Основные формы монополий. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Монопо́лия (от греч. один продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).
Различают четыре основные формы монополистических объединений:
Картель это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность.
Трест это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Концерн это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций.
Антимонопольное право — совокупность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний.
Основой российского антимонопольного законодательства является ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение.
По закону запрещается:
- навязывание контрагенту условий договора;
- не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос;
- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
18.Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства.
Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность.
Признаки предпринимательства: риск; инициатива; предприимчивость; самостоятельность; ответственность; активный поиск.
Субъекты – частные лица, различного рода ассоциации (АО, кооперативы, арендные коллективы) и государство.
Объекты – любые виды хозяйственной деятельности(коммерческое посредничество, торгово-закупочная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами).
Виды предпринимательства:
1. Производственноепредпринимательство – в котором осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей.
2. Коммерческоепредпринимательство – состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг и не связано с производством продукции.
3. Финансовоепредпринимательство – разновидность коммерческого.Объектом купли-продажи здесь являются деньги, валюта, ценные бумаги.
4. Посредническоепредпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны.
5. Страховоепредпринимательство –предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Предпринимательская среда- совокупность различных объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям реализовывать свои функции.
Внешняя среда - совокупность условий и факторов, действующих независимо от самих предпринимателей:
- экономическое положение в стране и регионах, определяющее самостоятельность юридических субъектов;
- наличие определенной экономической среды, рыночного пространства. В частности, функционирование объектов рыночной инфраструктуры (банки, биржи и пр.);
- относительная обособленность предпринимателей, свобода выбора партнеров, поддержка предпринимательства;
- правовая среда, т.е. четко установленные права, обязанности;
- наличие в достаточном количестве природных ресурсов, демографическая ситуация;
- научно-техническая, технологическая среда. Важное значение имеет уровень развития системы образования, особенно профессионального высшего;
- благоприятный моральный и психологический климат в обществе к предпринимательству.
Внутренняя средаформируется непосредственно самими предпринимателями и во многом носит субъективный характер. Включает следующие условия или факторы:
- наличие необходимого объема собственного капитала;
- выбор предмета деятельности;
- подбор команды партнеров, кадров работников и управление персоналом (его симулирование);
- разработка обоснованного бизнес-плана;
- знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;
- благоприятный моральный климат, условия работы сотрудников и др.