Основные модели жизненного цикла организации.
Классическая
Этапы:
1. Рождение. Риск, целеустремленность, директивный метод руководства
2. Детство. Опасный период, неудачи, выживает 20-30%, некомпетентность и неопытность руководства. Гл.задача это быстрый успех, не просто выживание, но и развитие.
3. Отрочество. Организация заменяет риск, стремление к успеху, первые шаги планирования, разработки бюджетов, прогнозов, повышение компетентности руководства. Однако рост идет рывками
4. Ранняя зрелость. Экспансия, дифференциация, возможно диверсификация, делегирование полномочий, организация экспертизы, обучения и развития. Начало проявления к бюрократизма - борьбы за власть.
5. Расцвет сил. Сбалансированный рост, стабильность, инновации, совершенствование всех частей и децентрализация. Разработка новой продукции, технологий, освоение новых рынков сбыта, ускорение темпов роста, высокий уровень квалификации руководства, переоценка своих успехов.
6. Полная зрелость. Не смотря на высокий доход темпы роста замедляются, царит всеобщее благодушие, организация отклоняется от первоначальных целей, руководство компетентное, но не ответственное, игнорирует слабости.
7. Старение. Бюрократическая волокита, необоснованная стратегия, неэффективная система мотивации, закрытость к новым идеям, давление конкурентов, организация постепенно распадается, она вынуждена либо принять жестокую систему обновления либо погибнуть.
8. Обновление.
Модель Ларри Грейнера.
Это классическая модель. Разработана в 70х годах прошлого века.
Этапы ЖЦО: творчество, централизация, делегирование, координация и сотрудничество
Стадии
1. Рост через креативность. Мощный уровень креативного драйва у руководства, быстрый рост из-за чего руководитель теряет прямой контроль над деятельностью своих подчиненных. Кроме идеи требуется профессиональное руководство.
2. Рост через директивное руководство. Создается организационная структура управления, где прописываются основные функции и зоны ответственности. Вводится система поощрения, наказания и контроля. Функциональная структура, основанная на жесткой позиции не дает свободы действий для нижних уровней управления. Выход - требуется свобода и делегирование полномочий.
3. Рост через делегирование полномочий. Общий рост, власть делегируется руководителям различных отделов для проникновения на новые рынки и развитие новых продуктов. Появляется новая система мотивации. Руководители высшего звена сосредотачиваются на стратегическом развитии и постепенно теряют контроль над разросшейся и усложнившейся организацией. Наступает кризис контроля и загруженность работы нижних уровней. Необходима координация между уровнями
4. Рост через координацию. Создаются продуктовые группы, вводится сложная система распределения инвестиций между бизнес единицами. Постепенно предприятие сталкивается с проблемой слишком сложной системой планирования и распределения денег, а так же контроля. Реакция на изменение рынка замедляется, что вызывает падение уровня организационной эффективности. Предприятие впадает в кризис. Выход - нахождение новых путей сотрудничества
5. Рост через сотрудничество. Организация осознает бюрократизм системы управления и организационной структуры. Начинает постепенно повышать ее гибкость, приглашаются консультанты, поощряются новые идеи, изучается опыт передовых предприятий и через сотрудничество с ними пытаются выйти из кризисного положения.
Модель Ицхака Адизеса
Один из известнейших экспертов в области повышения эффективности ведения бизнеса и правительственной деятельности путем внесения координальных изменений. Является основателем и директором института Адизеса. Его книга "Жизненные циклы компании: как рождается и умирает компания и что с ними делать"1988 год признана классикой теории менеджмента и отмечена как одна из лучших книг о бизнесе.
Развивая идеи Л.Грейнера Адизес предположил, что динамика организационного развития носит циклический характер и это заложил в основу теории ЖЦО. Согласно его модели в жизни предприятия можно выделить 10 закономерных и последовательных этапов.
1. Выхаживание. Компании еще нет, но есть идеи.
2. Младенчество.
3. Детство (давай, давай)
4. Юность
5. Расцвет
6. Стабилизация
7. Аристократизм. Компания владеет значительными средствами, которые расходуются на обустройство собственной деятельности и укрепление контроля. Появляются негласные, формальные правила, связанные в первую очередь со стилем одежды и другими традициями. Компания старается быть инновационной и генерировать новые продукты и идеи.
8. Ранняя бюрократизация. Компания больше сосредотачивается на внутренних проблемах, слабеет склонность к повышению эффективности, к поиску инновационных путей развития, поддерживается сложная система контроля, которая требует от сотрудников соблюдения набора правил и процедур,но не эффективного труда.
9. Поздняя бюрократизация. Недостатки усиливаются и в конечном итоге приводят к смерти
10. Смерть
Модель Адизеса позволяет прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций на ранних стадиях.