Нововведения: сущность, признаки, свойства, виды и их характеристики. Инновационный процесс: сущность и характеристика этапов.
Инновации — это новшества (нововведения) в различных сферах экономики и видах деятельности.
Инновации характеризуются рядом признаков, важнейшими из которых являются:
· новизна (продукт инновации: продукция, услуга, технология и т.д. должен обладать новыми свойствами по сравнению с аналогами);
· широкая область возникновения (объектами инноваций могут быть продукция, технология, организация производства, труда, управления, сбыта продукции и т.д.);
· эффективность (инновации должны быть ориентированы на обеспечение экономического, научно-технического, социального и экологического эффектов).
При наличии перечисленных признаков в совокупности инновации способны выполнять следующие их функции в воспроизводственном процессе:
· воспроизводственную (прибыль, полученная в результате реализации инновации в производстве, ее продажи может быть использована на расширение производства, обновление основных фондов и т.д.);
· инвестиционную (полученная прибыль может быть использована для инвестирования других инноваций);
· стимулирующую (получаемая прибыль является стимулом для реализации новых инноваций).
Инновации можно классифицировать по различным взаимодополняющим признакам:
· по сфере деятельности (технико-технологические, научные, организационные, коммерческие);
· по характеру применения (продуктовые, процессные);
· по форме (объекту) — продуктовые, технологические, организационные, ресурсные;
· по степени новизны (радикальные, комбинированные, модификационные).
С учетом характерных признаков инноваций наибольший интерес представляет классификация по объекту и степени новизны.
По объекту выделяются следующие инновации:
· ресурсные (предполагают использование новых или более качественных сырья и материалов);
· продуктовые (ориентированы на освоение новой продукции или модернизацию традиционной продукции);
· технологические (ориентированы на модернизацию технологии, использование новой технологии и технологических процессов);
· организационные (совершенствование оргструктур управления, организации производства, труда, системы сбыта и послепродажного обслуживания, материально-технического обеспечения и т.д.).
По степени новизны выделяются следующие виды инноваций:
· базисные (радикальные) инновации, реализующие крупные изобретения и научные открытия и открывающие новые направления в технике, технологии, продукции; на их основе создаются новые отрасли; они требуют больших затрат времени и ресурсов, но обеспечивают большой эффект в масштабе экономии;
· крупные (улучшающие), реализующие изобретения и создающие новые поколения техники, технологии, продукции в рамках существующего направления, значительно изменяющие характеристики техники, технологии и продукции;
· средние (микроинновации), использующие мелкие изобретения и создающие новые виды техники, технологии, продукции в рамках существующего поколения;
· мелкие (псевдоинновации), улучшающие отдельные характеристики существующих техники и технологии и потребительские свойства продукции. К ним условно можно отнести также обычные организационно-технические мероприятия.
Перечисленные виды инноваций ранжированы по убыванию степени новизны, масштаба их применения и обеспечиваемого научно-технического и экономического эффектов.
Как экономическая категория инновация является смысловой основой основных понятий теории инноватики: инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационная политика, инновационный потенциал, инновационная инфраструктура. Эти понятия раскрыты в следующих разделах.
По способу осуществления следует различать нововведения:
1. экспериментальные, то есть проходящие стадию апробации, проверки;
2. прямые, реализуемые без экспериментов.
Кроме того, можно различать и по другим значимым признакам:
По объёму: точечные (правила), системные (технологические и организационные системы), стратегические (принципы производства и управления).
По назначению, то есть направленные на: эффективность производства, улучшение условий труда, обогащение содержания труда, повышение управляемости организации, повышение качества продукции.
По социальным последствиям: вызывающие социальные издержки (напряжённость, новые виды монотонного, вредного и т.д. труда, потери статуса и прочее), дающие социальные преимущества (снижение и вредности труда, повышение квалификации и прочее).
По источнику планирования: централизованные (на министерства, ведомства), локальные (дирекция, регион), спонтанные (массивное рационализаторство,изобретательство).
По результативности: внедрённые и полностью используемые, внедрённые и слабо используемые, невнедрённые.
Инновационный процесс
Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.
Укрупнённо инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.
В зависимости от сложности инновационного проекта задачи, решаемые на первой стадии инновационного процесса, могут быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов научно-технической деятельности, полученных в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом. Исполнителями работ на данной стадии являются творческие коллективы учёных и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов, научно-технических центров.