и Россией, на рубеже XIX - XX веков, особенно для строительства железных дорог.
Последний виток интереса к ГЧП возник в 90-е годы XX в. в Великобритании, когда и начала развиваться британская форма ГЧП – «частная финансовая инициатива» (private financing initiative, PFI), суть которой состояла в привлечении частных инвестиций для строительства крупных государственных объектов, т.е. когда фактически частный бизнес сам осуществлял строительство государственного объекта за счет собственных средств.
Компенсация расходов частного инвестора осуществляется впоследствии либо за счет доходов от эксплуатации, либо за счет платежей из бюджета. Во многих случаях частной финансовой инициативы инвестор привлекается к дальнейшей эксплуатации объекта и организации его деятельности, вплоть до найма персонала. Объектами частной финансовой инициативы могут выступать объекты инфраструктуры (включая автомобильные и железные дороги), школы, больницы и даже тюрьмы.
В Великобритании стоимость объектов частной финансовой инициативы, которая является там основной формой ГЧП, в течение последних 10 лет составляет 24 млрд. фунтов стерлингов, а в течение следующих трех лет планируется реализовать проекты на общую сумму 12 млрд. фунтов стерлингов. Ежегодно заключается до 80 новых соглашений. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета страны.
Необходимость в ГЧП возникает прежде всего в тех сферах, за которые государство традиционно несет ответственность, - объекты общего пользования (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура, объекты культуры, памятники истории и архитектуры и т.п.), так называемые публичные службы (public services) - ремонт, реконструкция и содержание объектов общего пользования, уборка территорий, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение.
Государство, как правило, не может полностью отказаться от своего присутствия в этих сферах и вынуждено сохранять контроль либо над определенным имуществом (оставаться собственником), либо над определенным видом деятельности.
Партнерство государства и частного сектора следует характеризовать как долгосрочное взаимодействие с целью привлечения дополнительных источников финансирования.
При этом ГЧП не отменят приватизацию. Безусловно, есть сферы, где частный бизнес может работать без государственного участия. Однако есть традиционные сферы государственной ответственности: оборона, социальная сфера, инфраструктура. С чисто рыночной позиции они непривлекательны и могут исчезнуть, если их активы передать в частные руки. К тому же государство не может полностью передать их в собственность.
Поэтому на практике совершенно логично возникает так называемая полуприватизация (semi-privatization), с которой часто отождествляют ГЧП. Это дает основание рассматривать ГЧП в качестве промежуточной формы между государственной и частной собственностью, а также как своеобразную управленческую альтернативу приватизации.
Основной целью государственно-частного партнерства (ГЧП) является развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон, реализация общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления экономическим субъектам высококачественных услуг.
Базовые признаки ГЧП состоят в следующем:
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
- взаимодействие сторон в ГЧП закрепляется на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты и т.п.);
- взаимодействие указанных сторон имеет действительно партнерский, равноправный характер (т.е. в обязательном порядке должен соблюдаться паритет, баланс обоюдных интересов);
- ГЧП имеет четко выраженную публичную, общественную направленность (его главная цель - удовлетворение государственного интереса);
- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются активы (ресурсы и вклады) сторон;
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые в ГЧП результаты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям, зафиксированным в соответствующих соглашениях, договорах, контрактах и т.п.
При реализации проектов ГЧП используются различные механизмы сотрудничества государства и частного бизнеса. Они дифференцируются в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ. Наиболее распространены следующие механизмы партнерств:
- BOT (Build, Operate, Transfer - строительство - эксплуатация/управление - передача). Этот механизм используется главным образом в концессиях. Инфраструктурный объект создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право эксплуатации сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По его истечении объект передается государству. Концессионер получает правомочие использования, но не владения объектом, собственником которого является государство;
- BOOT (Build, Own, Operate, Transfer - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача). В этом случае частный партнер получает правомочие не только пользования, но и владения объектом в течение срока действия соглашения, после чего он передается публичной власти;
- BTO (Build, Transfer, Operate - строительство - передача - эксплуатация/управление). Этот механизм предполагает передачу объекта государству сразу по завершении строительства. Затем он поступает в пользование частного партнера, но без перехода к нему права владения;
- BOO (Build, Own, Operate - строительство - владение - эксплуатация/управление). В этом случае созданный объект по истечении срока действия соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора;
- BOMT (Build, Operate, Maintain, Transfer - строительство - эксплуатация/управление - обслуживание - передача). Здесь акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов;
- DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer - проектирование - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача). Особенность соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование. В случае соглашений типа DBFO (Design, Build, Finance, Operate - проектирование - строительство - финансирование - эксплуатация/управление) специально оговаривается его ответственность за финансирование строительства инфраструктурных объектов.
7.3. Формы реализации государственно-частного партнерства
Принятые в мировой практике классификации ГЧП выделяют обычно следующие его формы.
Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, оказание общественных услуг, управление, поставку продукции для государственных нужд, оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах. Как правило, контракты с государственным или коммунальным органом - весьма привлекательный бизнес для частного предпринимателя, поскольку помимо престижа гарантируют ему устойчивый рынок и доход, а также возможные льготы и преференции.
Аренда в ее традиционной форме (договора аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что на определенных договором условиях происходит передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. Традиционные договора аренды предполагают возвратность предмета арендных отношений, причем правомочие по распоряжению имуществом сохраняется за собственником и не передается частному партнеру. В специально оговариваемых случаях арендные отношения могут завершиться выкупом арендуемого имущества. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупить государственное или муниципальное имущество.
Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Концессии представляют собой в наибольшей степени развитую, комплексную и перспективную форму ГЧП.
Особенность концессии состоит в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении. Право же собственности на выработанную по концессии продукцию передается концессионеру.
Следует выделить ряд характерных признаков концессии:
- предметом концессии всегда являются государственная (муниципальная) собственность, а также монопольные виды деятельности государства либо муниципального образования;
- одним из субъектов концессионного соглашения выступает государство или муниципалитет (в лице соответствующих органов исполнительной власти);
- цель концессии состоит в удовлетворении общественных нужд и потребностей;
- концессия всегда имеет договорную основу (концессионное соглашение);
- концессия опирается на возвратность предмета соглашения, который предоставляется частному партнеру за плату, определяемую в соглашении.
Если в случае контрактов, в договорах аренды и подряда государство или муниципальное образование выступают субъектами гражданского права и для их эффективной деятельности вполне достаточно норм Гражданского кодекса, то в рамках концессии государство прежде всего является органом публичной власти. В этом качестве оно не просто предоставляет партнерам по соглашениям часть своих правомочий как собственника, но и делегирует им часть своих властных функций (исключительных суверенных прав). Делать это можно только на основании соответствующего властного акта государства.
Таким образом, источником исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав является не статус государства как собственника, а его прерогативы как органа публичной власти. Исключительный (суверенный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также самого государства.
К публично-правовым признакам концессионных соглашений относится фиксирование в них публичных интересов, выразителем и представителем которых является государство. По концессионному соглашению частный партнер государства (концессионер) обязан подчиняться требованиям публичных интересов, обеспечивать бесперебойность оказания услуг, недискриминацию пользователей, общедоступность услуг, равенство тарифов на одинаковые услуги.
Обстоятельства, ставящие под угрозу публичный интерес или причиняющие ему ущерб, выступают законным основанием для принятия мер, специально не прописанных в соглашении. С целью защиты публичного интереса в концессионном соглашении могут быть предусмотрены суверенные односторонние права и преимущества органа публичной власти перед концессионером.
Концессии получили наибольшее распространение в инфраструктурных отраслях, в которых необходимы приток частных инвестиций и высококвалифицированное управление. Существует три вида концессий:
- на уже существующие объекты инфраструктуры;
- на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов;
- передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании.
В рамках этих видов возможны варианты концессионных отношений, основанные на сочетании правомочий собственности между государством и частными концессионерами, а также допустимых пределов их конкретной предпринимательской и инвестиционной деятельности (сооружение, эксплуатация, управление).
Начало созданию полноценного концессионного законодательства в Российской Федерации было положено Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», основной целью которого является привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. Принятие Закона N 115-ФЗ призвано придать качественно новый уровень развитию взаимоотношений между государством и частным бизнесом в ряде ключевых отраслей российской экономики.
В Законе N 115-ФЗ зафиксировано, что заключение соответствующих контрактов возможно осуществить, опираясь на типовые соглашения, которые утверждает Правительство РФ. Таким образом, предполагается, что, несмотря на различия и уникальность проектов и контрактов, соответствующее концессионное соглашение должно содержать существенные условия типового концессионного соглашения. Необходимость разработки типовых концессионных соглашений подтверждает отечественный концессионный опыт периода нэпа и индустриализации: практически во всех отраслях народного хозяйства были детально разработаны типовые концессионные договоры.
Необходимо подчеркнуть, что наличие типовых концессионных соглашений оправдано не только тем, что это в значительной степени облегчит работу по подготовке, заключению и выполнению будущих концессионных соглашений. Немаловажное значение имеет тот факт, что согласно мировой практике в сфере ГЧП соглашения такого рода являются самыми сложными из тех, что заключаются правительствами стран, в которых реализуются проекты на основе ГЧП (в том числе и концессионного характера).
Главная причина трудностей заключения концессионных соглашений состоит в недостаточной защищенности прав концессионера. Так, риски, которые он несет, высокие расходы, связанные с самой концессионной деятельностью, отягощаются еще и необходимостью уплачивать высокую концессионную плату государству. В то же время неустойка за нарушение обязательств со стороны последнего законом не предусмотрена. Сейчас готовятся соответствующие поправки в закон, которые, возможно, стимулируют появление концессий в стране.
Таким образом, Правительству РФ, соответствующим министерствам и ведомствам предстоит еще многое сделать для того, чтобы выработать нормативно-правовую базу, которая позволит с наибольшим эффектом внедрить концессионный механизм ГЧП в экономику Российской Федерации.
Особенно актуальными могут стать концессии в сфере транспортной инфраструктуры. В подписанной в мае 2008 г. транспортной ФЦП предусмотрено, что большую часть средств на самую масштабную инфраструктурную программу дадут частные инвесторы. Частные инвестиции в транспортные проекты предполагается довести до 4 - 5% ВВП, а пропорции государственного и частного финансирования приблизить к 35:65.
При этом следует учитывать, что вряд ли все инфраструктурные проекты в России будут развиваться в форме концессий. Не проработан и порядок отбора проектов и выделения средств на концессионные соглашения из Инвестиционного фонда РФ. Более вероятно заключение концессий, ориентированных на модернизацию и эксплуатацию действующих имущественных комплексов - аэропортов, портов, вокзалов, отдельных терминалов.
Проблематично реальное появление частных железнодорожных и даже автомобильных магистралей. Вопрос упирается в позицию государства как основной стороны партнерства. Абсолютно не решены пока проблемы отведения земли. Кроме того, явно завышены ожидания государства, связанные с размером частного финансирования проектов. Мировой опыт показывает, что в дорогих инфраструктурных проектах доля инвестиционного участия государства не может быть ниже 40 - 60%.
Весьма полезен отечественный концессионный опыт периода нэпа и индустриализации.
В 1920-е годы концессии создавались почти во всех отраслях народного хозяйства СССР. Проектирование и строительство практически всех советских заводов, создание новых отраслей промышленности были во многом обеспечены за счет заключенных концессионных соглашений с иностранными фирмами. Свыше 80% этих концессий были сосредоточены в сфере добычи золота, серебра, свинца, марганца, нефти, в производстве цветных металлов, в эксплуатации лесных, рыбных ресурсов, в машиностроении, электроэнергетике и т.п.
В 1920-е годы прошлого века иностранные концессии в сфере городской инфраструктуры, коммунального хозяйства в крупных городах (например, в Москве) были весьма распространены и развиты. Практика концессий в СССР в указанный период свидетельствует о том, что в качестве одного из существенных условий концессионных договоров, заключаемых советским правительством с иностранными частными инвесторами (юридическими и физическими лицами), выступал льготный налоговый режим. Он находил свое проявление в так называемом паушалировании (от немецкого слова «paushal» - взятый вместе) налогов, когда, например, вместо 26 различных налогов взимался один.
Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом напоминает традиционную концессию, но все же отлична от нее. Различия заключаются прежде всего в разной конфигурации отношений собственности между государством и частным партнером. Если в концессиях, как уже упоминалось, концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпущенная продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Условия и порядок раздела продукции между государством и инвестором определяются в специальном соглашении. В мировой практике такие соглашения особенно активн