Международная торговля результатами интеллектуальной собственности
Понятие и объекты интеллектуальной деятельности
В настоящее время термин «интеллектуальная собственность» широко используется на страницах теоретических исследований, популярных изданий, в национальных законодательствах, а также в международных конвенциях и соглашениях. Статьей 11 Конституции Республики Беларусь гарантируется охрана законом интеллектуальной собственности.
Согласно классификации Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая создана в 1970 году и входит в систему ООН, интеллектуальная собственность охватывает две основные области:
o промышленную собственность, касающуюся, прежде всего, защиты прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели и т.д.;
o авторские и смежные правана литературные, музыкальные, художественные, фотографические, кинематографические и аудиовизуальные произведения.
В соответствии со статьей 980 Гражданского кодекса Республики Беларусь к объектам интеллектуальной собственности относятся:
1. Результаты интеллектуальной деятельности:
o произведения науки, литературы и искусства;исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания;изобретения, полезные модели, промышленные образцы;селекционные достижения;топологии интегральных микросхем;нераскрытая информация, в том числе секреты производства («ноу–хау»);
2. Средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг:
o фирменные наименования;товарные знаки (знаки обслуживания);наименования мест происхождения товаров;
Другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными законодательными актами.
К объектам права промышленной собственности относятся (статья 998 ГК Республики Беларусь):
o изобретения;полезные модели;промышленные образцы;селекционные достижения;
o топологии интегральных микросхем (ТИМ), представляющие собой зафиксированные на материальном носителе пространственно–геометрическое расположение совокупности элементов интегральной схемы и связей между ними;нераскрытая информация, в том числе секреты производства («ноу–хау»);
o фирменные наименования;товарные знаки (знаки обслуживания);наименования мест происхождения товаров;
o другие объекты промышленной собственности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных законодательством.
Содержание, особенности и характерные черты международного технологического обмена
Дальнейшее расширение и углубление международного разделения труда неизбежно ведут к развитию научно–технического сотрудничества, т.к. в условиях научно–технической революции отдельные фирмы все больше специализируются в определенных отраслях науки и техники. В связи с этим объективно необходимым является развитие международного обмена результатами научно–технических разработок.
Осуществление крупных затрат на НИОКР под силу лишь крупнейшим компаниям. Так, затраты на НИОКР в общей сумме продаж у ТНК США составляют от 3 до 5% оборота. В промышленно развитых странах (IBM –6%, Боинг – 5%, Ксерокс – 4%, Дженерал Моторс – 3%). В промышленно развитых странах мира автомобильные концерны инвестируют в НИОКР также 3–5% своего оборота (Volkswagen – 5%, BMW – 4,8%, Ford – 4,7%, Toyota – 4,2%).
Высокие темпы научно–технического обмена во второй половине XX века привели к тому, что в течение последних десятилетий для международной торговли характерно вовлечение в оборот особого товара – научно–технических достижений – т.е. происходит активный международный обмен технологиями.
Суммарная стоимость создаваемых в мире технологий в настоящее время достигает 60% величины всего общественного валового продукта, что обусловливает большие объемы продаж. Приобретая технологии, фирмы за относительно короткий срок достигают мирового уровня качества и высокой конкурентоспособности производимой продукции, получают новые рынки сбыта и увеличивают объемы экспорта.
Можно выделить три группы способов передачи технологий:
1. внутрифирменный обменмежду материнскими компаниями транснациональных корпораций и их заграничными дочерними фирмами (на него приходится 2/3 мировой торговли технологиями);
2. межфирменныйобменмежду независимыми фирмами;
3. межфирменные поставки машин, оборудования и другой промышленной продукции, которые сопровождаются передачей технологий.